Картофель в тупике

Туманное будущее российского картофелеводства.

Для картофелеводов 2019 год стал неоднозначным. Многие производители в этом сезоне решили заняться выращиванием картофеля на переработку, а это ставит перед селекционерами и агрономами новые задачи и влечёт за собой дальнейшее развитие рынка. Одновременно с этим новые изменения в госстандартах, по мнению экспертов, ставят развитие отрасли под сомнение.

В 2018 году в Липецкой области открылось крупное совместное предприятие ГК «Белая Дача» и Lamb Weston / Meijer (мировой лидер по производству продукции из картофеля) — завод по производству картофеля фри. На полную мощность предприятие ещё не вышло, но, по оценкам аналитиков рынка, объём импорта картофеля фри в Россию уже снизился. Кроме того, липецкий картофель фри производят также на экспорт в Израиль, Европу и страны Африки.

Российские чипсы и картофель фри

«Ожидаем, что во втором полугодии 2019 года полноценно заработает подобный завод в Подмосковье — компании “Агрико” — с потенциалом переработки около 70 тыс. т сырья, — рассказывает исполнительный директор Картофельного союза Алексей Красильников. — В планах у российских инвесторов также серьёзный объект по частичной переработке в Тюмени на базе Агрофирмы “КРиММ” мощностью 30 тыс. т переработки картофеля и овощей. Других крупных проектов в этом направлении мы пока не видим, хотя в 2019 году предполагается начать строительство филиала завода по производству чипсов в Сибирском регионе, но это пока лишь проект».

С ростом производства отечественного картофеля, идущего в переработку для предприятий фастфуда, логично предположить и рост интереса производителей к новым сортам, предназначенным специально для этих целей. На сегодняшний момент, к сожалению, российские производители, хоть и выращивают такой картофель самостоятельно, но работают с иностранной селекцией — отечественных сортов, пригодных для производства чипсов или картофеля фри, пока просто нет.

«Оптимизма в направлении селекции сортов для фри и чипсового картофеля у нас пока мало, хотя он, наверное, должен присутствовать, — рассуждает Алексей Красильников, — потому что существует пилотная программа развития селекции и семеноводства картофеля, на которую только из федерального бюджета выделено около 11 млрд руб. Частично эти средства уже доведены до исполнителей. В программе заявлено около 24 участников. Согласно этой программе, предполагается, что к 2025 году российскими селекционерами будет выведено не менее 12 сортов отечественной селекции, не уступающих по своим качествам сортам зарубежной селекции. И хотя мы настаивали, чтобы в рамках этих индикаторов отдельно были выведены сорта для промышленной переработки, нас, к сожалению, не услышали. Поэтому остаётся только гадать, что наши селекционеры предложат к 2025 году».

Сегодня селекция ведётся в направлении, заданном конечным потребителем продукта, замечает Анна Храброва, коммерческий менеджер компании HZPC Sadokas (селекция и семеноводство картофеля). «Рынок картофеля сегментирован: например, отдельно выделены сорта, предназначенные на мойку, отдельно — на переработку, причём здесь тоже несколько направлений, в том числе картофель фри, картофель на чипсы и картофель для получения высококачественного крахмала. Отдельно выделяют сорта для традиционного рынка. Каждый из этих сегментов внутри себя также разделён на части. Соответственно, учитывая пожелания конечного потребителя продукта, в зависимости от его особенностей и потребностей, селекция и развивается». К примеру, для картофеля фри желательны сорта с бледно-жёлтым цветом мякоти, вытянутой формой клубня и стабильным содержанием редуцированных сахаров в течение всего периода хранения, добавляет специалист.

Под запрос потребителя

Сегодня потребитель уделяет внимание не только вкусовым качествам, но и внешнему виду картофеля, поскольку продукт на прилавках «выбирают глазами», отмечает Анна Храброва. Соответственно, перед селекционерами стоит дополнительная задача — сделать продукт внешне привлекательным. «У сортов, выведенных 20-25 лет назад, в большинстве случаев глубокие глазки, а о яркости кожуры вообще речи не идет. «На сегодняшний день очень важным требованием является визуальная привлекательность продукта», — говорит специалист. — А второе требование, требование производителя, — это валовой сбор. Так, для наших клиентов-производителей раннего столового картофеля самым важным показателем является высокая урожайность при раннем сроке созревания. Эти параметры (внешний вид, урожайность, срок созревания) будут присутствовать в сорте только в том случае, если селекционер изначально на них ориентирован, выбирая родительские формы с требуемыми стартовыми параметрами. Я бы не сказала, что рынок картофеля консервативен, это скорее рынок аналоговых сортов. Сельхозпроизводители хотят и готовы работать с новыми сортами, но им нужно, чтобы новый сорт был улучшенной версией раскрученного сорта». Передовые хозяйства, которые работают по интенсивной технологии, всеми силами стараются снизить себестоимость продукта без потери качества. Добиться этого можно, повышая валовой сбор стандартного продукта. Сорта, выведенные в прошлом, имели другие ориентиры. Например, они были больше ориентированы на наличие устойчивости к болезням, поскольку на момент их создания не было ещё такой мощной системы защиты растений, как сейчас, обращает внимание коммерческий менеджер HZPC Sadokas.

