Причин несколько, в том числе и семенной материал.
Фермер, кандидат сельскохозяйственных наук, лауреат премии «Аграрная элита России» Юрий Попов рассказал о кризисе в воронежском картофелеводстве.
По его словам, многие картофельные хозяйства разорились. Причина – трудности с реализацией урожая. Дело в том, что воронежцы, как и другие россияне, перестали покупать картофель на рынке и заготавливать в погребах и сараях, как раньше. Теперь большая часть картошки покупается в сетевых магазинах. Между тем, фермерам трудно пробиться со своей продукции на полки супермаркетов: для этого нужно участвовать в электронных торгах и поставлять большие объёмы.
По словам Юрия Попова, областная ассоциация производителей товарного картофеля потеряла смысл – на сегодня в ней осталось всего три члена.
«Отечественное семеноводство картофеля полностью ликвидировано, — продолжает эксперт. — Я был в институте им. Лорха в Москве – у них практически нет посевного материала. Одно хозяйство в Ставропольском крае пытается что-то сделать, но это капля в море. Несколько лет назад шла речь об областной программе, теперь это никому не стало нужно. Как будто всё специально делается. На словах все – за, а результата нет. Особенно остро стоит проблема с семенами. Завозишь элиту, год сажаешь в надежде получить первую репродукцию, а она вырождается, ничего не получается. У нас всё становится, как в Краснодаре, где полное вырождение семян.
Может быть, иностранцы специально сюда гонят не понятно что. Сначала качество семенного материала упало у голландцев, многие перешли на немецкие семена. Но и их качество оставляет желать лучшего. Так что развитие семеноводства очень актуально, за этим будущее. Тот, кто будет этим заниматься, озолотится».
Однако, отмечает Юрий Попов, заниматься семеноводством картофеля нужно в отдалённых районах страны, где ещё не распространились болезни. Так, если раньше тля – основной переносчик заразы – появлялась в полях в конце августа, то теперь в традиционных сельскохозяйственных регионах она вредит посевам почти всё лето.