Так ли все просто?
В рекламных материалах компаний все препараты эффективны, действие удобрений – беспрецедентное, а гибриды – выдающиеся. Вот только в поле все выглядит иначе. А что скрывается меж строк рекламных буклетов по семенам кукурузы?
Семенные компании и поставщики семян для описания сортов и гибридов используют одни и те же показатели, но, как оказывается, под этими показателями каждая компания подразумевает «нечто свое». Поверить в это непросто, но это, к сожалению, так.
Эталона нет
Дело в том, что сегодня в мире не существует единых шкал оценки показателей, характеризующих сорта и гибриды. Поясню, о каких шкалах речь. Обнаруживая на листе растения признаки некоего заболевания, вы желаете дать оценку устойчивости рассматриваемого сорта / гибрида к этому заболеванию или же оценить эффективность примененного препарата. Нужен эталон или какая-то тестовая шкала, от которой вы в своей оценочной работе смогли бы оттолкнуться. И вот такой «общемировой», единой для всех стран и компаний тестовой шкалы не существует. Фактически каждая фирма для оценки показателей использует свои шкалы или тестовые растения.
Пожалуй, стоит напомнить то, что селекционные центры, дающие характеристики новым гибридам и сортам, располагаются в разных странах, отличающихся климатом и распространением вредителей и болезней. Так, мировая селекция подсолнечника сконцентрирована в жарких и сухих регионах, например в Калифорнии (США), где благодаря уникальному климату практически отсутствуют заболевания подсолнечника. Поэтому оценку устойчивости культуры к заболеваниям дают в Южной Дакоте, где заболеваний с избытком. Но, опираясь лишь на оценки американских специалистов, невозможно предсказать, как поведет себя гибрид в Саратове или Оренбурге, где совершенно иные спектр и интенсивность заболеваний, расы патогенов, скорости развития инфекций и т.д.
Найти знаменатель, к которому можно было бы привести все оценки, пытались еще в СССР. Было положено начало созданию единых шкал оценки заболеваний, но с развалом Союза наработки растерялись.
Кому‑то может показаться проблема надуманной, но приведу такой пример: в последние годы на семинарах все чаще разворачиваются споры между семеноводческими и «пестицидными» компаниями о том, как считать фазы развития кукурузы. Интересно, что фазы у тех и других называются одинаково – по количеству листьев, – но «пестицидная» методика опережает «семенную» примерно на два листа.
И это – из-за отсутствия единых стандартов. Избавить фермеров от необходимости подсчета листьев и определения соответствующих фаз смогли в Америке, где на тарных этикетках гербицидов решили указывать высоту растений, при которой можно применять препарат, например: обрабатывать кукурузу до ее высоты 10 дюймов (25 см). Нам же при любой ссылке на количество листьев следует по-прежнему уточнять, как считали.
Если с подсчетом листьев так сложно, то что говорить о других показателях?
ФАОриты полей
Попытка разобраться в показателях скороспелости гибридов дала удивительные результаты. Для некоторых культур, например подсолнечника, приемлемых показателей оценки скороспелости не существует вовсе – у каждой компании свои шкалы и методики. Многие пытаются унифицироваться, давая оценку в днях вегетации, но в разных регионах в зависимости от погоды этот показатель будет серьезно отличаться.
Скажете, что с кукурузой дела обстоят лучше – есть ФАО? Да, число ФАО иногда помогает, но и оно условно. Сама методика претерпевала изменения практически каждое десятилетие. Так, в Венгрии в 60‑е годы ФАО рассчитывалось на основе количества дней до достижения влажности зерна 34 – 36%, в семидесятые – до 28 – 30%, в восьмидесятые – 25%, в 90‑е перешли к оценке на уровне около 20%.
При всей популярности показателя во многих странах не знают, что это такое – число ФАО. Спросите американского фермера, с каким ФАО он возделывает кукурузу, – фермер сильно удивится. В США некоторые компании используют свои внутренние шкалы «относительной скороспелости».
