Мотивируют ли власти аграриев сеять качественные семена?
Дикие злаки
Мотивируют ли власти аграриев массово сеять качественные семена лишением погектарной поддержки?
В начале марта на сельхозпроизводителей, как снег на голову, свалилась новость о том, что несвязанная поддержка на гектар пашни отныне будет предоставляться только при условии, что на посев использовались семена, включенные в Госреестр селекционных достижений (по своему региону допуска), а также при соответствии сортовых и посевных качеств семян ГОСТу Р 52325-2005.
Соответствующие изменения в Госпрограмму развития сельского хозяйства РФ были внесены 11 февраля, документ поступил в региональные минсельхозы 17 февраля. По словам главы новосибирского МСХ Евгения ЛЕЩЕНКО, такое решение федералов стало для регионов полной неожиданностью. По данным ведомства на 12 марта, в НСО не были подтверждены сортовые качества у 29% семян в 400 сельхозорганизациях. Это более чем 600 тысяч гектаров посевных площадей, на которые соответственно не будет выплачена «погектарка» на сумму более 120 миллионов рублей.
– Неблагоприятные погодные условия в 2018 году негативно повлияли на качество зерна и семенного материала, – заявил Лещенко. – Поэтому мы будем предпринимать меры по нивелированию негативного эффекта от неполучения средств господдержки.
Министр сообщил, что в федеральный Минсельхоз направлено письмо за подписью губернатора Андрея ТРАВНИКОВА с предложением о приостановлении действия этих изменений до 2020 года. Также совместно с областным правительством и депутатами Заксобрания «прорабатывается вопрос о выделении дополнительных средств из областного бюджета тем хозяйствам, которые не получат федеральные погектарные субсидии».
Подобная ситуация с неполучением погектарных субсидий сложилась и в других субъектах федерации. Например, в Кемеровской области в 2018 году семенами, отвечающими требованиям ГОСТа по сортовым и посевным качествам, было засеяно 216,8 тыс. гектаров, или 33,8% от посевной площади. На оставшуюся площадь, а это 424,7 тыс. га, или 66,2%, кузбасские аграрии не смогут получить федеральную «погектарку».
Кузбасский губернатор Сергей ЦИВИЛЕВ отреагировал на эту новость в социальных сетях. 11 марта он написал в своей страничке в Фейсбуке:«В этом году неожиданно для наших аграриев изменились правила получения федеральной погектарной поддержки. Аграрии – не волнуйтесь, наедине с проблемами не оставлю! Я решил выделить дополнительные средства из областного бюджета. Сейчас департамент сельского хозяйства готовит документы».
Отметим, что глава Кемеровской области своё обещание выполнил: на дополнительную погектарную поддержку из областного бюджета было оперативно выделено 134,5 миллиона рублей.
В Алтайском крае, по сведениям краевого Союза крестьянских (фермерских) формирований, местные фермеры имеют соответствующие новым правилам «семенные» документы примерно на 55% посевных площадей. На остальные площади они, соответственно, недополучат погектарную поддержку. Исполнительный директор Союза Александр ВАЙС рассказал, что 25 марта аграрии были на встрече с губернатором Виктором ТОМЕНКО и главой краевого минсельхоза Чеботаевым, и там подняли этот вопрос. Глава региона сообщил, что он уже обратился с просьбой отложить введение новых правил на год к премьеру Дмитрию Медведеву, но пока ответа от Правительства нет.
«Ты с какого района?!»
Вообще, 25-я статья федерального Закона «О семеноводстве» № 149-ФЗ существует вот уже двадцать два года, и в ней чётко прописано, что, цитата, «семена, предназначенные для посева (посадки), подлежат проверке на сортовые и посевные качества». И формально аграрий всегда должен был иметь либо сертификат соответствия семян (если они куплены в специализированном семеноводческом хозяйстве), либо официальный протокол испытаний (апробации) посевов на ГОСТ Р 52325-2005. Но к этой норме власти до последнего времени относились либерально (за исключением, разумеется, семеноводческих хозяйств), и господдержка рядового хозяйства от того, что оно весной кладёт в землю, практически никак не зависела.
Как рассказали в Новосибирском филиале «Россельхозцентра», в 2018 году посевы подтверждёнными сортовыми семенами составили в Новосибирской области 435 тысяч гектаров из более чем 1,5 миллионов га общей площади под зерновыми. Из них апробация посевов экспертами «Россельхозцентра» проведена всего на 160 тысячах гектаров.
Такая же картина все последние годы наблюдалась и в других крупных зерновых регионах. В итоге не готовыми к новым требованиям оказались ни многие хозяйства, ни местные власти: сейчас региональные парламенты спешно принимают изменения в областное законодательство о господдержке, касающееся погектарных субсидий.
Что касается федерального Минсельхоза, то новые правила чиновники объясняют, во-первых, необходимостью поддерживать отечественное семеноводство, а во-вторых, большими потерями, которые несёт отрасль растениеводства от посева некачественными несортовыми семенами.
Как сообщил на недавнем всероссийском фермерском съезде АККОР директор Департамента растениеводства МСХ РФ Роман НЕКРАСОВ, только в 2018 году из-за некачественных и нерайонированных семян российские растениеводы недополучили почти 17 миллионов тонн зерна, 2,8 миллиона тонн масличных, 4,5 миллиона тонн картофеля и 1,2 миллиона тонн овощей – а это 113 миллиардов рублей. Из 5,5 миллионов тонн семян зерновых культур, в прошлом году засеянных в российские поля, почти 900 тысяч тонн составили семена с «неофициальным статусом» – непроверенные и не включенные в Госреестр.
