О чем сегодня говорили на пленарном заседании Госдумы?
Безусловно, центральным вопросом пленарного заседания Госдумы в среду стал правительственный час «О реализации федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы. О ходе проведения осенних полевых работ в РФ в 2018 году».
Председатель профильного комитета по аграрным вопросам Владимир Кашин отметил, что как экономисту Дмитрию Патрушеву равных нет, и поэтому в этом ключе мы ждем от него прорывных вещей.
Однако выступления депутатов свидетельствовали, что искать «прорывные вещи» в экономике сельского хозяйства бессмысленно и невозможно. Из правительственного часа можно сделать простой вывод: есть два больших провала национальной продовольственной безопасности: антинациональная политическая воля и отсутствие сельскохозяйственной генетики с селекцией. Причем второе тоже сводится к первому.
О генетике и семеноводстве так или иначе сказал почти каждый депутат. Фокус в том, что никто не знает, что делать. В парламенте нет специалистов данной сферы, там просто не знают, что это такое. Поэтому дискуссия свелась к констатации фактов, известных уже несколько лет, о зависимости России от ввоза семенного и племенного материала, о диспаритете цен на ГСМ и продукцию и по мелочи все остальное включая кривое субсидирование с отсутствием агрострахования в условиях рискованного земледелия. Несколько регионов включая Крым пострадали от засухи и поддержку получить не могут. На фоне избытка зерна и переходящих остатков спекулянты нагнетают обстановку, и цена на хлеб растет. После очередного ежегодного зловредного повышения цен на ГСМ на время посевной ущерб насчитали 12 млрд руб., компенсировали почему-то пять. Остановить это безобразие никто не может. Списание сельхозтехники идет быстрее обновления парка несмотря на поддержку отечественного производства.
Патрушев утверждал, что отечественные сорта неконкурентны, и слышать это было странно, потому что дискриминация тут политического характера, как и по продуктам в торговых сетях.
Сообразно тому, чему меня учили на кафедре генетики и селекции МГУ, ключевой на данный момент вопрос поставил по поручению Владимира Кашина соратник по КПРФ Сергей Казанков. Он напомнил, что климат России из-за её размеров очень дифференцирован, целых четыре климатических пояса. Невозможно даже сравнивать количество солнечного тепла, выпадающих осадков и плодородия почв, например, в Марий Эл и на Кубани. Однако в настоящее время при выделении средств на погектарную поддержку растениеводам целевым индикатором являются лишь площади, которые заняты зерновыми, зернобобовыми и кормовыми культурами. В некоторых регионах разумнее было бы выращивать технические культуры, например лён-долгунец, сахарную свеклу или картофель.
Вопрос депутата Казанкова: возможно ли изменить целевой индикатор и выдавать погектарную поддержку тем регионам, которые в целом сохраняют и увеличивают общие посевные площади, а в идеале сделать так, чтобы выделялась ещё дополнительная поддержка тем субъектам, которые даже в сложных климатических условиях не дают полям покрыться лесом и зарасти бурьяном?
Патрушев в ответ признал, что не создана система анализа регионов в части выращивания тех культур, которые там правильнее было бы выращивать и которые могут там произрастать. Дальше министр-экономист сослался на бюджетные ограничения.
Он обещал в рамках работы Министерства очень серьёзный анализ провести по регионам в целом, что правильнее выращивать. В рамках единой субсидии до регионов будут доводить конкретные цифры на конкретные вещи, которые позволят более правильно подходить к выбору тех культур, которые стоит производить на той или иной земле, в том или ином регионе.
Таким образом, ни министр, ни депутат в принципе не знакомы с тем, что такое районирование сортов и пород. Оба не знают, что в СССР система была, потому разрушили ее в начале 70-х. До этого прямой ввоз племенного и сортового материала в производственные хозяйства был запрещен, только для дальнейшей селекции, адаптации к местным условиям с последующим районированием.
Откуда возьмут регионы те культуры, которые им стоило бы выращивать? Потоком идет импорт всей линейки посадочного материала. Министр импорт запрещать не собирается даже по пестицидам и ядохимикатам, которые можно было бы производить в стране.
Патрушев в своем докладе представил информацию, согласно которой принципиальных изменений в сельском хозяйстве не происходит.
В настоящее время на российском рынке доля импорта семенного картофеля составляет 80 процентов.
Доля семян гибридов сахарной свеклы иностранной селекции на российском рынке составляет 98 процентов. Селекционно-генетический материал бройлерного птицеводства России полностью импортируется. Аналогичная ситуация сложилась по целому ряду других видов продукции, сырья и продовольствия.