Такое «творчество» возможно ввиду отсутствия в стране Государственной регистрации сортов и гибридов. Поэтому поставщики семян оперируют, например, показателем продолжительности вегетации до фазы черной точки в основании зерна (кукуруза на силос) или его влажности 20 – 22% (кукуруза на зерно). Но американскому фермеру переживать о соответствии заявленных и фактических данных по скороспелости не стоит. Поскольку рынок кукурузы на континенте громадный и в каждом штате имеется обширная сеть опытов, то он может довериться данным по скороспелости в днях – они будут достаточно точными.
Тем не менее чаще всего в США для оценки групп скороспелости кукурузы используются «тепловые единицы». Этот показатель схож с числом ФАО, поскольку так же рассчитывается по формуле, и в основе расчетов лежит подсчет сумм температур выше 10 градусов Цельсия (или эквивалентного показателя в Фаренгейтах) – эффективных температур.
Такие показатели (в т. ч. и число ФАО) очень условно отражают влияние температуры. Во-первых, есть колебания дневных и ночных температур, а в нашем континентальном климате перепады очень большие и увеличиваются при движении на север и восток. Расчетный показатель может быть приемлем для кукурузы, но постоянные низкие ночные температуры не дадут возможность растению восстановить скорость обмена веществ в короткие дневные часы тепла. Во-вторых, ночная температура может быть и +9 °C, и +5 °C, которые по-разному скажутся на замедлении развития, а в‑третьих, продолжительность воздействия низкой температуры может быть и несколько минут, и несколько часов, что в показателе не отражается. Свое влияние оказывает доступность влаги, элементов питания и пр. Поэтому вроде бы формулы и сумма температур есть, но использовать полученные данные в практике сложно.
Более-менее точно можно определить момент появления черной точки – физиологической спелости зерна, когда в него прекращается приток питательных веществ. Дальнейший процесс высыхания зерна – чисто физический, его сложно «привязать» к показателю скороспелости. Утренняя роса и дожди могут привести к тому, что зерно не будет отдавать влагу – это мы можем наблюдать в Калининградской области.
Но вернемся непосредственно к числу ФАО. Загляните на сайт любого из производителей семян кукурузы в разных странах, наверняка заметите, что один и тот же гибрид характеризуется разным ФАО, отличающимся на 20 – 30 единиц. А вот другой расклад: возьмите два ранних гибрида с одинаковым ФАО, высадите их – они, определенно, покажут себя в поле по‑разному. Вероятнее всего, стадии черной точки гибриды достигнут в похожие сроки, а вот сохнуть будут по-разному. Скорость отдачи влаги будет отличаться в первую очередь из-за особенностей, определенных генетикой, – толщины обертки початка, степени его открытости, расположения зерен, а также температуры воздуха, его влажности и скорости ветра.
Итак, число ФАО – попытка объединить в одном два совершенно разных показателя – скорости достижения физиологической спелости (фаза черной точки) и физической отдачи влаги зерном. Уже только потому, что каждый из этих показателей не связан с другим никоим образом, не стоит воспринимать ФАО как объективную величину. Для практических целей табличное значение ФАО – лишь первичный индикативный показатель. Его можно использовать для оценки скорости достижения фазы черной точки, важной при производстве силоса, и то с оговоркой, что для интенсивных гибридов на слабых агрофонах период вегетации увеличится. О скорости влагоотдачи зерна в конкретном регионе этот показатель, к сожалению, почти ничего не скажет.
Методом проб и ошибок
Чтобы все же добыть достоверную информацию о «своем» ФАО, рекомендуется высевать тестовые гибриды и сравнивать их с тестируемыми. Особенно это важно в северных и восточных регионах, где используют самые ранние гибриды. Даже десять единиц разницы в спелости – не табличной, а фактической – могут стать критическими.
Желательно иметь «запас» по скороспелости на случай дождливой осени или раннего прихода холодов. Чтобы в таком случае не стать жертвой увлечения позднеспелыми гибридами, рекомендуем взять за хорошее правило ежегодное проведение внутрихозяйственных испытаний новых понравившихся вам сортов и гибридов.