Аграрный экспорт: рынки и культуры

Предварительные итоги экспорта сельхозпродукции.

Окончательные итоги сельскохозяйственного сезона 2017-2018 года еще не подведены. Предварительные результаты показывают, что урожай нынешнего года не будет таким рекордно высоким, как прежде. Однако, это обстоятельство никак не повлияет на планы России увеличить экспорт зерновых, зернобобовых, масличных и других культур.

Амбиции российских производителей зерна

Высокие урожаи последних трех лет обеспечили возможность роста для экспорта российской сельхозпродукции. В 2017 году доходы от аграрной отрасли превысили пятую часть доходов от продажи нефти.

С начала «нулевых» страна вышла на позицию «чистого экспортера» (когда экспорт пшеницы превышает импорт), и заняла лидирующие позиции на глобальном рынке. По прогнозу министерства сельского хозяйства США, Россия продаст пшеницы в 2018 году больше, чем Евросоюз и США. И эти цифры – не предел.

В России официально заявлено о новой цели: к 2024 году удвоить экспорт продукции агропрома и довести ее до $ 45 млрд. Для реализации этих планов создан федеральный проект «Экспорт продукции АПК», который войдет в обновленную госпрограмму развития сельского хозяйства в 2013–2025 годах. Судя по всему, экспорту зерна в России дан «зеленый свет»: на одном из последних совещаний с крупнейшими российскими экспортерами зерна заместитель Министра сельского хозяйства России Оксана Лут подчеркнула, что Минсельхоз России не видит предпосылок для введения экспортной пошлины или других ограничительных мер по поставкам зерна за рубеж.

Давние партнеры и новые рынки

Основные покупатели российского зерна традиционно остаются Ближний Восток и Северная Африка. По мнению директора аналитического центра «Совэкон» Андрея Сизова, Россия продолжит играть заметную роль в снабжении зерном своих традиционных потребителей – Египта, Турции, Бангладеш и других стран. При более детальном анализе можно отметить, что и внутри традиционных для России экспортных рынков есть различия. Так, в Алжире и Саудовской Аравии Россия представлена пока незначительно. Хотя в соседней Иордании российские экспортеры работают активно, поставляя в страну пшеницу, ячмень и другие сельхозкультуры. По итогам 9 месяцев текущего года сельскохозяйственный товарооборот между Россией и Иорданией вырос более чем в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил $110,8 млн. На последнем заседании Межправительственной Российско-Иорданской комиссии по развитию торгово-экономического научно-технического сотрудничества, которое состоялось 13 ноября в Москве, министр сельского хозяйства РФ Дмитрий Патрушев заявил, что Россия заинтересована в дальнейшем наращивании поставок на иорданский рынок, в том числе, за счет зерновых, мясо-молочной и рыбной продукции.

В 2018 году российские экспортеры открывали для себя и новые рынки. Так, по сообщению агентства «Блумберг», впервые российское зерно импортировала Бразилия — 25 тысяч тонн пшеницы. Из-за неблагоприятных условий собственный урожай зерновых в Бразилии не так высок, а значит, потребность в импорте растет. И здесь для российского зерна открываются новые возможности, даже несмотря на логистические издержки.

Есть возможности для увеличения экспорта российского зерна и в страны Евросоюза. Так, неурожай в Германии вероятно приведет к тому, что немцам придется впервые за последние 30 лет закупать пшеницу. Однако, эксперты полагают, что на закупку пшеницы будут влиять не только экономические, но и политические факторы. И в этом случае для российской пшеницы зерновой рынок в Европе постараются закрыть, отдав предпочтение американской продукции. В США ожидают хороший урожай зерновых, и президент США Дональд Трамп постарается убедить Евросоюз не закупать российскую пшеницу, как это уже было с закупками газа и вооружения.