В целом привязка «погектарки» к районированным семенам идёт в общем русле усиления требований федеральных властей к качественным показателям АПК: например, молочные субсидии вскоре будут зависеть исключительно от качества сырого молока, медленно, но верно идёт налаживание контроля за племенным животноводством и т.д. Но в случае с погектарной субсидией раздражение аграриев вызвали даже не столько сами новые правила, сколько внезапность их введения. Внесение срочных изменений в соглашения между хозяйствами и минсельхозами, протоколы испытаний семян, которые должны появиться в считанные дни и т.д. – по мнению многих руководителей хозяйств, создавать на ровном месте нервотрёпку перед посевной было совершенно незачем, достаточно было объявить о новых требованиях заблаговременно, хотя бы осенью.
– Фермеры Алтайского края в последние четыре года значительно повысили качество своего посевного материала: в алтайском растениеводстве активно идёт сортообновление, всё больше КФХ получают статус семеноводческих хозяйств, – отмечает Александр Вайс. – Передовые хозяйства используют элиту и суперэлиту на размножение, и «мусором» у нас уже практически никто не сеет. Но с подтверждающими документами мы, разумеется, сегодня попали в цейтнот: на семена второй-третьей репродукции эти документы давно уже никто не требовал, кроме того, у местных филиалов «Россельхозцентра» просто не хватает ресурсов, чтобы охватить проверками и апробациями все без исключения хозяйства.
Также можно отметить и финансовый аспект: затраты на приобретение семян и суммы погектарной поддержки – это совершенно несопоставимые цифры. Например, если сейчас в Новосибирской области закупить 85 тысяч тонн сертифицированных семян и засеять ими недостающие площади, дополнительные расходы аграриев составят 1 миллиард 360 миллионов рублей – сумма в 10 раз больше недополученных субсидий. В результате многие аграрии махнут рукой и не будут ради трёхсотрублёвой субсидии связываться с «бюрократией». Потому-то и звучат сегодня в крестьянской среде конспирологические версии: а не продиктован ли этот шаг федералов желанием просто сэкономить бюджетные средства?
Деньги не на ветер – а в землю
Какие меры государства были бы наиболее эффективны для повышения качества посевного материала на российских полях? Об этом мы спросили генерального директора Национального союза селекционеров и семеноводов России Анатолия МИХИЛЕВА.
– В целом курс Минсельхоза РФ на усиление требований к качеству семян мы, конечно же, поддерживаем, и мера по привязке субсидий к районированным семенам, на мой взгляд, вполне оправдана. Иначе мы не продвинемся вперёд в продуктивности наших полей. Все мы понимаем, какое критически важное значение имеют семена в урожайности и качестве продукции растениеводства. Другой вопрос – насколько эффективен сам механизм господдержки и мотивирования наших аграриев к приобретению высококачественного семенного материала.
Из бюджета ежегодно выделяют значительные средства на субсидии хозяйствам, покупающим элитные семена. Речь идёт о сотнях миллионов рублей. Однако классическую систему семеноводства (через посев семян элиты и последующее размножение) по-прежнему использует очень небольшое количество хозяйств. Огромные площади продолжают засеваться семенами самых низких репродукций, а то и откровенно некондиционными семенами.
При нынешней системе субсидирования подразумевается, что хозяйство, приобретая элиту, должно поддерживать и размножать эти семена до четвёртой репродукции. Но у рядового небогатого сельхозпредприятия обычно нет ресурсов удержать эту элиту в «чистоте»: нет соответствующего оборудования для подработки и протравливания, нет грамотного применения СЗР, нет квалифицированных агрономов и т.д. Получается, что когда ежегодно субсидируется покупка элиты, многие аграрии используют эти семена на производство обычного товарного зерна! На наш взгляд, это крайне неэффективное расходование и семенного материала, и бюджетных денег.
Куда правильнее было бы ввести бюджетное субсидирование ежегодной покупки товарными хозяйствами семян первой репродукции на все их посевные площади. Вот это бы дало серьёзный толчок к развитию как отечественной семеноводческой индустрии, так и растениеводства в целом. Это позволило бы перевести зерновое производство в стране на промышленное семеноводство. В этом случае субсидии нужны только на начальном этапе в течение 2—3 лет для запуска новой системы семеноводства на основе промышленного семеноводства. Ведь обычному товарному хозяйству элита по большому счёту вообще без надобности, Она очень дорогая, если не вести полноценное научно обоснованное семеноводство на своих полях, а использовать её для товарного производства. Кроме того, здесь часто происходят злоупотребления бюджетными деньгами: семена элиты при субсидировании становятся дешевле товарного зерна и возникает много соблазна!
А вот качественные профессионально подготовленные семена первой репродукции хозяйства могли бы себе позволить уже массово. При предоставлении бюджетной субсидии они обошлись бы сельхозпроизводителю чуть дешевле товарного зерна! Но потенциал первой репродукции современных сортов – очень высокий, более 40ц/га. Они сразу дают мощную прибавку в урожайности, и у агрария ежегодно будет возможность иметь для посева недорогие качественные семена лучших районированных сортов на всю площадь. Кроме того, отпадёт необходимость иметь в хозяйстве дорогостоящее оборудование для подготовки семян и складские ёмкости под семена.
Разумеется, эту схему нужно настроить так, чтобы товарное хозяйство приобретало семена первой репродукции в семеноводческой фирме сразу по льготной цене, не дожидаясь затем по полгода субсидию от государства: крестьянину весной очень дорога лишняя копейка. То есть субсидия на выпадающие доходы должна предоставляться семеноводческому хозяйству. Эта система гораздо лучше мотивировала бы сельхозпроизводителей покупать качественный семенной материал. Кстати, такая система значительно снизила бы и количество контрафакта на рынке семян – а это, как известно, настоящий бич как российского, так и зарубежного семеноводства.