Главное — технология

Каждый сорт требует соблюдения определённой технологии производства. «К примеру, в нашей продуктовой линейке есть сорт картофеля, который на сегодняшний день является одним из лидеров по продажам, — рассказывает Анна Храброва. — Сейчас о его качествах известно рынку, и он фактически продаёт сам себя, но таким он стал не сразу. С аграриями была проведена определённая работа. Для многих было в новинку требование, что посадку этого сорта необходимо производить на 2 см глубже, чем предусматривает стандартная технология. А эти сантиметры дают клубню дополнительное место для формирования столонов, что позволяет реализовать потенциал максимально». Другой пример — сорта с апикальным доминированием (развитие верхушечной почки клубня, которая растёт быстрее и замедляет рост боковых почек), продолжает специалист. Таких сортов немного, но они есть, и среди них есть очень известные сорта. Такую индивидуальную особенность сорта необходимо учитывать, чтобы выбрать правильную технологию подготовки посадочного материала. Апикальный росток желательно своевременно обламывать, что даст возможность пробудиться боковым почкам. Если предположить, что каждый стебель даёт 3 клубня, то математика процесса очевидна. Вместо одного апикального стебля, растение формирует 3-4 побега, каждый из которых закладывает 3 клубня. Знание нюансов возделывания сорта приносит очевидную экономическую выгоду.

О том, как правильная технология возделывания способна поднять сельхозпредприятие буквально из руин, не понаслышке знают картофелеводы Вологодской области. Именно здесь, на месте распавшегося в девяностые годы крупного коллективного сельскохозяйственного предприятия удалось создать современные частные картофелеводческие хозяйства.

«Финские специалисты проводили семинарские занятия по возделыва­нию картофеля, — вспоминает Васи­лий Соловьёв, глава КФХ (Вологодская область), — которые были приглашены Администрацией района. Рас­сказывали о правильном земледелии и о технологии возделы­вания картофеля. Тогда и наметился ориентир в работе. Потом появи­лись хранилища, которые можно было посмотреть и узнать, на что ориентироваться. До этого у нас хранение было в буртах. Нам показали, как системати­зировать процесс производства, фин­ский специалист приезжал в хозяйство и полностью контролировал процесс выращи­вания картофеля несколько первых лет нашей работы. Высчитывал ме­тодики, учил планировать урожай­ность. По формулам рассчитывал, каков будет дополнительный уро­жай. Меня тогда это уди­вило. Толчок был очень сильный. С этого всё и пошло».

Сейчас Василий Соловьёв специализируется на выращивании семенного картофеля высоких репродукций, начиная с мини-клубней и заканчивая первой репродукцией. Площадь под посадками семенного картофеля занимает более150 га. «В производстве участвуют шесть постоянных рабочих, — рассказывает аграрий. — То есть получается, что всего несколько человек с помощью современной техники производят более 5 тыс. т картофеля». Реализуется семенной картофель во многие регионы России — от Вологодской области до Астрахани. В общей сложности хозяйство выращивает более пятнадцати сортов картофеля, делится глава КФХ. Хозяйство входит в структуру первичного семе­новодства Вологодской области, реализация семян высоких репродукций яв­ляется основным ис­точником его дохода.

Выращиванием семенного картофеля высоких репродукций в бывшем сельхозпредприятии занимаются ещё несколько фермерских хозяйств. Все они входят в состав кооператива «Устюженский картофель», председателем которого является Василий Соловьёв.

Недописанный стандарт

Между тем при всей внешней позитивности ситуации с развитием рынка семян картофеля и возрождением отечественного семеноводства эксперты оценивают новые правила, установленные в этой сфере, неоднозначно. С 1 января 2018 года вступил в силу новый ГОСТ 33996–2016 по семенному репродукционному картофелю, который даёт некоторые послабления в области болезней картофеля и частично способствует их распространению по территории России.

