Экспортный перекос

Практика Приморья обнажает проблемы.

[…] Алексей Раченков, президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств Приморского края: «КНР под санкции не попала, китайские огурцы и помидоры по-прежнему преобладают на прилавках наших магазинов. Так что плодово-овощной рынок контрсанкции, по большому счету, не затронули. Страны, из которых мы традиционно завозили мясо, тоже под контрсанкции не попали. Что касается молочной продукции, сыров, то появилось много товара из Белоруссии. Что это за продукция, большой вопрос. То есть в Приморье мало прорывных вещей случилось за эти годы.

Вопрос в том, что контрсанкции показали скептикам, что без импорта Россия в состоянии прожить. С голода за пять лет никто не помер, а некоторые позиции на рынке наш аграрий закрывает успешно. Мы выяснили, что способны производить нормальные продукты питания и кормить свой народ. Что касается государственной поддержки, то мелкий и средний аграрий ощущают ее в меньшей степени. Да, крупные игроки продвинулись вперед: не готов судить, насколько тут повлияли контрсанкции. А фермеры все меньше уповают на государство. Если пять лет назад пытались получить субсидированные кредиты, то сегодня даже льготное кредитование с отсрочкой платежей не привлекает. Поскольку расплачиваться стало гораздо тяжелей».

В результате удачного использования возможностей в одних секторах и неудачного в других сельское хозяйство показывает фантастические перекосы. Еще в начале прошлого года ситуация позволяла региональным властям давать обещание «в ближайшие три года полностью обеспечить край продукцией собственного производства». Несмотря на существенные потери сельскохозяйственной отрасли от последствий наводнений, с 2012?г. валовая продукция агропрома Приморья выросла на 14%. По ряду позиций, таких как картофель и некоторые виды овощей, регион вышел на самообеспечение, а сою, кукурузу и некоторые другие зерновые даже стал экспортировать. Но если в 2017?г. сельскохозяйственной продукции в Приморье выпустили на 47,9 млрд руб., то в 2018-м — на 41,2 млрд. В январе — мае 2019 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выпуск сельскохозяйственной продукции уже составил 71,2%.

Показательно, что, несмотря на санкционные войны, аграрии Приморья не спешат порывать сотрудничество с западными странами. Это касается как технологий, где мы слабы по-прежнему, так и важнейшей составляющей сельского хозяйства — посевных материалов.

Анатолий Кондратьев, руководитель ООО «Пуциловское»: «Как 10 лет назад работали, так и сейчас. Наше хозяйство — семеноводческое, размножаем картофель на посадку. Из-за границы и сегодня завозятся различные сорта, но размножаются они в Приморском крае. Импортируем мы только интеллектуальную собственность. Да, Приморье экспортирует сою и зерновые. Но выращиваем сою почему-то в основном китайских и канадских сортов, хотя, на мой взгляд, приморские сорта лучше. Что касается овощной линейки, то по семенам мы на 90% зависим от западных стран. Семеноводство — слишком сложная отрасль, чтобы поменять положение вещей за пять лет».

Небольшой повод для оптимизма состоит в том, что приморский производитель делает робкие попытки пробиться на зарубежные рынки не только с кормами для скота и сырьем, но и с готовой продовольственной продукцией. Так, японский рынок открылся для некоторых мясоперерабатывающих компаний. Туда же направляются пробные партии овощей и кукурузы.

«Реально пошел экспорт, пускай в небольших объемах, — говорит Сергей Дудник. — Высок спрос на кормовые культуры, приморскую сою и кукурузу, которая экспортируется в КНР, Корею и отчасти даже в Японию. Ассоциация «Примагроэкспорт» работает над поставками уже пищевой сои, а это другая стоимость. Отдельная программа есть по поставкам овощей, мы создали совместное предприятие «Джей-Агро» и уже отправили на экспорт первую партию моркови. Выращиваем дайкон, баклажаны, японскую тыкву, другие овощи, которые в составе расширенной линейки будем поставлять в Японию. Хочу сказать, что государство хорошо помогает компаниям, которые работают на экспорт».

Но, по мнению опрошенных «К» экспертов, положительный эффект контрасанкций, который хотя и наблюдался, уже исчерпывает себя. Плюс в Приморье развивается не то, что хотели (как молочное животноводство), а экспортно ориентированные направления, которые могли бы справиться и сами. «В стране идет упование на поддержку экспорта,— считает Юрий Черкашин. — Молоко не экспортируется — значит, будем сокращать субсидии. Это волюнтаризм чистой воды. 60% пашни в Приморье засевается соей, ранние зерновые сеять не хотят. Где севооборот, в ближайшие пять лет мы погубим земли».

 

Источник