Семинар РЦК ОЭСР и ФАС России.
О роли современных технологий в глобальных процессах по слияниям и поглощениям на международных товарных рынках говорили российские и зарубежные эксперты на мероприятии в г. Казани.
30 мая 2019 года в Учебно-методическом центре ФАС России продолжил работу совместный семинар РЦК ОЭСР и ФАС России «Расследования сделок по слияниям. Новые подходы».
Повестку третьего дня международного диалога открыл заместитель начальника Управления контроля АПК ФАС России Сергей Вершинин, поделившийся с коллегами практикой рассмотрения глобальной сделки Bayer/Monsanto в российской юрисдикции.
«Решение о согласовании ФАС этой сделки вынесено в апреле 2018 года. Антимонопольная служба выдала предписание компании Bayer о выполнении мер, направленных на развитие конкуренции в агротехнологическом секторе России за счет потенциальной конкуренции со стороны российских компаний», — прокомментировал Сергей Вершинин.
Согласно предписанию, немецкий производитель должен обеспечить передачу российским компаниям молекулярных средств селекции и гермоплазмы, необходимых для создания новых сортов и гибридов по ключевым сельскохозяйственным культурам, по которым, в частности, наблюдается наибольшая зависимость российского рынка генетического материала от импортных поставок.
Кроме того, в целях развития конкуренции на рынках цифрового земледелия предписание ФАС России также содержит обязательства по предоставлению российским компаниям, осуществляющим разработки программного обеспечения и приложений в области сельского хозяйства, недискриминационного доступа к цифровым платформам точного земледелия, в том числе доступа к историческим данным, относимым к Российской Федерации, а также к данным, которые будут собираться компанией Bayer после коммерциализации ею своих программных продуктов на территории Российской Федерации. Доступ к таким данным является ключевым фактором для разработки и внедрения российскими компаниями своих IT-разработок в области точного земледелия.
Также обязательства компании Bayer предполагают создание на территории Российской Федерации научного-учебного центра биотехнологий растений, предусматривающие проведение для российских специалистов практического обучения в области ускоренной селекции с привлечением к учебному процессу высококвалифицированных специалистов компании, имеющих значительный опыт в этой сфере.
Учитывая глобальный характер этой сделки, при подготовке своего решения ФАС России осуществляла активное взаимодействие с зарубежными конкурентными ведомствами из стран БРИКС — Индией, ЮАР, Бразилией, Китаем, используя такой инструмент, как «отказ от конфиденциальности», дающий возможность конкурентным ведомствам осуществлять обмен конфиденциальной информацией с целью выработки единых подходов и синхронизации своих требований, предъявляемых к участникам сделки.
Сергей Вершинин пояснил, что согласовывая эту сделку и выдавая соответствующее предписание, антимонопольная служба основывалась на проведенном анализе технологий и знаний, которыми обладают компании Bayer/Monsanto. Оценка инновационного потенциала объединенной компании в контексте происходящих на глобальном рынке изменений, связанных с применением новых технологий в области селекции и активным внедрением в сельское хозяйство цифровых платформ точного земледелия, была необходима для определения степени влияния сделки на состояние конкуренции на рынке агротехнологий.
Выданное ФАС России предписание направлено на стимулирование создания в России высокотехнологичных компаний в сфере агротехнологий.
Коллеги из Европейской комиссии поделились своей оценкой корпоративных слияний и инноваций на товарных трынках. Обсуждался вопрос влияния конкуренции на инновации. Г-жа Бирте Панханс, эксперт Еврокомиссии по вопросам конкуренции, отметила, что конкуренция создает стимул для инновации, а в последующем все это трансформируется в классическое соревнование конкурентов, где тот, кто предложит лучший товар, получает больше прибыли, потребитель при этом получает свою определенную выгоду, в том числе в части цены за предложенный товар.
Практика участников нашла отражение и в деловой игре, в рамках которой был рассмотрен конкретный пример слияния двух компаний и дана соответствующая оценка с позиции нескольких сторон: антимонопольной службы, независимых экспертов, судебной системы и непосредственных участников сделки по поглощению.
Прозвучала на семинаре и актуальная на сегодня тема повсеместной цифровизации и ее влияния на участников товарных рынков. О том, как цифровая экономика меняет традиционные рынки рассказал Сергей Дьяченко, заместитель начальника Управления контроля промышленности – начальник отдела. На согласование этого подразделения ФАС России регулярно поступает значительное количество сделок в области строительных материалов, сырьевого рынка, легкой промышленности, металлургии, драгоценных металлов и машиностроения.
«Цифровизация буквально пронизывает всю нашу деятельность, влияет на скорость принятия решений, она стала трендом, обеспечивающим трансформацию рыночной экономики. Глобально конкурентными сегодня становятся те компании, которые могут предложить своим потребителям пакетные решения, в которых есть отвечающие потребностям клиента товары и услуги, и управленческие решения, в основе которых – анализ большого массива данных, собираемых и обрабатываемых цифровыми платформами», — прокомментировал Сергей Дьяченко.
Давая оценку глобальным сделкам, спикер подчеркнул, что они могут создавать существенные риски и с точки зрения подавления конкуренции, и с точки зрения своего влияния на динамику технологического и инновационного развития российской промышленности.
«Цель, которую при согласовании сделок по слиянию и поглощению ставит перед собой ФАС России – снизить риски наступления негативных последствий еще на этапе согласования таких сделок», — пояснил докладчик.
Цепочку «событий», связанных с тем, как антимонопольный орган оценивает ту или иную сделку по слиянию, Сергей Дьяченко представил на трех рассмотренных ведомством сделках. По каждой из них ФАС России было вынесено решение, в обосновании которого были заложены оценка сделок с точки зрения возможного объединения участников и последующей их аффилированности, что по своей сути имеет признаки картеля; анализ возможных последствий для отрасли в целом; риски для развития конкуренции на смежных товарных рынках; географические границы.
Применительно к подобным сделкам ФАС использует и принцип экстерриториального применения российского законодательства, когда соглашение, заключенное за пределами нашей страны, может повлиять на состояние конкуренции на российском рынке.
Свое мнение о согласовании сделок высказала и Бирте Панханс из Европейской комиссии, заметив, что комиссия, рассматривая просьбы о согласовании поглощений, руководствуется в первую очередь интересами потребителя.
«Для нас потребитель, клиент, является центральным объектом предпринимаемых экономических усилий. То есть все наши действия направлены на то, чтобы он получил максимальные условия для себя, даже если это идет вразрез с мнением политиков», — подчеркнула госпожа Панханс.
Она также дополнила, что мировые практики принятия решений по согласованию сделок могут отличаться: при наличии разных игроков и подходу к одному и тому же вопросу.
Завершающую точку в совместном семинаре поставил Ренато Ферранди из ОЭСР, отметив, что диалог стран, начавшийся с правовых и экономических аспектов, по окончанию перешел в очень конструктивное и серьезное обсуждение не только практики по рассмотрению слияний и поглощений, но и рисков, которые могут за ними последовать.
Сделка рассматривается в более чем тридцати юрисдикциях.