Почему фермеры бросают поля неубранными?
Подавляющее большинство ответит «потому что нет цены», «потому что перепроизводство», потому что никто не покупает. То есть в основном грешат на причины из области маркетинга.
И потому постоянным спросом пользуются прогнозы цен на фрукты-овощи, и потому обсуждение перспектив цены на них — самая живообсуждаемая тема во всех форумах и чатах.
Мой личный опыт работы в этом бизнесе говорит совсем о другом.
Ошибки со сроками посева/посадки.
А погода порою имеет свои «сдвиги». В этом году, например на проектах в Узбекистане у нас зима началась почти на месяц раньше нормы. Да ладно, норма, но когда в Ташкенте днем минус три а в Санкт Петербурге плюс пять, возникает устойчивое желание бежать в ТПП за справкой о форсм-мажоре.
Вот например на фото — поле пекинской капусты, где фермер немножко «не угадал» со сроками высадки и поле «оставили Деду Морозу».
Ошибки в выборе сорта/гибрида.
Тут речь пойдет даже не ошибках в расчете периода вегетации сорта (а значит и оптимального срока высадки), а скорее о подборе его по товарным качествам под потребности рынка.
Делают такую ошибку те, кто только начинает работать с какой то культурой и пока еще не знает всех особенностей сортов. В далеком 1996, когда я сам еще был недостаточно опытным фермером, я присмотрел у одного тепличника шикарный гибрид томата «Илдико». Ровненькие, плотненькие, кругленькие плоды (выгодно отличавшиеся от корявого Свитанка, который я выращивал до этого) заставили примириться с безумной ценой семян (кстати вы знаете, что иногда килограмм семян овощных культур стоит намного дороже килограмма золота?) и высадить этот гибрид в открытом грунте на Т-образной шпалере.
Ох, как я ошибся. Тепличный гибрид «Илдико» оказался совершенно неприспособлен к выращиванию в открытом грунте и хоть урожай сформировался колоссальный (около 150 тн/га), но плоды были мягкими бледноокрашенными и покупать его никто не хотел.
Это был год, когда и я бросил значительную часть урожая на поле.
Делают такую ошибку и те, кто приходит со своим привычным сортом/гибридом на новый, неизведанный рынок.
В 2011 -м мы искренне порекомендовали своему клиенту в Казахстане давно и успешно нами производимый для украинского рынка гибрид сладкого перца «Каппи». Длинные малиново-красные плоды в те времена были хитом на полках украинских супермаркетов.
А вот казахи покупать нашу «Каппи» отказались.
Нет, они конечно интересовались таким красавцем, но попробовав, тут же предъявляли претензию — «Он же у вас не острый». Ибо стереотип что «длинный красный перец — это острый перец» в те времена там был неубиваем.
Кто был в этой истории виноват на самом деле? Казахи, которые не понимали, что сладкий перец бывает самых разных типов по форме и окраске? Или все таки я, не удосужившийся при выборе гибрида попытаться изучить полки местных супермаркетов и рынков?
Ошибки в защите растений.
Вот на этой фотке — поле капусты, брошенное фермерами в 2015 году. Цены на капусту тогда были не космическими, но вполне рентабельными для хорошего хозяина (а хороший хозяин имеет такую урожайность, которая дает себестоимость капусты не выше 4 центов за кило). Но это поле так и не убиралось. Потому что капуста была приболевшая. И пусть поражены бактериозом были всего то 10% головок, но заражены — гораздо больше десяти. А значит закладывать на хранение ее было нельзя, да и продавать ее было рисковано (два дня в дороге у покупателя и все ее «скрытые недостатки» вылезут до серьезного скандала.
Совсем-совсем нельзя продать только товар с проблемами по качеству.
Это вам не советские времена, когда плохонькое, кривенькое и грязненькое можно было продать если «уступить подешевле». Сегодня даже не влияющие на съедобность товара дефекты могут сделать продукцию непродаваемой в принципе и ее придется бросать в поле. В 2011-м на одном из полей был неудачно выбран препарат по трипсу. И листочки в капустном кочане
Качественный товар всегда можно продать по той цене, которая сложилась на рынке на данный момент. Если эта цена для вас убыточна — надо что то менять. Либо цены на рынке (что абсолютно невозможно), либо собственную себестоимость (что как раз вполне реально, хотя и не всегда просто).
Но даже если так случилось, что реальная цена на овощи ниже себестоимости — это еще не повод бросать поле неубранным.
Математика простая:
Вы вложили в то чтобы вырастить урожай на гектаре 5000 долларов (например). Так случилоcь, что на сегодня выращенный вами урожай можно продать всего то за 4000. Очень обидно. Чистого убытка 1000 долларов с гектара!
Но ведь если бросить и не убирать, то убыток будет — 5000 а не -1000 ! Есть же разница?!
Так вот убирать и продавать нужно даже в годы демпинга (исключая случаи, когда цена на товар ниже стоимости уборки, но это, согласитесь, совсем уж крайние случаи).
Ибо «после семи лет бесплодных придет семь лет обильных и семь коров тучных», ну или если не библейскими словами, то колебания цен вполне цикличны и после года демпинговых цен желающих выращивать невыгодный вид овощей становится меньше, а значит наступают годы когда можно заработать и перекрыть убытки «плохого» года.
Есть же разница — перекрывать убытки в 1000 или в 5000?
Я сам занимаюсь бизнесом десятки лет и хорошо знаю, какое непростое это дело.
Не воспринимайте сказанное мной, друзья мои и коллеги, как упрек, или как высокомерие. Просто если искать причины проблемы вне себя, то это неконструктивно. Мы слишком редко можем изменить что то вокруг себя. Но намного проще нам изменить себя самих и свои подходы к делу.
Каждый раз, попадая в ситуацию потерь и убытков, ошибаясь и даже сталкиваясь с обманом, в последнюю очередь надо ставить вопрос «Кто виноват в том, что со мной такое случилось?»
Гораздо полезнее ставить вопрос «Что я сделал не так в этом случае? Какие мои действия могли бы помочь мне не попасть в эту ситуацию? Что мне сделать теперь, чтобы никогда больше в нее не попадать?»
Анализируйте каждый свой прожитый год критично и беспристрастно, ищите не успокаиваясь пути совершенствования своих технологий и вы выйдете на тот уровень, когда для достижения успеха вам не нужны будут «Джек-поты» в ценах на выращенную вами продукцию.
А падение цен — это не так страшно, как кажется. В год демпинговой цены «клуб производителей» вашего продукта очищается от случайных людей, зато рано или поздно наступающие годы «суперцены» сторицей вознаграждают тех, кто выстоял.
Это ведь и делает жизнь предпринимателя такой интересной!
PS.Но это конечно не означает что не нужно читать аналитику рынка и учитывать ее в своих планах 🙂