Семеноводство – это очень серьезно

Иван Савченко, директор ЗАО «Агрофирма «Павловская нива».

По материалам выступления на совещании НССиС.

Наша Агрофирма работает с 2002 года на юге Воронежской области. Обрабатываем 52 тыс. га пашни, из которых 48 тыс. в собственности. Называю эти две цифры для того, чтобы было понятно, что мы – не временщики. Мы прекрасно понимаем, что земля – это наше основное средство производства. А потому работать не ней надо грамотно, чтобы она могла кормить очень долго и нас, и наших детей, внуков, правнуков.

Семеноводством зерновых и зернобобовых мы занимаемся очень серьезно, особенно в последние 6-7 лет.

Мы плотно сотрудничаем практически со всеми селекцентрами европейской части России. Это как наш родной НИИСХ им. Докучаева в Каменной степи, так и НИИ в Ставрополе, Краснодаре, Зернограде, Ростове, Саратове, Орле, Немчиновке, Казани, а также в Одессе и Киеве.

Мы очень пунктуальны в исполнении договоров, в том числе в части уплаты роялти. Ни одно из названных выше научных учреждений, ни один из частных селекционеров, а с ними мы тоже сотрудничаем (например, Полетаев Г.М., Балашов В.В.) не может нас упрекнуть, что мы хоть один раз за все годы не заплатили роялти, сделали не вовремя или не в полном объеме. Этого никогда не было, нет, и не будет.

Я точно знаю, что сегодня мы не одни такие. Ответственно заявляю, что за последние 10 лет в России создана серьезная семеноводческая отрасль по зерновым и зернобобовым культурам в лице подобных нам предприятий: «Луч» в Ставропольском крае, «Агротехгарант» и «Павловская нива» в Воронежской области, «Артель» и «ЭкоНива» в Курской, «Дубовицкое» в Орловской, «Кургансемена» в Курганской, Ассоциация «Элитные семена Татарстана» и т.д. От их имени позволю себе заявить:«Сегодня в России есть кому производить качественные семена и в необходимом количестве».

А спасать сегодня надо не отечественное семеноводство: сегодня в беде отечественная селекция. В этом сермяжная правда. Вот туда надо сегодня бросать все силы!

Но вернемся к семеноводству. Если верить моим словам об успехах семеноводства зерновых и зернобобовых то возникают два вопроса.

Первый. Чья это заслуга и, какие конкретно предпосылки послужили основой успешного решения задачи?

И второй. Действительно ли в семеноводстве у нас все идеально и ничего делать не нужно?

Отвечаю на первый. Я не считаю себя льстецом и те, кто меня знают, тоже так не считают, я чаще предпочитаю говорить в критическом ключе, полагая, что хвалебные речи хороши только по случаю больших праздников и юбилеев. Но в данном случае искренне говорю, что в вопросах становления семеноводческих хозяйств большая заслуга Правительства России и, в частности, Минсельхоза.

Решающими стали несколько шагов:

— очень приличные субсидии на семена высоких репродукций;

— регистрация лицензионных договоров и вывешивание их на сайте Госорткомиссии в режиме общедоступности;

пунктуальное размещение на сайте Росельхозцентра всех до одного сертификатов, выданных на каждую партию семян — тоже в режиме on-line.

Все дело именно в синергетическом эффекте от этих трех шагов. Поясню. Каждый сельхозтоваропроизводитель хочет получить субсидию, размер которой позволяет ему иметь семена, скажем пшеницы, по цене товарного зерна. Но без предъявленного сертификата субсидию никто не выплатит. А сертификат без лицензионного договора никто не выдаст, во всяком случае, в Воронежской области. Это так!

Все! Устойчивый спрос на семена высоких репродукций отечественной селекции сформирован! Считаю, что в этом вопросе государство сделало для нас все. К нему нет вопросов. За это ему огромное спасибо.

Но остадся второй вопрос: все ли у нас хорошо в этой отрасли? Еще громче, чем об успехах, крикну – нет! Далеко не все!

Все что сказал хорошего выше – это только об условиях, которые создало нам государство в лице Минсельхоза. А вот использовать их – это уже наша задача, задача участников процесса. Для ее реализации не требуется ни копейки государственных средств. Нужна банальная требовательность и ответственность за порученное дело.

Основным злом на рынке семян остаются «горе-семеноводы» – я так их называю. Дело дошло до того, что начальник управления сельского хозяйства нашего района говорит мне: «Иван Тихонович, ну ты же семена подсолнечника не производишь, значит он (называет руководителя хозяйства как раз из числа горе-семеноводов) тебе не конкурент. Зачем же ты постоянно поднимаешь вопрос о том, что он выращивает семена шести сортов и трех гибридов подсолнечника, вообще не оглядываясь на пространственную изоляцию? Ну и что из того, что он дискредитирует отечественную селекцию? Тебе-то лично что? Да пусть он поправит за счет семеноводства свое финансовое положение…» Вот так. Ни больше, ни меньше.

Объясню, что кроется за словами «поправить финансовое положение». Об уплате роялти там даже мыслей никогда не возникало, о покупке дорогих высоких репродукций – тоже, акты апробации и сертификаты «оформлялись» по сходной цене…

К глубокому сожалению, в нашей еще достаточно покупателей на такие семена. Их портреттема отдельного разговора.

