Национальный союз селекционеров и семеноводов выносит на обсуждение комплексный план.
Рабочая юридическая группа Национального союза селекционеров и семеноводов на основе предложений членов Союза подготовила проект Комплексного плана развития селекции и семеноводства в России, предлагая практические меры по его реализации.
Представлена рабочая версия, обновленная с учетом пожеланий, высказанных членами НССиС на расширенном заседании Совета Союза в рамках Всероссийского дня поля в Ленинградской области.
Вы можете высылать свои предложения по электронной почте .
По результатам совместной работы планируется сформулировать и утвердить официальную позицию НССиС по ключевым вопросам развития селекции и семеноводства в РФ с целью ее дальнейшего продвижения в соответствующих органах законодательной и исполнительной власти, после утверждения на Межведомственном координационном совете по развитию селекции, семеноводства и биотехнологий сельскохозяйственных растений.
Проект включает предложения, направленные на совершенствование:
— государственно-частного партнерства в сфере селекции сельскохозяйственных растений;
— межведомственного взаимодействия на федеральном и на региональном уровнях;
— способов поддержки конкурентоспособных отечественных селекционных достижений и развития маркетинга;
— способов государственной поддержки отрасли и модернизации образовательной системы.
Предлагаемые меры направлены на развитие селекционно-семеноводческих центров любых форм собственности.
Для прогнозирования и анализа рынка изложены способы сбора и получения объективной статистической информации.
ПРОЕКТ
КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН
РАЗВИТИЯ СЕЛЕКЦИИ И СЕМЕНОВОДСТВА В РОССИИ
И ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕРЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ
Москва, 17.07.2019.
В целях повышения эффективности социально-экономической деятельности организаций всех форм собственности в области селекции и семеноводства, обеспечения конкурентоспособности отечественной селекции, прозрачной и честной конкуренции в сфере семеноводства, наращивания объемов и качества семян и производимой из них продукции Национальный союз селекционеров и семеноводов предлагает к рассмотрению Комплексный план развития селекции и семеноводства в России.
На сегодняшний день необходимо признать, что отечественная селекция находится в состоянии глубокого кризиса, за исключением отдельных селекционных программ, и требует немедленных эффективных мер для выхода из критической ситуации.
О кризисе в селекции свидетельствуют не только быстрорастущая доля площадей, занятых под производство иностранных сортов и гибридов (что нельзя объяснить одним лишь маркетингом – производители сознательно и аргументированно предпочитают более эффективную селекцию), но и отсутствие в отрасли частных селекционных компаний, созданных не на генетике и научно-кадровой базе обедневших государственных НИИ, а с нуля.
Данная ситуация сложилась из-за:
— отсутствия эффективной системы нормативно-правового регулирования оборота семян и процесса сбора лицензионных платежей, позволившей бы селекции самостоятельно генерировать денежные ресурсы;
— неэффективного расходования бюджетных средств;
— научно-технологической отсталости российской селекции и недоступности мировых генетических ресурсов;
— отсутствия эффективных мер защиты авторских прав и прав патентообладателей;
— отсутствия связей между селекцией и конечным потребителем продукции (маркетинга); как следствие – неправильная постановка целей перед селекционерами или полное отсутствие таковых целей.
Эти основные факторы привели к подрыву кадрового потенциала, низкому уровню зарплат в отрасли, техническому и технологическому отставанию от иностранных селекционных центров.
Целью настоящего Плана стало создание условий для появления и/или развития селекционных центров всех форм собственности и выпуска ими конкурентоспособных сортов и гибридов по всем производимым в РФ сельхозкультурам.
Целью селекции, в условиях мирового рынка, частью которого выступает и Россия, является удовлетворение запросов этого рынка, как отечественного, так и международного (если речь идет об экспорте семян). Таким образом, успешная селекция всегда рыночно ориентирована и развивается в тех направлениях, по которым существует активный платежеспособный спрос на продукцию (здесь и далее не ведем речь о государственных научных программах фундаментальных исследований, хотя и они направлены на обеспечение конкурентного преимущества).
