Трудности экспорта

Что мешает российским аграриям конкурировать на мировом рынке?

Экспорт продовольствия стал центральной темой на проходящем в Краснодаре сельскохозяйственном форуме «Югагро-2018». Именно ему была посвящена открывшая мероприятие пленарная сессия. О том, какие задачи и проблемы стоят перед аграрным сектором, а также о его будущем – в материале «ФедералПресс».

Амбициозные задачи

45 млрд долларов – такую планку для российского экспорта поставил в мае президент Владимир Путин в рамках майского указа «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Острая дискуссия о путях достижения этого показателя разыгралась на пленарной сессии, открывшей работу 25-й международной выставки «Югагро».

Перед началом дискуссии были зачитаны приветственные обращения вице-премьера правительства России Алексея Гордеева и главы Минсельхоза Дмитрия Патрушева.

«Российское сельское хозяйство демонстрирует в последние годы стабильные темпы роста. В подтверждение тому – господдержка и увеличение инвестиций в АПК, высокий урожай, рост экспорта сельхозпродукции, насыщение мирового рынка (включая биологически чистые продукты). Мы полностью выполнили поставленные президентом задачи по импортозамещению. Теперь наша главная цель – радикально повысить качество сельхозпродукции», – обратился к собравшимся Алексей Гордеев.

«Для расширения поставок отечественной продукции на зарубежный рынок необходимо провести мощную модернизацию отрасли, внедряя современные технологии производства. Поэтому государство поддерживает приобретение и использование аграриями передового высокопроизводительного оборудования», – рассказал в своем заочном обращении Дмитрий Патрушев.

По словам вице-губернатора Краснодарского края Андрея Коробки, Кубань традиционно занимает лидирующие позиции в зерновом экспорте, показатель которого в прошлом году для региона составил порядка 8 млн тонн. В то же время экспорт сельскохозяйственного сырья не совсем хорошо сказывается на экономике субъекта, поскольку добавочная стоимость после его переработки остается не в крае, а в иных регионах и странах. Такая же ситуация обстоит и с производством других продуктов в регионе.

«Поэтому мы сосредоточенны на том, чтобы наладить переработку на Кубани, отправлять на экспорт уже готовые продукты», – уточнил Андрей Коробка.

Забот полон огород

Представители правительства незримо присутствовали в зале пленарных заседаний. К ним постоянно апеллировали спикеры мероприятия. В один момент выступление главы «Росагролизинга» прервал звонок на сотовый от Дмитрия Патрушева, на который тому пришлось ответить. Впрочем, нехватка живого присутствия представителей Минсельхоза ощущалась довольно остро, поскольку в адрес этого ведомства прозвучало множество вопросов.

По словам первого зампреда комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике Сергея Лисовского, за последние 20 лет аграрный сектор России продемонстрировал серьезный рост, свидетельством чего является представительность отечественной сельскохозяйственной техники на «Югагро». В то же время перед отраслью стоит множество проблем, мешающих ее развитию.

Сенатор считает, что одной из главных задач государства в АПК является целеуказание того, что и как нужно производить сельскохозяйственному бизнесу. Именно этим должна быть обусловлена госполитика по поддержке агропрома.

По его словам, сегодня в России отсутствует качественное системное прогнозирование конъюнктуры на сельскохозяйственном рынке. У рядового крестьянина нет возможности адекватно оценить перспективу следующего года с учетом ситуации на общероссийском рынке и зарубежного импорта. В результате производители оценивают рынок исходя из своих скудных возможностей, что приводит к формированию то дефицита, то профицита той или иной продукции.

«Все мы знаем, насколько отчет Минсельхоза США о перспективах сельского хозяйства в Америке является определяющим для всего мира. У нас же этого не происходит. Сейчас в Госдуме в первом чтении прошел закон, предусматривающий перенос публикации годового отчета Минсельхозом с весны на июль. Мне кажется, это является еще одним фактом, подтверждающим отстранение Министерства сельского хозяйства России от реальных событий в агропромышленном секторе. Госструктура теряет свою основную задачу – определения аграрной политики страны на несколько лет вперед. И это удручает», – отметил Сергей Лисовский.

