О селекционерах НИИСХ Северного Зауралья и их достижениях.
Завтра страна отметит День работника сельского хозяйства. У Учреждения, о котором пойдет речь, строго говоря, другая ведомственная принадлежность. Оно является филиалом Тюменского научного центра Министерства науки и высшего образования. И это несмотря на то что сортами нашего НИИСХ засевается более 60 процентов посевных площадей в регионе, поменьше – в других территориях. Ну как тут не поздравить ученых с праздником!
– Спасибо за поздравление, – поблагодарил Владимир Новохатин. – Честно признаться, тронут вниманием. А сейчас я тебе кое- что расскажу.
Мы с Новохатиным стоим на опытном поле, где идет обмолот большой делянки с уникальнейшей культурой. Сотрудники лаборатории, возглавляемой Новохатиным, в том числе соавтор этого селекционного достижения Татьяна Шеломенцева, вывели единственный в России сорт пшеницевидного ярового тритикале. Продуктивности просто невообразимой – на поле с умеренным агрофоном дал более 80 центнеров с гектара и клейковиной около 25 процентов!
– Эту культуру, – говорит Владимир Васильевич, – можно использовать как на корм скоту, так и в хлебопекарной промышленности, в том числе для выпечки галет, печенья и прочих изделий. Хорош он в качестве сырья в спиртоводочном производстве. Зерновка у сорта крупная – значит, даст большой выход сиропов. Пригодится яровое пшеницевидное тритикале (гибрид с 25% ржи и 75% пшеницы) – его массовое применение в случае непредвиденных обстоятельств позволит быстро накормить людей. (А известные нам сорта озимого тритикале в российских условиях подвержены вымерзанию).
С Новохатиным подсчитали, что их селекционное достижение с супервысокой урожайностью позволило бы, скажем, племзаводу «Юбилейный» более чем в два раза сократить посевные площади для производства корма животным и в качестве сырья для завода «АминоСиб». Вот только яровому тритикале предстоит еще пройти государственные и широкие производственные испытания в нескольких регионах.
Поездка на опытное поле была для меня полезной не только в плане встреч с учеными. Впервые удалось посмотреть на работу небольших селекционных комбайнов. Обычный «Нью Холланд» обмолачивал большие площади для первичного семеноводства, а два маленьких «Сампо-130» и «Терриум» «подстригали» селекционные делянки – около десяти квадратных метров. При этом вместо бункера зерно ссыпалось в мешок либо в лоток. На первый взгляд, это самая нудная уборка, которую я только видел. К примеру, на лоток попадало несколько килограммов. Их требовалось пересыпать в мелкую тару. При смене культур и даже сортов требовалось немало времени, чтобы основательно очистить комбайны от остатков предыдущего обмолота. Много, очень много ручного кропотливого труда! Но работники института этого вроде бы не замечали. Наоборот, проявляли к такой жатве нескрываемый интерес.
– Много интересного увидел на опытном поле с несколькими тысячами делянок, – начинаю беседу с директором НИИСХ Северного Зауралья Евгением Реневым. – Увеличился ли спрос на ваши селекционные достижения?
– Картинка в отношении наших сортов меняется из год в год, в основном она связана с изменениями климата. Как только возникают неблагоприятные условия для средне- и позднеспелых сортов, земледельцы сразу начинают переключаться на родную селекцию. Или такой пример. Основная культура, используемая на тюменской земле, – это ячмень замечательного пластичного сорта Ача новосибирской селекции. Казалось, превзойти Ачу невозможно. Долгие годы она являлась стандартом и «непроходимой стеной» для других селекционеров. Сейчас стандарт – и на него равняются – это Абалак Марии Фоминой. У Марии Николаевны есть и другие перспективные сорта ячменя. Надо полагать, она возьмет планку повыше.
– В российский рейтинг ТОП-10 входит овес Талисман Фоминой. Имеется ли у нее достойное продолжение по этой культуре?
– Земледельцы от Тюмени до Якутии (это ареал распространения Талисмана) уже сегодня могут заменить его на более продуктивные высоконатурные сорта овсов Фоминой Отрада и Фома. Это зерно обеспечит и достойный фураж, и качественное сырье для производства хлопьев… Вообще-то мы стараемся выводить такие сорта, которые будут иметь широкий ареал, высокую пластичность. Это дает возможность нашим семеноводческим предприятиям вести реализацию качественного посевного материала и за пределами региона.
– Из опыта советского прошлого могу предположить, что за подобные достижения Мария Николаевна могла бы быть избрана в ту пору членом-корреспондентом Академии наук…
– Пожалуй, соглашусь с вами. Была такая практика. По аналогии могу сказать, что и Владимир Васильевич Новохатин непременно стал бы академиком. Его Икар также входит в топ-10 страны. Потребуется много времени, чтобы рассказать о достижениях этого ученого, известного не только в нашей стране. Два последних его сорта пшениц – Гренада и Атланта – тоже подают серьезные надежды. Главная особенность этих пшениц – устойчивость к ряду болезней, ведущих к серьезной потере урожая.
