Игорь Лобач о возможностях, стратегии и перспективе.
Игорь Александрович Лобач, кандидат сельскохозяйственных наук, президент Национальной ассоциации производителей семян кукурузы и подсолнечника
В условиях, когда на каждом углу трубят о провале в отечественной селекции и семеноводстве, разговор об экспорте семян чаще всего вызывает как минимум недоумение и воспринимается как несбыточные мечты.
Когда в 2013 г. мы на совете Национальной ассоциации производителей семян кукурузы и подсолнечника обсуждали перспективы экспорта, первоначальная реакция была примерно такая же. И это понятно, ведь на тот момент у нас не было ни репутации, ни опыта, ни гибридов, адаптированных к зарубежным условиям, тем более зарегистрированных там. Но в результате обсуждения была сформулирована не только экспортная концепция ассоциации, но и рабочая группа по созданию гибридов кукурузы для рынков Ближнего Востока и Африки. Амбициозно настроенные члены Ассоциации понимали, что реализация этого проекта потребует как новых гибридов, так и кардинальных изменений в подходах к качеству готовых семян, если мы хотим на равных конкурировать с иностранными компаниями. А это — и модернизация, и кадры, и жесточайший контроль качества.
В данном направлении проведена серьезная работа, что позволило производить конкурентоспособные семена, соответствующие мировому уровню. А подтверждением ее результативности стал тот факт, что на наших заводах подрабатывают семена кукурузы и подсолнечника такие иностранные компании как «Сингента», «КВС», «Маисадур Семанс». Параллельно ведутся совместные работы отечественных селекционно-семеноводческих центров и иностранных селекционных компаний. В наших экспортных программах участвуют только предприятия-«пятизвездочники», которые не только полностью отвечают требованиям стандартов Ассоциации (а они у нас жестче государственных), но и в течение двух лет прошли проверку сортовых качеств методом грунтового контроля. Кроме того, необходимо заниматься и мелиорацией семеноводческих посевов, и экологическими испытаниями, и продвижением, и, как показала практика, созданием индустриальных аграрных предприятий в странах-импортерах.
Члены Ассоциации самостоятельно, уже не один год либо поставляют семена, либо ведут работы по селекции и сортоиспытанию в странах СНГ, Ближнего Востока, Восточной Европы.
С 2016 г. началась совместная деятельность наиболее активных членов Ассоциации, производящих семена кукурузы, сои, сорго и подсолнечника, по выходу и закреплению на рынках Африки, Средней Азии. За это время удалось отработать механизм организации совместных поставок семян, экологических сортоиспытаний, обучения местных специалистов, а также понять некоторые особенности стран-импортеров.
Помимо того что уже есть определенные результаты в каждом из перечисленных направлений, наработан опыт, показывающий необходимость решения более общих вопросов с участием государства.
Ассоциация считает, что экспорт семян следует рассматривать не только как составляющую часть стратегии развития экспорта продукции АПК и один из стимулов развития семеноводства в Российской Федерации, но и в контексте общей стратегии роста сельхозпро-изводства. Мы разработали Стратегию развития экспорта семян кукурузы и подсолнечника, доложили ее на Всероссийском агрономическом совещании в 2015 г. В ней предусмотрено увеличение объема производства товарной кукурузы до 25 млн т в год и расширение посевной площади при производстве на зерно до 6 млн га, что на наш взгляд, должно стать отправной точкой при формировании Стратегии производства семян и их экспорта. Для достижения этих показателей потребуется производить около 120 тыс. т семян кукурузы и дополнительно 30 тыс. т — для отправки на экспорт. И это реальные планы, которые стали возможными по нескольким причинам:
1) созданы конкурентоспособные простые специализированные гибриды с повышенной влагоотдачей, что конкуренты прежде ставили нам в укор. Сегодня несколько отечественных компаний могут предложить линейку таких гибридов зернового направления;
2) есть менее затратная технология производства гибридов на стерильной основе, которую используют только отечественные семеноводы, позволяет им реализовывать готовые семена по более низким ценам;
3) отлажена эффективная работа всех звеньев системы семеноводства на ключевых предприятиях отрасли;
4) применяются новые технологии уборки и хранения зерновой части, позволяющие выращивать кукурузу на зерно в условиях Новосибирской и Московской областей;
5) продвинут в более северные регионы ареал производства зерна кукурузы.
Эти возможности необходимо учитывать в стратегических планах как государственных структур, так и бизнеса.