В результате реализации данной подпрограммы должно быть создано не менее 12 новых сортов картофеля, разработано и зарегистрировано 10 биологических средств защиты картофеля. В итоге доля российских сортов на рынке должна составить не менее 25 процентов.
За счет чего и почему только четверть, непонятно.
Вторая подпрограмма — это развитие селекции семеноводства сахарной свеклы в Российской Федерации. Она предусматривает создание не менее 8 отечественных гибридов. Доля семян гибридов сахарной свеклы отечественной селекции должна составить не менее 20 процентов к 2025 году.
Третья подпрограмма — создание отечественных конкурентоспособных кроссов кур бройлерного типа. К сожалению, научной базой по этому направлению являются всего два государственных учреждения, держателя единственного отечественного кросса мясных кур бройлерного типа.
Из-за неблагоприятных погодных условий сроки сева в ряде регионов сдвинулись на две-три недели. Тем не менее аграрии качественно провели посевные работы. Общая посевная площадь составила более 79 миллионов гектаров, в том числе яровыми засеяно 52,5 миллиона гектаров.
В результате погодных аномалий режим чрезвычайной ситуации на сегодняшний день введён в 23 регионах. Пока экспертная оценка проведена только по 18 регионам и сумма ущерба, причинённого аграриям, на сегодняшний день составила по этим 18 регионам 5 миллиардов 850 миллионов рублей.
Под всю посевную площадь внесено 2,5 миллиона тонн в действующем веществе минеральных удобрений. Это практически на уровне прошлого года, несмотря на повышение цен.
Сказывается поддержка элитного семеноводства. Площадь, засеянная элитными семенами под урожай 2018 года, составила чуть менее 6 миллионов гектаров. Посев произведён качественными семенами преимущественно отечественной селекции.
В текущем году предприятия сумели переформатировать производство и сделать упор на высокомаржинальные масличные культуры, такие как соя и рапс, площади под которыми увеличены на 1,3 миллиона гектаров, и впервые в истории России составили порядка 14 миллионов гектаров.
В этом году достигнут историческим максимум по размерам посевных площадей под подсолнечником, это выше 8 миллионов гектаров, по сое — почти 3 миллиона гектаров, и льну масличному — 700 тысяч гектаров. Сохранились на уровне прошлогодних площади технических культур — сахарной свеклы и льна-долгунца.
К началу уборочных работ в регионах было приобретено более 2 миллионов тонн дизельного топлива, почти 353 тысячи тонн автобензина, что превышает объёмы прошлого года на 3,5 процента и 4,5 процента соответственно.
На сегодняшний день обмолочено более 73 процентов площадей зерновых и зернобобовых культур. Намолочено свыше 91 миллиона тонн зерна. В целом по стране планируем собрать 105 миллионов тонн зерна, что на уровне показателя госпрограммы и несколько выше, чем в среднем за последние десять лет.
Уборка масличных идёт опережающими темпами. Убранные площади основных культур в полтора раза превышают прошлогодние. Это позволяет прогнозировать валовой сбор масличных в этом году на уровне 16 миллионов тонн, а также увеличение производства растительного масла и других продуктов переработки масла семян.
Хорошими темпами идёт уборка льна-долгунца, с опережением идёт уборка картофеля и овощей. В 2018 году мы поставили себе высокую планку, произвести 1 миллион тонн овощей закрытого грунта.
С начала реализации госпрограммы в 2013 году заложено около 62 тысяч гектаров новых садов и питомников. До 2025 года планируется заложить ещё более 90 тысяч гектаров.
В 2018 году план закладки составляет 15 тысяч гектаров, в том числе осенью будет заложено 8 тысяч гектаров.
В активную фазу выходит сев озимых культур. Из планируемых 17,2 миллиона гектаров уже посеяна почти половина площадей. Под озимый сев подготовлено 3,6 миллиона тонн семян, что практически полностью удовлетворяет нашу потребность.
В 2018 году с помощью господдержки планируется приобрести порядка 18 тысяч единиц сельхозтехники, на 3,4 процента больше, чем в 2017 году.
Минсельхоз России предложил расширить перечень субсидируемых объектов, включив льноперерабатывающие предприятия, на которые предусмотрена компенсация до 30 процентов.
По таким показателям доктрины, как зерно, сахар, растительное масло, свинина, мясо птицы, картофель российские производители не только в полной мере обеспечивают потребности населения, но и активно поставляют свою продукцию на внешние рынки.
