НССиС провел совещание по охране интеллектуальной собственности в сфере АПК.
Охрана интеллектуальной собственности в АПК стала темой совещания, организованного 20 ноября 2018 г. Национальным союзом селекционеров и семеноводов при поддержке Минсельхоза России, с участием представителей органов государственной власти, научного сообщества, аграрного бизнеса.
Вопрос о совершенствовании механизма авторского вознаграждения за селекционные достижения в отрасли растениеводства давно назрел. На необходимость наведения порядка в этой сфере деятельности Национальному союзу селекционеров и семеноводов настоятельно указывали руководители Российской академии наук.
О значимости и актуальности мероприятия свидетельствовал состав участников и их заинтересованные выступления.
«Выполнение тех задач, которые поставил президент РФ, предусматривает использование всех факторов, которые позволят повысить конкурентоспособность агропромышленного комплекса. И семеноводство, конечно, относится к числу основных приоритетов, – сказал, открывая мероприятие исполняющий обязанности директора Департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений (дата совещания стала его вторым днем работы в новой должности) Роман Некрасов. – Одновременно, мы с вами должны решить и проблему импортозамещения по семенам. По некоторым культурам ситуация на самом деле очень сложная из-за критической зависимости от иностранной селекции. Нам будет необходимо развивать экспорт сельскохозяйственной продукции на основе, прежде всего, повышения урожайности и качества сельскохозяйственных культур. И тут мы делаем серьезную ставку на селекцию. Предстоит выработать соответствующие предложения, чтобы решить накопившиеся проблемы в системе селекции и семеноводства. И самое главное — это должно стать новым импульсом для развития растениеводства Российской Федерации».
Вице-президент РАН Ирина Донник обратилась к присутствующим: «Перед нашим аграрным сектором стоят очень большие задачи. И здесь мы должны найти золотую середину, чтобы, с одной стороны, экспорт был (а для этого постоянно нужны новые сорта, регистрация новых объектов интеллектуальной собственности). Несмотря на то, что на этот счет имеются разные мнения, самое главное, чтобы мы услышали друг друга». При этом она отметила необходимость доступности для каждого селекционера государственного испытания сортов сельскохозяйственных растений.
Анатолий Михилев, генеральный директор Национального союза селекционеров и семеноводов, пояснил, что Союз, имея свои представительства во всех регионах нашей страны, тесно работает с Минсельхозом РФ и Российской академией наук, местными аграрными ведомствами, филиалами Россельхозцентра, научными учреждениями, селекционно-семеноводческими компаниями. За 1,5 года число его членов возросло до 160, из регионов поступило более 50 законодательных инициатив, которые касаются в том числе и проекта закона «О семеноводстве», создания селекционно-семеноводческих центров, государственно-частного партнерства, сбора роялти, привлечения частных инвестиций в селекцию, ограничения фермерской льготы и многих других.
«Всеми этими вопросами мы готовы ответственно заниматься, – заверил Анатолий Васильевич. Мы все заинтересованы, чтобы российские селекция и семеноводство стали конкурентоспособными на мировом рынке. Для этого нам необходимо создать рабочую группу с привлечением членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и других структур чтобы приступить к реализации предложенных инициатив. Вопросов много, и один из них – источники финансирования нашей селекции, инвестиции в неё».
По мнению Анатолия Михилева, одна из основных причин недофинансирования наших селекционеров – невыплата роялти. Тема настолько злободневная, что вызвала живую дискуссию между участниками совещания.
Заместитель председателя Госсорткомиссии Юрий Гончаров комментируя законодательство по охране селекционных достижений, пояснил, чтобы избежать проблем при регистрации лицензионных договоров необходимо:
Во-первых, до сих пор некоторые патентообладатели не знают того, что закон «О селекционных достижениях» не действует с 2008 года, поэтому внимательно читайте Гражданский Кодекс.
Во-вторых, необходимо обязательно указать номер патента и дату его выдачи.
В-третьих, правильно указывать права лицензиата: не надо давать ему то, что не нужно на данный момент. При необходимости всегда можно заключить дополнительное соглашение к лицензионному договору. Пошлина для российских заявителей набольшая – 330 руб.
В-четвертых, бывают разночтения между заявлением о том, что необходима регистрация лицензионного договора, и текстом самого договора. Предоставленные права должны быть идентичны в обоих документах.
Стоимость регистрации лицензионного договора – 1980 руб., срок регистрации – до 30 дней.
Информация о зарегистрированных договорах размещена на сайте ФГБУ «Госсорткомиссия» http://gossort.com/ – как в реестре охраняемых селекционных достижений, так и в реестре лицензионных договоров http://reestr.gossort.com/reestr/search/license.
В случае, если нарушены права патентообладателя (лицензиара),
он имеет право подать иск в суд по месту нахождения ответчика. Не надо надеяться, что кто-то будет делать это за вас. Это частное право. Никакая организация без наличия с ней договора или юристы без доверенности на ведение дела не могут обратиться с иском о защите нарушенных прав.
«К сожалению, таких исков очень мало, хотя нарушения возникают сплошь и рядом», – заключил Юрий Леонидович.
Проблему, связанную с оригинаторством неохраняемых сортов, озвучила генеральный директор Центра селекции растений компании «Агролига» Светлана Долаберидзе: «Эта сфера регулируется законом «О семеноводстве». Ранее он предусматривал, что регистрация оригинатора обязательно осуществляется с согласия заявителя сорта. В последней редакции названного закона эта норма исключена. Выходит, что сейчас любой человек может заявить оригинаторство на семена. В частности, мы имеем прецедент. Заявление подали шесть (!) оригинаторов, которые впервые увидели сорт в этом году. Они собираются его апробировать, даже не зная признаков. И теперь не понятно, что в следующем году у них получится вместо сорта? Но при этом они будут иметь все права на получение сертификата. Предложение: внести изменения в закон «О семеноводстве» и вернуть норму, когда для регистрации оригинаторства необходимо согласие заявителя».