Селекция в России должна стать экономически обоснованным и прибыльным видом деятельности – только при этом условии возможно развитие как государственных, так и частных отечественных селекционных центров.
Залогом успешности селекции являются свободная рыночная конкуренция сортов, действующая система сбора лицензионных платежей и гарантия прав патентообладателей.
Семеноводство как связующее звено между селекцией и товарным производством в России развивается преимущественно из товарного производства благодаря наличию стартового капитала и более высокой прибыльности реализации семян. Однако быстро сократить технологическое отставание этой отрасли невозможно без государственной поддержки создания и модернизации промышленных мощностей. В целом можно сказать, что отрасль семеноводства в России создана и успешно функционирует, но нуждается в кадровых ресурсах, технической модернизации, а также в устранении с рынка семян неустановленного происхождения (ст. 1444 ГК РФ), т.е. в нормативно-правовом регулировании и господдержке. Большинство сельхозтоваропроизводителей вынуждены готовить семена для собственного посева самостоятельно, что нередко отрицательно сказывается на качестве посевного материала. Технологическое отставание отрасли семеноводства и увеличение производства высококачественного товарного зерна можно решить в том числе за счет внедрения промышленного семеноводства, которое позволит резко увеличить качество высеваемых в стране семян и получение в результате этого более высоких урожаев. С государственной поддержкой развитие промышленного семеноводства, то есть рост специализации и создание семеноводческих центров позволит в кратчайшие сроки достичь новых высоких показателей.
В связи с вышеизложенным представленный комплексный План включает два основных направления:
-
Создание и/или изменение нормативно-правовой базы, которая способствовала бы формированию условий для создания новых селекционно-семеноводческих центров, поддержки и эффективного развития существующих;
-
Изменение направления и масштабов государственной финансовой поддержки отрасли селекции и семеноводства.
При этом следует признать, что успешно конкурировать на рынке семян можно только при сопоставимых (возможно, значительно меньших, но сопоставимых) с транснациональными компаниями объемах затрат на НИОКР. Безусловно, речь не идет о необходимости государственной поддержки в десятки миллиардов долларов, но нельзя не требовать более эффективного использования существующего уровня господдержки и целевого финансирования поэтапного решения конкретных задач, стоящих перед отечественной селекцией.
I НАПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИИ
Нормативно-правовое регулирование
Ниже приведены меры, единовременная реализация поможет решить комплекс проблем отрасли. Все они взаимосвязаны и перечислены не в порядке приоритета, а исходя из логической взаимосвязи.
-
-
Ограничение так называемой «фермерской льготы», указанной в п. 4 статьи 1422 ГК РФ, освобождения от уплаты лицензионных платежей за использование растительного материала, полученного в хозяйстве, в течение двух лет в качестве семян при использовании полученных репродукций для собственных нужд.
-
-
-
Создание прозрачной системы оборота семян.
-
Обязательное соблюдение норм ст. 1444 ГК РФ.
1-й вариант – это обязательная сертификация, исключительно Россельхозцентром, всех партий семян, как для реализации, так и для собственного использования, за исключением произведенных ЛПХ, а также обязательная маркировка партий семян.
2-й вариант – объединение всех источников информации об обороте семян на базе ФГИС «Семеноводство» (ФТС, РСХЦ, Росстат, РСХН – по принципу распределённых баз данных). Гармонизация всех выдаваемых органами документов с требованиями ФГИС «Семеноводство» и безусловное соблюдение ч. 2 ст. 1444 ГК РФ.
1.3. Гармонизация нормативно-правового регулирования отрасли селекции и семеноводства, ревизия существующей нормативной документации.