– Как сказал Новохатин, его Гренада – единственный в России сорт, имеющий выносливость к септориозу (это патоген бурой стеблевой ржавчины).
– Мы сами потворствуем болезням, которые в основном проявляются во второй половине вегетации. Кто-то вовремя не успевает обработать посевы, кто-то вообще не работает со средствами защиты растений. С приходом новохатинских сортов такие меры в значительной степени можно отменить, есть надежда на хороший урожай.
– Не могли бы вы прояснить ситуацию с высокопродуктивным горохом сорта Русь?
– Селекционер Татьяна Дмитриевна Бабушкина вывела замечательный, но крупнозерный сорт. Его селекция была заложена еще в ту пору, когда отсутствовали современные посевные комплексы и семеноводческие заводы. А новые технологии не рассчитаны на крупное зерно. Возникли проблемы с нормой высева. При сушке, сортировке и перевалке материала крупнозерный горох кололся. Было очень обидно за Русь, она имела высокий потенциал, раньше всех поспевала.
На Урале и в Сибири лишь в Свердловской, Тюменской областях и на Алтае ведут селекцию гороха. Это одна из самых трудоемких культур. Удержаться на этом плацдарме – особенно молодым – очень тяжело. Судите хотя бы по весу мешка с этой культурой, а девушке, начинающему селекционеру, не по силам справляться с такими тяжестями. И как она наплачется, когда горох в посевах вдруг начнет осыпаться. Тем не менее ветеран селекции Татьяна Дмитриевна Бабушкина успешно ведет работу. Подстраиваясь под новые технологии, уже вывела мелкозерные сорта – сначала Мир, за ним Томас.
– Татьяна Дмитриевна ведет селекцию зернового и кормового гороха?
– Работает в двух направлениях. Зерновые отличаются низкой облиственностью и прямостоячие, а кормовые – это листочковые усачи с высоким содержанием белка в зеленой массе. В испытаниях находится новинка Бабушкиной Сибирский богатырь, готовится Рыжик.
Татьяна Дмитриевна сейчас уступила место заведующего лабораторией своему ученику, молодому научному сотруднику Алексею Ярославцеву, но при этом продолжает его опекать.
– Многих наших читателей интересует, как используется наследие талантливого селекционера Татьяны Поликарповны Липовцыной.
– Лабораторию с коллективом в шесть человек возглавил кандидат сельхознаук Валерий Губанов. Пока для них определена задача сохранения семеноводства многолетних трав большой линейки сортов Татьяны Поликарповны. Потеря селекционера – очень большая утрата. Не стало человека, который сформировал широкую программу селекции, но, разумеется, не все положил на бумагу. Никто не скажет, какие задумки рождались в ее голове. С обновлением кадров в селекции дела обстоят еще тяжелее. К этому Божьему промыслу нужно иметь талант, к нему должна лежать душа. Хочу надеяться, что селекция и семеноводство многолетних трав будут успешно продолжены.
– Сейчас много говорят об острой необходимости создания технологичных в производстве отечественных сортов картофеля. К 2025 году ими намечено заместить четверть семенного фонда. Пока же у нас доминируют зарубежные сорта.
– Не могу сказать, что у нас есть задел для участия в этой программе. Селекция картофеля в институте прервалась в связи с безвременным уходом из жизни заведующего лабораторией Валерия Кузьмича Иванова. Мы сохранили коллекцию его селекционных достижений. А с преемником ситуация такая. После практики у нас прижилась студентка аграрного университета. Но сейчас она в декретном отпуске, однако живо интересуется делами в лаборатории, строит планы на будущее.
– Селекция и семеноводство в вашем институте на виду и на слуху. А какие направления еще есть в НИИ?
– Отделы земледелия, защиты растений, животноводства и другие.
– Если можно, поподробнее об отделе животноводства, его исследованиях.
– В связи с включением нашего института на правах филиала в Тюменский научный центр расширилась география научной деятельности. Скажем, уже озаботились проблемами кормления, ветеринарного обслуживания, племенной работы с оленеводческим стадом Ямала. Придется восстанавливать технологии в зоотехнии, ветеринарии, содержании и кормлении пушных зверей в Ханты-Мансийском автономном округе. В России звероводческих ферм осталось немного. Север располагает условиями для получения качественной пушнины. Под Тюменью поставили ряд опытов в птицеводческих корпусах компании «ПРОДО Тюменский бройлер».
– Еще раз примите поздравления не только от меня, но и от всей редакции. С Днем работника сельского хозяйства коллектив НИИСХ Северного Зауралья!