Ее поддержал Иван Савченко из Агрофирмы «Павловская нива» Воронежской области: «Может быть, юридически тут и нет нарушения. Сорт незапатентован, поэтому кто хочет, тот и подает заявку в Госсорткомиссию, а затем его производит. Считаю, что этот вопрос надо выносить на решение Совета НССиС. А в Совете разработать паспорт оригинатора сорта, где прописать строго обязательные требования к претенденту. После проверки на соответствие этим требованиям направить в Госсорткомисию аргументированное предложение».
Сергей Воронов, врио директора ФИЦ «Немчиновка», сообщил: «Как показывает практика, только 20% лицензиатов относятся к крупным предприятиям, ведут систематическую работу по семеноводству и регулярно приобретают оригинальные семена. По нашим оценкам, роялти выплачивается только с 15% реализуемых на российском рынке объемов семян зерновых и зернобобовых культур селекции ФИЦ «Немчиновка». Причем теневой оборот контрафактных семян составляет не менее 40%».
Он привёл длинный список продавцов семян, торгующих без права их использования, – компаний, индивидуальных предпринимателей, физических лиц из Московской, Калужской, Свердловской, Курской, Белгородской, Воронежской, Тамбовской, Тюменской областей, Мордовии, Татарстана, Алтайского края! Чтобы хоть как-то уберечь сельхозпроизводителей от контрафакта, на сайте Центра опубликован список партнеров, с которыми оформлены лицензионные отношения https://www.ficnemchinovka.ru/posevnoj-material-fic-partner. У них можно не опасаясь купить посевной материал.
«Кроме того, наша беда и бич – фермерская льгота, – добавил он – под прикрытием этой льготы часто не выплачивают роялти. Сколько таким образом используется наших семян? Мы не можем проверить. Даже когда заключаем лицензионные договоры, от лицензиатов невозможно добиться отчета. Они в разы занижают количество производимых и продаваемых семян, что делает размер роялти чисто символическим. Семена выращивают и продают все кому не лень. Получают непонятно какие семена, распространяют их, нанося вред селекционерам, селекционным центрам и товаропроизводителям. В нашей стране нужна прозрачная система семеноводства, которая должна быть отрегулирована государством».
Частный селекционер Геннадий Полетаев подтверждает, что фермерская льгота вносит неразбериху: «Сельхозпредприятия оставляют семена себе, а ты не знаешь, что происходит с ними дальше. Поэтому на рынке семян в РФ появляется контрафактная продукция».
«Всю Сибирь трясет после наших писем! – говорит президент агрохолдинга «Агрокомплекс «Кургансемена» Марат Исламов. – Мы отправили письма в Россельхозцентр и Центр оценки качества зерна с просьбой осуществить инспекционную проверку объектов сертификации для принятия решения о прекращении действия сертификатов соответствия, выданных с нарушением исключительных прав патентообладателя, и принять меры для недопущения подобной выдачи. Приложения к письмам содержали десятки подтвержденных фактов с вопросом: почему у теневых семеноводов появляются фальшивые документы? Мы не можем собрать роялти, а в тень уходят государственные деньги выданные в виде субсидий. Надо госорганам навести в этом порядок».
По мнению профессора Воронежского госуниверситета Сергея Гончарова, экономическая целесообразность сертифицирования, уплаты роялти – напрямую связана с маржинальностью зернового направления. Если она достаточная, то сельхозпроизвоодитель может потратить деньги на приобретение семян. В Краснодарском крае маржинальность повыше, там и доля сертифицированных семян больше.
«Селекционер, автор сорта в нашей стране, как правило, работает в научных учреждениях или вузах. А эти организации не являются коммерческими, потому что они унаследованы современной Россией от Советского Союза. На мой взгляд, крайне необходимо рассмотреть другие варианты взимания роялти. Один из них – дифференцированная плата за семена для внутрихозяйственного использования. В Германии объем роялти составляет примерно 15 млн долларов – чисто за сертифицированные семена и еще 5 млн — за семена для внутрихозяйственного использования. В некоторых учреждениях практикуется погектарная ставка. Есть еще такая форма, как бонус за качество. Его платит тот, кто закупает товарную продукцию. И уж если ничего не работает, то роялти включают в цену семян. Эти варианты следует предусмотреть на законодательном уровне. Система должна быть более гибкой, – подвел итог Сергей Владимирович.
Можно ли здесь что-то изменить? Людмила Смирнова, заместитель директора Депрастениеводства, видит выход в следующем: «Надо проработать вопросы и внести предложения в Правительство РФ об отмене или ограничении фермерской льготы».
Члены Совета НССиС Геннадий Полетаев, Валерий Аронов, Владимир Чирков и другие во главе Анатолием Михилевым поддержали это предложение.
В течение месяца необходимо собрать предложения от членов союза. Проработать их и оформить с профессиональными юристами. Предложения по изменению Гражданского Кодекса написать с соблюдением всех требований к законопроектам и нормативным актам – резюмировали участники совещания.
Общее мнение было в том, что членам Союза придется серьезно подумать о финансировании этой программы. Предстоит сформировать постоянную команду профессиональных юристов, которые помогут правильно заключать договора, вести дела в судах, защищать права селекционеров.
Национальный союз селекционеров и семеноводов