Ужесточение ответственности за нарушение законодательства в сфере оборота семян и в сфере защиты авторских и интеллектуальных прав в области селекции. Систематизация работы Россельхознадзора в сфере оборота семян. Иные меры нормативно-правового регулирования.
1.3.1. Ревизия нормативных правовых актов в сфере селекции и семеноводства в рамках реализации Послания Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 20 февраля 2019 года, приведение в соответствие друг другу и устранение противоречий между нормативно-правовыми актами в указанной отрасли.
1.3.2. Учёт судебной практики и реализация в суде механизмов защиты прав авторов сортов (гибридов) и иных правообладателей.
1.3.3. Ужесточение ответственности за нарушение авторских/интеллектуальных прав в сфере селекции.
1.3.4. Ужесточение ответственности в сфере оборота семян – внесение изменений в статьи КоАПП 10.12, 10.13, 10.14, предусматривающих десятикратное увеличение ответственности для должностных и юридических лиц или кратное стоимости реализованной партии (в 2-3 раза).
1.3.5. Систематизация контроля за соблюдением законодательства в области оборота семян со стороны РСХН.
1.3.6. Отмена возможности определения оригинатором числа поколений элиты (так называемой «пересертификации»). Данная мера позволит значительно увеличить спрос на оригинальные семена, что в свою очередь приведет к росту финансовых поступлений у организаций, занимающихся селекцией и первичным семеноводством и позволит институтам финансировать ту научную деятельность, которая испытает сейчас дефицит средств. Кроме этого, возрастет спрос на высококвалифицированных специалистов в области первичного семеноводства, что приведет к созданию или расширению соответствующих кафедр в профильных вузах. Для этого необходимо признать утратившим силу абз. 2 статьи 7 Федерального закона от 17.12.1997 № 149-ФЗ «О семеноводстве».
1.3.7. Разработка Российской академией наук актуального нормативного определения понятия ГМО с разделением на внутривидовое генетическое редактирование и трансгенное генетическое редактирование (Постановление Правительства от 22.04.2019 №479).
1.3.8. Внедрение новейших методов определения ГМО, оснащение подведомственных Россельхознадзору лабораторий необходимым оборудованием и обучение персонала (перечень лабораторий, нагрузку на каждую из расчета репрезентативности выборки совокупности проверяемых объектов должен определить Россельхознадзор).
1.3.9. Законодательное определение понятия «селекционно-семеноводческий центр», подразумевающее не комплекс строительных объектов, а в первую очередь селекционный процесс. Введение новых понятий – «селекционный центр» и «семеноводческий центр» – для более эффективного расходования бюджетных средств.
1.4. Решение кадрового вопроса – создание не менее 5 кафедр селекции (с учебными программами по генетическому редактированию, МОС и т.п.) при ведущих аграрных вузах, полностью укомплектованных необходимым оборудованием для проведения генетического анализа и ГМО-диагностики, с общим количеством ежегодных бюджетных мест не менее 50 и обязательной стажировкой в иностранных селекционных центрах, с последующей отработкой в российском селекционном центре по специальности не менее 5 лет; увеличение заработных плат и улучшение жилищных условий селекционеров в государственных НИИ.
1.5. Совершенствование деятельности Государственной комиссии по охране и испытанию селекционных достижений.
1.6. Обеспечение доступа отечественным селекционерам к генетическим коллекциям России и мира.
II НАПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИИ
Государственная финансовая поддержка
В целом существующая организационная система государственной поддержки селекции и семеноводства принципиально позволяет решить стоящие перед отраслью задачи. Однако необходимо, во-первых, увеличить финансирование, во-вторых – внести коррективы в направления и формы реализации этой поддержки.
Необходимо отметить, что государственная финансовая поддержка в данной сфере должна относиться только к российским предприятиям всех форм собственности, а также к иностранным компаниям с локализацией селекции/производства по направлению поддержки не менее 70% с учетом всех аффилированных лиц, в т.ч. работающих по данному направлению за пределами РФ.
