Вадим Анискин, руководитель проектов АПИЭФО.
Нынешнее состояние рынка фруктов и овощей в России следует признать вялотекущим, хотя победных реляций о росте их производства, особенно в рамках импортозамещения, хоть отбавляй. Главными достижениями считаются строительство новых теплиц и резкое повышение производства овощей в закрытом грунте. Однако тепличные отечественные овощи с трудом конкурируют с аналогичными импортными (с теми же турецкими томатами).
Резкое повышение цен на бензин и дизтопливо неизбежно повлияют на себестоимость отечественной и импортной продукции по всей цепочке поставок: поле — транспортировка на склад — доставка из распределительного центра в пункты розничных продаж. Естественно, это повлечет за собой увеличение розничных цен.
Следует признать очевидное: спрос на фрукты и овощи резко сократился по банальной причине: у конечных потребителей нет денег
Фрукты — это первое, на чем начинают экономить простые люди в нашей стране. А НДС на фрукты (как на предметы роскоши!) с 2019 года будет составлять не 18, а 20%, хотя Ассоциация производителей, импортеров и экспортеров фруктов и овощей (АПИЭФО) куда только не обращалась с аргументированным предложением о снижении НДС на фрукты до 10% (как на овощи)! Но тщетно: и до этого недешевые фрукты станут еще дороже. Как результат, и так небольшое потребление фруктов в России упадет еще ниже.
Разумеется, будучи лояльными политике Президента и правительства РФ, мы поддерживаем контрсанкции, что не мешает видеть их половинчатость и неэффективность.
Например, из всех стран Таможенного союза контрсанкции ввела только Россия, а остальные члены ТС в лучшем случае являются сторонними наблюдателями по принципу «и вашим, и нашим», а в худшем случае, как Белоруссия и Казахстан, закрывают глаза на сомнительный реэкспорт контрсанкционных фруктов, овощей и грибов со своей территории в Россию. В условиях прозрачных границ между странами СНГ действия Федеральной таможенной службы (ФТС) и Россельхознадзора по выявлению и демонстративному уничтожению контрсанкционной продукции напоминают попытки вычерпать воду из реки с помощью дуршлага.
Иной раз дело доходит до курьезов: неожиданно на прилавках супермаркетов появляются стебли сельдерея, выращенные, судя по этикетке, в Йемене — стране, никогда не выращивавшей овощи в товарных объемах, а сегодня вообще находящейся на грани гуманитарной катастрофы.
Кстати, о ритейле. Диктат розничных сетей сегодня не ругает только ленивый. Наряду со здоровой критикой порой выдвигаются абсолютно надуманные и антирыночные обвинения. Наверное, настало время сесть за круглый стол всем участникам цепочки поставок (производитель — логистический провайдер — поставщик — ритейлер — государственные ведомства-регуляторы), откровенно высказать взаимные претензии и найти компромиссные решения.
На территории России по причине сурового климата могут произрастать далеко не все овощи и тем более фрукты. Поэтому ввоз из-за рубежа свежей продукции неизбежен. В отличие от отечественных производителей фруктов и овощей, российские импортеры не пользуются никакой государственной поддержкой. Бог с ней, с поддержкой, но ведь российские импортеры фруктов и овощей очень часто сталкиваются с искусственными барьерами при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Взять хотя бы пресловутые стикеры, которые согласно техническому регламенту Таможенного союза 022/2011 экспортер обязан наклеивать на каждую единицу даже потребительской упаковки, «площадь большей стороны которой превышает 10 квадратных сантиметров», а это не только прозрачный ПЭТ-лоток со 125 граммами ягод, но и стандартный спичечный коробок! То есть ТР ТС 022/2011 буквально на ровном месте создал новый искусственный барьер (да еще какой!), вызвавший недоумение и шок у российских импортеров и иностранных экспортеров фруктов и овощей.
Для сведéния к минимуму спорных вопросов, устранения досадных недоразумений и достижения взаимопонимания в рамках обоюдного желания выстраивать цивилизованный прозрачный бизнес, 17 июля 2018 года было подписано Соглашение о сотрудничестве ФТС России и АПИЭФО. В рамках данного соглашения АПИЭФО уже приступила — по просьбе ФТС — к обширной работе по формированию электронного каталога овощей и фруктов. Надеемся, что подписанное соглашение привлечет в АПИЭФО новых членов, заинтересованных в ведении цивилизованного бизнеса.