Аудитор Счётной палаты Бато-Жаргал Жамбалнимбуев сообщил, что на реализацию госпрограммы были предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 238 миллиардов рублей, в том числе Минсельхозу России — 212 миллиардов рублей, что на 12 больше объемов 2017 года.
По итогам 2017 года остались неиспользованными и были возвращены в федеральный бюджет около 5 процентов средств — это 12,2 миллиарда рублей. Из них 5,4 миллиарда на льготное кредитование и 4,8 миллиарда рублей на субсидирование процентной ставки по инвестиционным кредитам, соответственно, 37,8 процента от соответствующих лимитов.
Зачем добавлять, если не могут использовать?
Объём средств, предусмотренный на льготное кредитование, превышает соответствующий объем 2017 года более чем в три раза. Кассовое исполнение по ним на 12 сентября текущего года составило почти 35 процентов, что выше исполнения к аналогичному периоду 2017 года более чем в 2 раза.
Низкое кассовое исполнение отмечено по подпрограмме «Техническая и технологическая модернизация» — 30,6 процента. На середину августа 2018 года обеспеченность техникой для проведения сезонных полевых работ, по сравнению с аналогичным периодом 2017 года, сократилась по тракторам на 1 процент, кормоуборочным комбайнам почти на 5.
Владимир Кашин добавил цифири, фактов и аргументов. 105 миллионов тонн зернобобовых, это неплохой задел, но меньше на 12 миллионов тонн к 1990 году, зато пшеницы на 15 миллионов больше. Спекулянты накручивают, что у нас недостаточно зерна и повышают цену на хлеб. Никакой объективной составляющей на этом направлении нет. Урожайность почти на 8 центнеров больше 1990 года.
Мы должны производить 14,7 миллиона тонн плодовых и ягодных культур. До трёх не дотягиваем.
Что касается доходности, ну, здесь вопиющая ситуация. За прошлый год мы потеряли только 120 миллиардов рублей из 250-ти, которые получаем еле-еле, все вместе тут собираем.
По цене на пшеницу: 2016, 2017, 2018-й годы, третий класс — на уровне 10 рублей, сентябрь месяц и 2016 год — нулевая прибавка. Четвертый класс — на уровне 9-ти, пятый — на уровне 8-ми. При этом растет все, что связано с ГСМ за 50 процентов рост.
Увеличили до 371 миллиарда сегодня затраты на весенне-полевую кампанию, 40 миллиардов затратили лишних.
Для примера грамотного подхода можно привести часть выступления Вадима Белоусова по теме, которая в конце прошлого века вызвала насмешки над Думу – о пчелах. Все же народ поумнел и депутаты вместе с ним.
К депутату обратился профессор, доктор наук кафедры зоологии ТСХА о необходимости провести на территории Российской Федерации анализ породного состава медоносных пчел, мониторинг состояния их ресурсов и совершенствование плана породного районирования.
В силу разнообразных природных ресурсов России на территории нашей страны в процессе эволюции появилось очень много форм различных пород пчел, но на сегодняшний день, к несчастью, произошло бессистемное смешение пород и подвидов, таких как среднерусская, карпатская, серая горная кавказская, желтая кавказская, украинская степная. Проконтролировать спаривание пчелиных маток с трутнями невозможно, так как оно проходит в полете, в воздухе в нескольких километрах от пасеки.
С помесями неизвестного происхождения вести племенную работу неэффективно, такое смешение и метизация — это одна из главных причин значительного сокращения численности пчелосемей России, их слабая зимостойкость и подверженность болезням. Пчел не хватает для опыления культур в сельском хозяйстве и цветковых растений в дикой природе. Но есть среднерусская, она же темная лесная европейская, она же Apis mellifera — порода пчел, она раньше преобладала и разводилась на территории России и в северных районах Европы. Этот вид обладает самой высокой зимостойкостью, устойчивостью к болезням, способен эффективно использовать короткий медосбор северного лета. Весной пчелосемьи активно развиваются, так как среднерусские матки обладают высокой яйценоскостью.
Как показывает практика и научные исследования, эффективность отрасли можно повысить, не прибегая к значительным финансовым вливаниям за счет грамотного использования биологических особенностей самих пчел, их ценных породных качеств при их разведении.
Остается вопрос: чем таким несоветская Россия отличается от тоталитарного СССР, что полет трутней там контролировался, а сейчас нет?
Лев Московкин
(материал опубликован с небольшими сокращениями)