Рекомендуемые в настоящем Плане ставки субсидирования (возмещения затрат) обсуждаемы и не носят категоричного характера, однако указывают на тот уровень, который приведет к реальному стимулированию направления поддержки, а не распылению средств.
Бюджетные ассигнования в настоящее время проводятся по двум основным направлениям:
1) общая отраслевая поддержка (несвязная погектарная поддержка, 20% возмещения понесенных затрат на создание селекционно-семеноводческих центров и т. д.);
2) целевая проектная поддержка (в рамках грантов/ФНТП).
-
Изменение мер государственной общей отраслевой поддержки.
Основная задача мер – направленность на стимулирование совокупного спроса на семена, оборудование для хранения и подработки семян, селекционную технику и оборудование, что позволит спровоцировать рост предложения (производства). Таким образом, меры поддержки в сфере селекции и семеноводства должны быть направлены по 3 основным векторам:
Поддержка селекционных и селекционно-семеноводческих центров
— Субсидирование приобретения селекционными и селекционно-семеноводческими центрами специальной малогабаритной сельскохозяйственной техники (50% субсидий для импортной техники, 80% субсидий для российской техники), приборов для лаборатории (50% субсидий для импортных, 80% субсидий для российских), оборудования для теплиц селекционного назначения и фитотронов (100% возмещения на приобретение оборудования для фитотронных установок).
— Приобретение для 10-20 ведущих российских государственных селекционных центров полного комплекта селекционной малогабаритной техники и лабораторного оборудования (из расчета 70-100 млн руб. на каждый), а также обеспечение их необходимым количеством надлежащего земельного фонда для нужд селекции и первичного семеноводства.
Поддержка семеноводческих центров
— Субсидирование строительства и модернизации семенных заводов (мощностей по хранению, подработке и обработке семян) – 50% от суммы понесенных затрат для всех проектов, 70% для случаев, если доля российского оборудования в общей сумме затрат составила не менее 50%. Также необходима возможность получения льготного кредитования (2-5% годовых) на строительство и модернизацию семенных заводов.
Поддержка сельхозтоваропроизводителей
Субсидирование приобретения семян – до 50% для категории ОС, до 30% для категории ЭС, для создания устойчивой системы промышленного семеноводства необходима также государственная поддержка в части возмещения части затрат на покупку репродукционных семян категорий РС-1 и РС-2 в размере от 10 до 20% от общей их стоимости, вне рамок «единой субсидии» и вне зависимости от источников финансирования субъектом хозяйствования приобретения семян. Указанная поддержка не должна распространяться на семена, произведенные за пределами РФ. Субсидирование приобретения репродукционных семян необходимо вводить поэтапно, с «пилотными» регионами для доказательства значительной степени влияния роста качества посевного материала на результаты производства.
-
Корректировка ФНТП развития сельского хозяйства на период 2017-2025 гг.
ФНТП, на наш взгляд, является эффективным инструментом государственной поддержки, и ее появление говорит о положительном сдвиге в сфере взаимодействия государственного и частного секторов, а также о понимании необходимости ориентации государственных институтов и мер поддержки на рынок.
Но в настоящее время ФНТП не решает стоящих перед отраслью задач, по нескольким причинам:
2.1. Сроки реализации Программы не позволяют создать принципиально новый и/или инновационный продукт, а тем более коммерциализировать его в хоть сколько значительном масштабе.
2.2. Привлечение внебюджетных источников (средств инвесторов) в обозначенном объеме невозможно в виду рискованности бизнес-проектов из-за высокой финансовой нагрузки и отсутствия гарантий со стороны государственных научных организаций о получении требуемого результата реализации КНТП; необходимо рассмотреть возможность изменения пропорции государственного и частного участия в финансировании в зависимости от конкретных подпрограмм и КНТП и четкого распределения ответственности (заранее определенной) за невыполнение целевых показателей.
