Интервью с Райнгольдом Фриком, Омская макаронная фабрика.
Растущий спрос на качественные макаронные изделия заставил встрепенуться всех участников рынка твердой пшеницы, каждый из которых увидел в этом свою выгоду. Но какой успех без взаимодействия и сотрудничества? Об этом мы и решили поговорить с Райнгольдом Фриком, генеральным директором Омской макаронной фабрики, которая в будущем году отметит полувековой юбилей.
Райнгольд Александрович, Вашему предприятию скоро исполнится 50 лет. Всегда ли фабрика использовала в качестве сырья только пшеницу твердых сортов?
В советские времена мы получали муку из твердой пшеницы в соответствии с объемом мощностей – из Оренбурга и частично из Ленинграда, куда зерно поступало из Канады и других стран. В этих городах была налажена переработка зерна. Причем поставки были далеко не в полном объеме – по 25-40 процентов от потребности для загрузки мощностей.
В 90-е годы стали закупать зерно самостоятельно, ездили по Казахстану, выбирая нужную пшеницу. Мололи на двух мелькомбинатах, где было установлено специальное оборудование для переработки твердой пшеницы. С мягкой пшеницей не смешивали – изделия производили только из твердой пшеницы. Также закупали муку из твердых сортов пшеницы в Оренбурге.
В 2010 году приобрели Кормиловское КХП для самостоятельной переработки пшеницы твердых сортов. Закупаем пшеницу в Омской и Оренбургской областях, на Алтае, в Казахстане.
Что же изменилось за последние 1,5-2 года?
Перемены начались еще раньше, из-за ЗОЖ (здорового образа жизни – Ред.). В прессе стали много писать о качестве макаронных изделий, учить покупателя, какие бывают сорта муки, для чего они используются, приводя в пример европейский опыт и обосновывая пользу продуктов из твердых сортов пшеницы.
А как же содержание белка, качество глютена?
Это сейчас стали говорить про белок, а раньше был ГОСТ, согласно которому пшеница должна была соответствовать третьему классу. Основным показателям для производства макарон были клейковина и зольность. Данные показатели предполагали, что макаронные изделия будут стандартными по цвету и не разварятся при варке.
Почему в супермаркетах Москвы не видно продукции Омской макаронной фабрики?
В Москве и Московской области мы продаем до 25 процентов от общего объема, но не через сети – пока так складывается. Сейчас мы работаем над тем, что бы в этом году зайти в ряд федеральных торговых сетей.
Какие задачи предприятие будет решать в ближайшее время?
Первая задача – стабилизировать процесс закупки качественного зерна для производства макаронных изделий. Второй вопрос – увеличение объемов производства на 25-30 процентов с учетом тех мощностей, которые мы имеем. Для этих целей построили отдельную секцию по переработке пшеницы твердых сортов. А перспектива роста есть.
Как вы собираетесь взаимодействовать с потенциальными поставщиками – поощряете, заключаете контракты?
В каждом регионе формы взаимодействия с поставщиками различаются.
Сельхозпроизводитель может быть уверенным в завтрашнем дне?
Он может быть уверен в том, что мы заберем всю пшеницу, если ее качество соответствует условиям контракта.
Есть ли перспективы у твердой пшеницы у нас в России?
Ее же традиционно выращивают – в Оренбургской, Самарской, Саратовской областях, в приграничных регионах со Ставропольским и Краснодарским краями. Возможности для роста есть, особенно если урожайность этой культуры оказывается на высоте.
Нуждается ли этот сегмент в государственной поддержке?
Поддерживать надо прежде всего селекционные центры и семеноводческие хозяйства. Тогда и семена будут востребованными, и сортообновление пойдет быстрее, и селекция начнет развиваться.
Бизнес в виде перерабатывающего предприятия – долгожданное и желанное звено, которое встраивается в цепочку продвижения сельхозпродукции от поля до прилавка. Что Вы пожелаете представителям этого бизнеса, которые пока не видят необходимости выходить на прямой контакт с аграриями?
Находить общий язык, понимание, взаимный интерес.