А сегодня, чтобы решить эту проблему, нужен контроль в самих органах по сертификации, чтобы ни один сотрудник, ни на одном семенном поле России не оформил бы акт апробации семян, если там не выполнено хоть одно требование нормативных актов. Ведь сегодня горе-семеноводы по всей стране искренне считают, что если они купили суперэлиту, то им уже просто обязаны выдать сертификат на элиту. Некоторые из них вообще не имеют ни гектара земли, ни сеялки, ни трактора…

На это не требуется ни копейки госсредств, но это имеет колоссальное значение для аграриев страны.

Полагаю, что в вопросе сертификации семян не надо создавать конкурентов Россельхозцентру – даже в лице Россельхознадзора. Для нашего предприятия, естественно, любые виды услуг лучше иметь на конкурентной основе. Но я за разумные рыночные меры. В сегодняшних конкретных условиях нужен государственный монополизм. До рыночных отношений в этой области мы еще доживем, обязательно доживем – придет время. А сейчас надо буквально задавить эту раковую опухоль – горе-семеноводов. Это наш позор. И справиться с этим, в сегодняшних реалиях, может только Россельхозцентр.

Дело в том, что эти же, так называемые семеноводы, являются и основной проблемой в сборе роялти. И тут у меня вопрос к нашим коллегам – государственным селекцентрам: зачем вы из года в год продаете высокие репродукции тем, кто вам потом не выплачивает роялти?

К тому же они дискредитируют отечественную селекцию, так как качественно заниматься производством семян, на самом деле, у них нет ни возможности, ни желания. Их цель – только «поправить финансовое положение».

Есть и еще один вопрос – непатентованные сорта. Как показывает практика, Госсорткомиссия по этим сортам присваивает звание оригинатора всем, кто ни попросит.

Может быть, юридически тут и нет нарушения – сорт непатентован, поэтому кто хочет, тот и производит.

Считаю, что этот вопрос надо каждый раз выносить на решение Совета НССиС. А в Совете нам надо разработать паспорт оригинатора сорта, где прописать строго обязательные требования к претенденту. После проверки на соответствие требованиям давать в Госсорткомисию аргументированное предложение.

Итак, я считаю, что государство нам создало хорошие и даже очень хорошие условия для занятия семеноводством. И не надо их трогать. Этих условий вполне достаточно, чтобы роялти за сертифицированные семена собирать в полном объеме. Кстати, насколько я знаю, далеко не у всех даже государственных селекцентров эта проблема актуальна на самом деле. Многие ее успешно решают, что лишний раз подтверждает, что законодательство в этой области по большому счету обеспечено.

Следовательно, во многом дело в нас самих, в конкретных исполнителях, от которых где-то надо строго потребовать, где-то научить, отправить на стажировки, а кого-то банально заменить.

И здесь совершенно уникальную роль должен сыграть Национальный союз селекционеров и семеноводов.

Во всем современном мире подобные союзы, ассоциации, объединения имеют колоссальное значение. Полагаю, что и нам пора перестать уповать на государство по каждому поводу и без повода. Нигде в цивилизованных и очень богатых странах селекция не является расходной частью бюджета. Наоборот, селекционные компании платят в казну своих стран налоги и пополняют бюджет.

Да, у нас сегодня нет таких гигантов, но они и не появятся, если мы не будем делать шагов в сторону государствнно-частного партнерства.

Полагаю, что сегодня именно мы, серьезные семеноводы России, должны подставить плечо там, где наша помощь необходима. Очень многие вопросы мы уже сегодня можем и обязаны решать в рамках Национального союза селекционеров и семеноводов. Нам всем надо осознать, наконец, альтернативы нет. Или мы будем сидеть все по своим квартирам и оттуда периодически жаловаться на несправедливость принимаемых правительством решений, на недофинансирование… Или мы все вместе создадим наш мощнейший лоббистский центр в лице Национального союза селекционеров и семеноводов.

—————————————————————————————————————————————-

Что касается нашего семеноводческого предприятия ЗАО «Агрофирма Павловская нива», то мы, где можем, свое плечо и подставляем. Три года назад мы создали собственный селекционно-семеноводческий центр по зерновым и зернобобовым культурам. Пригласили на постоянную работу доктора сельскохозяйственных наук, селекционера. Купили ему квартиру. К нему в ученики определили трех молодых агрономов, одна из них – кандидат сельскохозяйственных наук. Им тоже купили квартиру и коттедж. Обеспечили их всей необходимой селекционной техникой, выделили 400 га земли, построили ангар на 1500 м2, строим крытый ток такой же площади и лабораторно-бытовой корпус. На нынешнем этапе мы видим себя помощниками наших крупных селекцентров. В частности Людмила Андреевна Беспалова ежегодно доверяет нам более 20 линий озимой пшеницы для экологического испытания в условиях юга Воронежской области. Испытания проводим строго в соответствии с методикой Госсорткомиссии и ежегодно по итогам уборки представляем Людмиле Андреевне отчет. Это наш, маленький пока, шажок в сторону порядочного, честного государственно-частного партнерства в селекции.

Но у нас есть и еще один шажок. Мы открыли у себя, на нашей собственной земле, на полном нашем обеспечении госсортучасток по зерновым и зернобобовым культурам. Работает он уже три года. Никаких замечаний по методике со стороны Госсорткомиссии нет.

Наше предприятие – активный член Национального союза селекционеров и семеноводов России. Мы этим гордимся. И очень надеемся, что именно через эту структуру сможем все вместе, объединив усилия, сделать Россию самодостаточной страной в вопросах селекции и семеноводства.