«Основными категориями картофеля, возделываемыми фермерами, являются элитный (ЭС) и репродукционный (РП), в основном 1-ая или 2-ая репродукции, на которые по новому ГОСТу устанавливаются наименее “мягкие” требования», — поясняет Александр Хютти, руководитель сектора болезней картофеля лаборатории иммунитета растений к болезням ВИЗР. Он отмечает, что эти категории (ЭС, РП1 и РП2) лидируют как по посадочным площадям, так и по закупкам семенного картофеля, в особенности из-за рубежа. Последнее особенно важно, т. к. «чистота» ввозимого семенного материала и отсутствие как карантинных, так и некарантинных патогенов, является основополагающим фактором культуры картофелеводства и ключом к успешному возделыванию и получению высоких урожаев картофеля, убеждён эксперт.

Немаловажный момент: картофель является единственной культурой, для которой потери урожая от «грибных» заболеваний могут составлять до половины от потенциально возможных, даже при применении схем защиты, продолжает Александр Хютти. Причём полученный урожай практически всегда будет «чистым» или со слабыми симптоматическими проявлениями тех или иных болезней. Более того, новый ГОСТ не учитывает часть начала инфекционного процесса, называемую или определяемую как «латентную» форму. Опасность такой «латентной» формы ясна из названия: при отсутствии видимой типичной симптоматики возбудителя заболевания поражённый семенной картофель является «инфекционной бомбой» замедленного действия, что в будущем обязательно приведёт к накоплению инфекции и потере урожая в той или иной степени, предупреждает эксперт.

По словам представителей Картофельного союза, много несоответствий сегодня возникает из-за того, что новый ГОСТ межнационален — он разрабатывался на всю территорию стран Евразийского экономического союза. «В этом году ВНИИ картофельного хозяйства им. А. Г. Лорха, который был одним из разработчиков ГОСТа, заявил о том, что намерен усовершенствовать именно национальный ГОСТ по семенному картофелю, — отмечает Алексей Красильников. — К слову, этот стандарт проходил широкое обсуждение, и мы очень взвешенно подходили к его принятию. Да, мы были вынуждены не ужесточать требования по уровню заболеваний, поскольку, в противном случае, большинство семенных компаний не смогло бы им отвечать. Мы бы просто остались без семенного картофеля. То есть он бы был, конечно, но требованиям он бы уже не соответствовал», — резюмирует специалист.

Не запутаться в симптоматике
Александр Хютти, руководитель сектора болезней картофеля лаборатории иммунитета растений к болезням ВИЗР

«За прошедшее десятилетие, особенно последние несколько лет, сильно изменилась симптоматика проявления возбудителей грибных заболеваний картофеля. Например, возбудитель чёрной парши (гриб Rhizoctonia solani J. G. Kuhn) или, как принято называть, ризоктониоз всё чаще встречается на клубнях в виде разных по размеру специфических округлых язв от единичных до многочисленных, разбросанных хаотично по поверхности клубня. Такие язвы с лёгкостью можно перепутать с проявлением такого опасного заболевания, как бугорчатая парша. Помимо специфических язв округлой формы заболевание проявляется в виде некрозов, трещин, склероциальной сетки, загнивания глазков и чечевичек, и всё реже и реже в виде общеизвестных черных склероциев, тогда как новый ГОСТ узконаправлен только на выявление вышеупомянутых склероциев, причём клубень должен быть ими покрыт не менее 10% от всей занимаемой площади. В противном случае при меньшем поражении такой клубень считается здоровым и может быть использован в семенных целях в соответствующей репродукционной категории. Помимо этого удивляет отсутствие информации о том, что по инфекционной способности и причиняемому вреду размер склероциев играет первостепенное значение, т. к. чем крупнее склероций, тем он вредоноснее. А мелкие склероции обычно ведут сапрофитный образ существования без причинения вреда клубню, и например, наличие нескольких крупных склероциев наиболее потенциально опасно: они причинят больше вреда, чем многочисленные мелкие.

Стоит отметить, что и по другим грибным заболеваниям новый ГОСТ однобок, т. к. почему-то учитывает только одно определённое симптоматическое проявление конкретного заболевания. Как правило, в инфекционном процессе участвуют несколько возбудителей болезней картофеля с той лишь разницей, что одно заболевание служит первопричиной болезни, а остальные подключаются впоследствии, затрудняя диагностирование или приводя к неправильному определению патогена вследствие смазанной симптоматики. В связи с этим выявление какого-то одного возбудителя без всестороннего изучения всего патогенного комплекса может послужить в дальнейшем неправильному присвоению репродукционной категории. Интересно, что в новом ГОСТе при обнаружении нескольких патогенов на клубне выбирается из списка только один в порядке предложенной очерёдности, а остальные не учитываются вовсе, что выглядит несколько странно. В качестве примера можно привести возбудителей антракноза и чёрной ножки, фомоза, фузариоза и альтернариоза, которые могут встречаться на клубне одновременно и служить неправильной постановке диагноза».

Источник