Дарвиновский музей посвятил экспозицию соратнику Н.И. Вавилова.
До 23 июня 2019 года. Выставка «На пути к ГМО» рассказывает о Георгии Дмитриевиче Карпеченко — российском учёном, первом в истории генном инженере растений. За 20 лет научной работы он сумел раскрыть внутриклеточное «закулисье» того, что происходит при скрещивании разных видов и родов растений, и объяснить, как появляются на свет формы с увеличенным количеством хромосом — носительниц генетической информации.
Численность человечества стремительно растёт, и чтобы предотвратить голод, методы традиционной селекции оказываются недостаточно эффективными. На помощь приходят последние достижения генетики — создание генномодифицированных растений помогает быстро решить задачи защиты от вредителей, борьбы с сорняками, появление новых хозяйственно ценных свойств. Но как удалось учёным подойти к созданию ГМО? Путь был долгим и непростым.
Соратник Н. И. Вавилова, выдающийся генетик, замечательный цитолог, талантливый организатор и педагог… Жизнь Георгия Дмитриевича оборвалась в 42 года; как и многие отечественные учёные, он стал жертвой «лысенковщины» и гонений на российскую генетику.
У большинства животных хромосомы образуют пары. А можно ли увеличить количество хромосом, и что при этом произойдёт? На выставке вы увидите, что очень многие растения, которые мы используем в пищу — полиплоиды, их хромосомные наборы повторены не два, а три, четыре, а то и шесть раз. Георгий Дмитриевич одним из первых начал экспериментировать с искусственным получением полиплоидов, изучать и сравнивать, к примеру, ячмени с обычным и увеличенным хромосомным набором. Тетраплоидный ячмень пока не взят на вооружение народным хозяйством, а вот полезные свойства тетраплоидной гречихи или ржи уже используются селекционерами.
Площади под посевы культурных растений не безграничны, хорошо было бы использовать их максимально эффективно, например, объединить в одном растении корнеплод и листовой овощ. Г. Д. Карпеченко попробовал создать гибрид капусты и редьки. Чтобы полученное «дитя» оказалось жизнеспособным и плодовитым, у него также пришлось увеличить число хромосом. Описания экспериментов Карпеченко по получению размножающихся редечно-капустных гибридов вошли во все учебники по генетике и селекции. Полученные растения вели себя как новый вид — их внешний вид не менялся из поколения в поколение, они давали семена при перекрёстном опылении и не скрещивались с родительскими формами.
Редечно-капустный гибрид не оправдал возложенных на него народно-хозяйственных задач: он не давал ни кочанов, ни корнеплодов. Возможно, ситуацию можно было бы изменить последующим отбором, но трагическая гибель Г. Д. Карпеченко лишила науку такой возможности.
Не зная порой правды о механизмах создания ГМО, мы больше верим слухам и неоправданной шумихе вокруг генной инженерии, её методов, задач и последствий. Что, впрочем, не мешает нам одеваться в джинсы, изготовленные из генномодифицированного хлопчатника, или покупать лекарства, полученные благодаря генномодифицированным бактериям. Успехи современной генетики не были бы столь значительны, если бы одна из страниц в её истории не была написана Георгием Дмитриевичем Карпеченко.
Больше информации на сайте музея.