Как по маслу

Масличные культуры и продукция их переработки – еще одно важное направление российского экспорта. По мнению Андрея Сизова, директора аналитического центра «Совэкон», масло и масличные культуры – самые быстрорастущие мировые рынки, и Россия на них уже играет важную роль. Только в одну Турции Россия поставляет около 0,5 млн тонн продукции в год. Для российских производителей перспективными остаются поставки сои и рапса в Китай и растительного масла в Китай и Индию.

Учитывая растущий спрос на азиатском направлении, Минсельхоз РФ принимает меры для увеличения производства масличных культур в восточной части страны. Так, на III Новосибирском агропродовольственном форуме «Горизонты развития АПК Сибири. Повестка 2030» первый заместитель министра сельского хозяйства России Джамбулат Хатуов отметил:

«С учетом поставленных задач по увеличению экспортного потенциала АПК Сибирскому федеральному округу предстоит диверсифицировать и интенсифицировать свое сельхозпроизводство, уделив внимание возделыванию высокомаржинальных, эспортоориентированных культур, таких, как рапс, соя и подсолнечник».

Сельхозпроизводителям Сибирского федерального округа предстоит к 2024 году увеличить производство масличных культур в два раза – до 2,65 млн тонн. Резервом для получения высоких стабильных урожаев должна стать вновь вводимая в оборот пашня, развитие мелиорации и обновление парка сельскохозяйственной техники.

Торговые войны и новые возможности для России

С конца 2017 года Китай вышел на первое место среди ведущих стран-импортеров российской сельхозпродукции. Его доля в российском экспорте выросла с 5,8% в 2014 г. до 8,9% в 2017 г. Из России в Китай поставляют подсолнечное, льняное, рапсовое масло и сухое молоко, муку и крупы, кондитерские изделия, алкогольные напитки и другие продукты. Развернувшаяся торговая война между США и Китаем, по мнению многих экспертов, расширила возможности наращивания экспорта российской сельхозпродукции. К примеру, запрет на поставки в КНР соевых бобов и соевого шрота уже привел к увеличению производства сои в Дальневосточном регионе. Возможно, стоит подумать о дальнейшем увеличении посевов сои и заключении договоров с Китаем, как это уже сделали Вьетнам, Аргентина и Бразилия. Еще одним перспективным направлением для российских производителей становится поставка качественной питьевой воды, которые уже осуществляются в КНР.

Органический рынок как новый драйвер экспорта

У России, по оценке экспертов, сейчас сложились уникальные условия для наращивания производства органической продукции, которая может стать новым экспортным драйвером. Правда, пока доля российских сельхозпроизводителей органической продукции в общем количестве аграрных предприятий страны не превышает 5%. Но именно этот сегмент сельхозпроизводства активно растет, а российские производители органической продукции уже поставляют свою продукцию не только на внутренний, но и на внешние рынки. Так, уже более 50 российских сельхозпроизводителей прошли сертификацию по стандартам Евросоюза.

Согласно исследованию «Grand View Research, Inc. Observes», глобальный рынок органических продуктов питания будет расти ежегодно в среднем на 15,5% до 2020 г. Общий объем мирового рынка органических продуктов составит к 2020 г. около $ 212 млрд. Пока Россия способна удовлетворить лишь 1% от мирового спроса на качественную и безопасную сельхозпродукцию. Но перспективы для российского экспорта органической продукции колоссальные. Многие потребители в странах Евросоюза воспринимают Россию, как производителя чистых и более качественных сельхозпродуктов.

Инвестиции в экспорт

Сможет ли Россия добиться амбициозной цели и удвоить свой экспортный потенциал в ближайшие годы? Ответ на этот вопрос зависит от многих факторов. Например, финансирования, способности создавать благоприятный предпринимательский климат, реализация конкурентных преимуществ регионов, строительства и запуска региональных хабов. Если такие меры будут реализованы, это позволит России сохранить и закрепить свои лидирующие позиции по поставкам зерна и увеличить свою долю по другим сельхозкультурам в глобальном рынке.

 

Источник