Что касается государства, то, на наш взгляд, основной недостаток его деятельности в области семеноводства — отсутствие внятной политики в отношении отрасли. Попытка принять разработанную в 2010 г. Минсельхозом России «Стратегию развития селекции и семеноводства сельскохозяйственных культур на период до 2020 года» не увенчалась успехом. В целом неплохой документ, но в нем одной из главных задач почему-то является «обеспечение устойчивого импорта семян сельскохозяйственных культур, производство которых агроэкономи-чески оправданно на территории Российской Федерации». А об экспорте лишь несколько слов: «На этом этапе предусматривается переход от импорта семян к их экспорту…» к 2020 г.
По нашему мнению, с учетом произошедших экономических и политических изменений, Стратегия должна быть серьезно расширена, особенно в части экспортной составляющей, и базироваться на современных рыночных механизмах с рациональным государственным регулированием.
В ней, помимо доли семян в экспортной выручке и объемов производства семян на экспорт, необходимо обозначить несколько важных категорий и задач:
— потребность в родительских формах, средствах на регистрацию и продвижение в страны Азии и Африки, в господдержке для стимулирования строительства орошаемых участков для семеноводческих целей;
— предоставление земельных ресурсов для размещения семеноводческих участков;
— организация селекционных станций за рубежом;
— создание сортов и гибридов, адаптированных к условиям стран-импортеров.
Кроме того, следует юридически обеспечить приоритетность семеноводческого бизнеса над товарным производством в специальных семеноводческих зонах, определив специализацию регионов в области семеноводства и типовые семеноводческие севообороты.
Законодательное обеспечение экспортной программы должно быть ориентировано на:
— приоритетность производства семян над товарным зерном;
— исключение экспортных пошлин на семена;
— уточнение порядка районирования гибридов или их родительских форм, предназначенных для экспорта;
— уточнения порядка предоставления господдержки на выращивание гибридов, предназначенных именно для экспорта;
— принятие нового порядка ввоза/вывоза селекционного и семенного материала, предназначенного для реализации экспортных мероприятий;
— внесение изменений в методики получения карантинных сертификатов в части малообъемных селекционных образцов и их обеззараживания.
Необходимо также предусмотреть мероприятия по обеспечению авторских прав в странах-импортерах и др.
Изложенные выше предложения основаны на опыте, полученном нами при организации продвижения отечественных семян кукурузы, сои и подсолнечника на зарубежные рынки. Сегодня Ассоциация при поддержке Минсель-хоза России вносит предложения по развитию экспорта семян, в частности, по внесению изменений в Порядок ввоза/вывоза на территорию Российской Федерации семян сортов растений для научных целей и методику проведения исследований малообъемных партий семян при получении карантинного сертификата.
Особая роль отводится международному научному сотрудничеству со странами-импортерами, в том числе в части прикладных исследований по созданию принципиально нового исходного селекционного материала и проведения сортоиспытаний, с целью районирования сортов и гибридов. Создаются консультационные центры по сопровождению продаж. Внедряются технологии получения стабильно высоких урожаев. Расширяется география дней поля, которые проходят на стационарных площадках.
Практика показывает, что экспортировать семена необходимо в те страны, где есть перспективы развития индустриального сельского хозяйства (Китай, Индия, Пакистан). В связи с этим необходимо четко расставлять наши экспортные приоритеты.
Существует ряд причин юридического характера, сдерживающих экспорт семян, в том числе в страны СНГ. Прежде всего это отсутствие адаптированных (единых) нормативных требований для всех стран — участников рынка. Не обеспечена необходимая защита интересов патентообладателей селекционных достижений как в России, так и во многих странах-экспортерах семян. Так, при наличии нормативной базы по защите авторских прав, нет эффективных механизмов борьбы с фальсификаторами. В результате имеют место случаи, когда даже в странах Союзного государства запрещают высевать семена российской селекции. Ярчайший пример тому — ситуация с поставками семян кукурузы в Республику Беларусь в 2018 г, когда не были проданы более 6000 т уже законтрактованных семян.
Выводы. Развитие экспорта семян — многогранная задача, решение которой возможно в результате комплексного подхода и активного участия бизнеса, отраслевых союзов и государства. Заявлений о намерениях всех сторон уже недостаточно: нужна системная, кропотливая точечная работа по согласованному плану.
Журнал «Селекция, семеноводство и генетика», № 4/2018