В России отсутствует необходимое нормативно-правовое регулирование.
Генеральная прокуратура Российской Федерации проверила исполнение Министерством сельского хозяйства Российской Федерации законодательства в сфере обеспечения качества и безопасности зерна, муки, крупы, комбикормов и компонентов для их производства.
Установлено, что в Российской Федерации отсутствует необходимое нормативно-правовое регулирование в области производства, переработки и реализации зерновых культур, использования семенного материала. Это является основной причиной неэффективности системы государственного контроля за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки.
Прежним руководством Минсельхоза России не принято должных мер по подготовке долгосрочной стратегии развития зернового комплекса, определяющей приоритеты и задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности в рассматриваемой сфере. Не внесены изменения в Закон Российской Федерации «О зерне», федеральные законы «О семеноводстве» и «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» в части формирования и функционирования системы контроля качества и безопасности зерна, не разработан порядок проведения его экспертизы в целях определения возможности дальнейшего использования или уничтожения. Не завершена работа по наделению Россельхознадзора полномочиями по контролю за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами.
Министерством не принимались меры по стимулированию сельхозтоваропроизводителей по производству высококачественного зерна 1, 2 и 3 классов, его глубокой переработке, а также регулированию рынка сельхозпродукции и продовольствия. Это исключает влияние государства на качество и стоимость произведенного зерна и может негативно отразиться на обеспечении продовольственной безопасности страны.
Отобранные Минсельхозом России на конкурсной основе хранители запасов федерального интервенционного фонда не обеспечивают количественной и качественной сохранности зерна. Хранение зерна осуществляется в элеваторах с неудовлетворительным состоянием, что не обеспечивает его безопасность и потребительские свойства.
При этом утвержденные приказом Минсельхоза России правила отбора юридических лиц и предпринимателей, хранящих запасы фонда, не позволяют обеспечить надлежащие условия хранения зерна. В них отсутствуют конкретные требования к состоянию производственных мощностей хранителей, наличию лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов.
По результатам рассмотрения внесенного Генеральной прокуратурой Российской Федерации представления Министерством приняты меры по устранению выявленных нарушений. Готовятся изменения в Закон Российской Федерации «О зерне» в части формирования системы действенного контроля и надзора за качеством и безопасностью в сфере оборота зерна. Разрабатываются нормативные правовые акты, устанавливающие порядки учета зерна при осуществлении поставок для государственных нужд, проведения экспертизы зерна в целях определения возможности дальнейшего использования или уничтожения, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами и др.
Кроме того подготовлены предложения по изменению Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельхозпродукции, сырья и продовольствия и документов стратегического планирования в части механизма, побуждающего сельхозтоваропроизводителей выращивать высококачественное зерно.
Руководством Министерства от работников потребовано обеспечить надлежащее проведение государственных закупочных и товарных интервенций.