Сенатор посетовал, что перспективы экспорта ограничены внешним спросом на мировых рынках. И бесконечно его развивать нельзя.

«С учетом роста цен на наши энергоносители производителям сельхозтехники впору думать о возврате паровой тяги. За 20-летие доля себестоимости энергетики и ГСМ в производимой продукции увеличилась на порядки. По сути, вся поддержка, оказываемая производителям государством, перекачивается в карманы монополистов. В Европе с этими тенденциями борются с помощью развития технологий биотоплива. Считаю, что эти же меры можно реализовать и в России».

Также, по словам Сергея Лисовского, проблемой для сельского хозяйства в области производства зерновых может быть ставка на монокультуру. Ситуация меняется (с переходом бизнеса на масляничные культуры), но без активного участия государства.

«Есть проблема и в области производства сельхозтехники. Сейчас регулирующий программу Минпромторг занимается поддержкой производителей сельхозтехники, хотя изначально программа была рассчитана на помощь покупателей. В итоге на данный момент мы стимулируем не спрос, а предложение. В результате сельхозпроизводитель лишен реальной возможности выбора. Считаю, что с этой практикой нужно заканчивать», – подчеркнул Сергей Лисовский.

«Действительно, когда мы отказались от стимулирования спроса в пользу поддержки производства, в результате усиления технического оснащения страна добилась повышения экспорта техники. Непонятно, зачем от этого отвязали поддержку нуждающихся в технике российских аграриев», – задался вопросом президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский.
По его словам, российские аграрии сегодня проигрывают иностранным конкурентам из-за недостаточного объема государственной поддержки. Эксперт отмечает, что отечественные производители муки не могут конкурировать с турками из-за перекрестного субсидирования последних.

«Сегодня турки занимают лидирующие позиции, поставляя 4,5 из 12 млн тонн емкости мирового рынка. При этом вся турецкая мука сделана из российского зерна», – отметил эксперт.

Аркадий Злочевский считает, что сегодня мало кто понимает, насколько сложна тема глубокой переработки.

«Сегодня национальных рынков для продуктов глубокой переработки уже не существует. И все производства обязаны быть ориентированы на транснациональные рынки. А мы пытаемся пока организовывать глубокую переработку в логике импортозамещения», – поделился президент Российского зернового союза.

Своя колея

«Наша компания достаточно долго присутствует на рынке агропромышленного комплекса, вложив в сферу АПК более 240 млрд рублей, – рассказал гендиректор «Росагролизинга» Павел Косов. – Последние годы компания жила в достаточно спокойном режиме, обеспечивая порядка 15 млрд рублей ежегодных инвестиций в АПК. Настала пора быть адекватными современным реалиям. Сегодня «Росагролизинг» начинает жить с чистого листа. Уже в этом году Министерство сельского хозяйства распределяет нам порядка 17–18 млрд по итогам 2018-го. Уже со следующего года объем должен ощутимо вырасти. Деньги мы долго держать не будем, а распределим его по льготным программам».

В своем обращении курирующий агропром вице-премьер края Андрей Коробка сообщил, что у России есть большой потенциал в развитии как традиционных, так и новых направлений сельского хозяйства.

Как отметил Андрей Коробка, Кубань сегодня является уникальным регионом с точки зрения высоких объемов и номенклатуры производимой здесь сельскохозяйственной продукции.

Регион является лидером не только в зерновом, но и в садовом, виноградном производстве, занимает первые позиции по овощеводству и семеноводству.

«Поставленная президентом задача в рамках экспорта дает нам сегодня большие возможности с точки зрения производства новых продуктов», – уточнил вице-губернатор.

Источник