2.3. Индикаторы выполнения подпрограмм ФНТП являются количественными, необоснованными и в целом наследуют типичные ошибки административно-бюрократической системы.
2.4. Необходимо доработать критерии отбора участников проекта – с целью устранения попыток недобросовестного освоения бюджетных средств.
2.5. Заказчиками КНТП должны выступать конечные потребители созданного в результате продукта, то есть частный сектор. Таким образом, важно отметить, что определять то, что нужно получить в ходе реализации КНТП (характеристики, качественные свойства, в т.ч. ориентир на конкретные иностранные стандарты), должны те, кому предстоит выполнить коммерциализацию результатов КНТП (на своей платформе или на рынке); таким образом, и целевые показатели (индикаторы) подпрограмм ФНТП должны в целом согласовываться с заказчиками.
2.6. Заказчик должен иметь право контролировать ход выполнения КНТП и обоснованно отказаться от приемки результатов КНТП в случае их несоответствия целевым параметрам.
2.7. Недостаточность финансирования и отсутствие гарантий финансирования со стороны государства. За годы реализации ФНТП (2017-2025) предусмотрено расходование 26 млрд рублей, или 3,25 млрд руб. в год по всем направлениям развития российской селекции – этих сумм недостаточно даже для покрытия оборотных затрат, при этом из 26 млрд госфинансирования ФНТП 11 млрд направлено на подпрограмму «Картофель». Для сравнения: бюджет департамента R&D одной лишь компании Bayer составляет около 3 млрд долларов в год, а государственная часть ФНТП в годовом долларовом выражении – примерно 50 млн долларов, или в 60 раз меньше. При таких обстоятельствах невозможно вести речь о справедливой конкуренции.
Кроме того, при отсутствии своевременного предусмотренного КНТП финансирования государством другие участники КНТП не должны быть обязаны за свой счет продолжать работу в рамках КНТП. Должна действовать жесткая платежная дисциплина со стороны государства, без этого существует риск срыва реализации КНТП и подпрограмм в целом.
2.8. Отсутствие практической возможности реализации отдельных подпрограмм и КНТП из-за дефицита требуемых кадровых ресурсов в государственных научных учреждениях, которые выступают исполнителями КНТП. Необходимо рассмотреть вопрос о возможности участия в качестве соисполнителя частных российских селекционных компаний.
2.9. Установление необоснованных требований к участникам программ по срокам расходования финансирования. Участники программ должны иметь возможность самостоятельно решать, в какие сроки выделенные средства должны быть израсходованы.
2.10. Возможность получения заказчиком доли в праве собственности на полученный в рамках КНТП результат, и/или регламентирование прав использования данной интеллектуальной собственности.
Предлагается внесение соответствующих изменений в ФНТП, решение кадрового вопроса, а также возможное делегирование ответственности за исполнение ФНТП на ряд ведомств.
-
Специальные меры повышения международной конкурентоспособности отрасли
3.1. Одной из возможных мер быстрого повышения конкурентоспособности отечественной селекции может стать разработка механизма софинансирования государством приобретения российскими крупными частными компаниями, занятыми в отрасли АПК, частных европейских селекционных центров (по примеру сделки Syngenta – ChemChina), в первую очередь по направлению кукуруза, ячмень/яровая пшеница, сахарная свекла, соя.
3.2. Государственная маркетинговая и экспортная поддержка существующих сегодня конкурентоспособных селекционных достижений (компенсация затрат на регистрацию отечественных сортов за пределами РФ, затрат на организацию и проведение выставок и дней поля).
3.3. Во исполнение Постановления Правительства РФ от 22.04.2019 № 479 «Об утверждении Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019-2027 годы» сформировать предложения для решения задач ускоренного развития технологий генетического редактирования и мер предупреждения чрезвычайных ситуаций биологического характера и контроля в этой области.