Виктор Драгавцев предложил построить фитотрон в Сосновом Бору.
Построить в Сосновом Бору селекционный фитотрон после остановки первого энергоблока Ленинградской АЭС предложил академик РАН, главный научный сотрудник Агрофизического института Виктор Драгавцев 26 сентября, выступая на круглом столе «Будущее Соснового Бора — от атомграда к наукограду».
Селекционный фитотрон — это здание с климатическими камерами, общее количество которых около сотни. В камерах регулируются температура и влажность воздуха, длина дня, спектр света. Стоимость фитотрона около 5 млрд руб. Однако если строить фитотрон в уже готовых помещениях, которые освободятся после остановки энергоблока на Ленинградской АЭС, то сумма необходимых вложений в строительство уменьшится.
Виктор Драгавцев подчеркнул, что в Сосновом Бору есть конструкторы и инженеры, работавшие в атомной энергетике, и их опыт пригодится при проектировании и разработке оборудования для климатических камер. Число созданных рабочих мест при строительстве фитотрона ученый оценил в 1000 и более.
Как указал Виктор Драгавцев, проведенные ранее исследования показали, что у признака продуктивности выращиваемой пшеницы нет стабильного набора генов. Работающие в клетке гены позволяют вырабатывать разные продукты, и какой именно продукт позволит растению преодолеть ограничивающую окружающую среду, зависит от внешних условий. То есть то, какой признак станет важным для продуктивности, зависит от внешней среды.
При этом ограничивающие продуктивность факторы различны даже в разное время суток: утром востребована работа одних генов, днем — других. На основе данной теории эколого-генетического «устройства» признаков продуктивности разработан проект фитотрона, который позволить улучшать свойства сортов пшеницы, создавать новые сорта для разных климатических условий.
Виктор Драгавцев отметил, что сейчас в мире используются сорта пшеницы, которые реализуют только около 30% от возможного генетического потенциала. Использование фитотрона позволит «отремонтировать» сорта, увеличить процент реализованного потенциала при выращивании. Если в Сосновом Бору построить фитотрон, то с его помощью можно будет создавать сорта сельскохозяйственных культур для любой точки Земли и экспортировать их.
Михаил Арефьев, председатель совета директоров ГК «МИР» (Мобилизация интеллектуальных ресурсов), подчеркнул, что селекционный фитотрон не может работать без IT-технологий. Селекция ведется не только «в полях». Из 5 млн скрещиваний растений 4,5 млн будет произведено виртуально и только около полумиллиона — физически в фитотроне, что намного быстрее и дешевле, чем при обычной селекции.
Напомним, что ранее Виктор Драгавцев заявлял, что российская селекция во времена СССР находилась на лидирующих позициях в мире. Отметим также, что агропромышленный комплекс в России в значительной степени зависит от импорта семенного и посадочного материала. На парламентских слушаниях в мае 2018 года «О разработке долгосрочной стратегии развития агропромышленного комплекса Российской Федерации» эта зависимость была названа системной проблемой, тормозящей развитие АПК.