Нишевые масличные — не в тренде

Традиционные — привлекательнее.

По прогнозу Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), площади под масличным льном в этом году останутся примерно на уровне 2018-го и составят около 750 тыс. га. Однако возможны небольшие территориальные изменения посевов: вероятнее всего, они увеличатся в Сибири и на Урале, как это происходит в последние годы, тогда как на Юге и в Поволжье площади под агрокультурой будут снижены, рассказал «Агроинвестору» ведущий эксперт ИКАР Даниил Хотько. Несмотря на конкурентоспособные цены, лен в этом сезоне подвел производителей на юге с точки зрения урожайности — она составила около 6-6,5 ц/га, тогда как традиционно достигала 8-10 ц/га, поясняет он. «В итоге, даже несмотря на близость к портам, аграриям было тяжело достичь высокой маржинальности. На этом фоне традиционные масличные агрокультуры — подсолнечник, рапс и соя — выглядят гораздо привлекательнее с экономической точки зрения», — добавляет эксперт.

При этом в Сибири и на Урале, с одной стороны, растет переработка льна-кудряша на внутреннем рынке, с другой — рядом находится Китай, куда агрокультура активно экспортируется по привлекательной цене. По оценке ИКАР, с августа 2018-го по апрель текущего года в Китай из России было вывезено 101,5 тыс. т льна, тогда как годом ранее за аналогичный период наши поставки в эту страну составили только 41 тыс. т, а в 2017-м — 17 тыс. т.

Что касается горчицы, то в 2018 году ее посевы были рекордными — 334 тыс. га, что более чем в два раза больше, чем в2017-м, напоминает Хотько. Однако урожайность тоже оказалась крайне низкой — 4,5-5 ц/га, согласно Росстату, при традиционных показателях в 5,5-6 ц/га. «В основном горчица экспортируется в Европу и Бангладеш, однако с такими показателями урожайности для аграриев она не будет привлекательна, и нас ждет, вероятнее всего, сокращение площадей под ней в пользу традиционных масличных», — предполагает эксперт.

Посевы рыжика и сафлора устойчиво снижаются последние несколько сезонов. Под рыжиком, по подсчетам ИКАР, в прошлом году они уменьшились до 79 тыс. га (на пике в 2014 году было 268 тыс. га), под сафлором — до 66 тыс. га (в 2016-м он занимал 445 тыс. га). «Данные агрокультуры также продемонстрировали низкую урожайность в прошлом году. К тому же у них не очень ясные экспортные перспективы. Ранее сафлор мы поставляли в Турцию, однако после введения пошлины со стороны покупателей в сентябре 2017 года, которая действует до сих пор, наши цены стали неконкурентными», — отмечает Хотько. Рыжик, по его словам, тоже перестал экспортироваться в Турцию, а переработчикам внутри страны он не сильно интересен. «Есть небольшой проект по его переработке у «Содружества», однако его масштабы не так велики, чтобы мотивировать аграриев увеличивать площади под рыжиком. Так что под сафлором и рыжиком мы тоже ожидаем дальнейшего сокращения площадей», — резюмирует эксперт.

«Нишевые агрокультуры занимают крайне небольшую долю в общем объеме производства масличных, и серьезного увеличения интереса к ним мы не видим», — подтверждает исполнительный директор Масложирового союза Михаил Мальцев. При этом, по его словам, теоретически, достаточно выигрышным в данном сегменте является рыжик. Если лен и сафлор в основном продаются на экспорт в виде маслосемян, то рыжик можно реализовывать в виде масла и шрота, добавляет он.

 

Источник