Пора возрождать крымские сорта

Интервью с Николаем Саблиным, филиал Госсорткомиссии по Республике Крым.

И отдыхающие, и местные жители не первый год жалуются на качество крымских овощей и фруктов. Куда исчезли наши ароматная клубника, медовые абрикосы и сочный ялтинский лук? На смену им пришли безвкусные плоды, у которых от былого великолепия осталось одно название. О том, что стало с традиционными крымскими сортами и культурами и какое будущие их ждёт, мы поговорили с руководителем филиала ФГБУ «Госсорткомиссия» по РК Николаем Саблиным.

На страже качества

— Николай Иванович, ваше ведомство — одно из старейших в стране, но в чём именно состоит его работа?

— Наша структура действительно была создана давно — в этом году ей исполняется 95 лет. На заре советской власти, в 1924 году, в стране после революции происходили сложные процессы, народное хозяйство находилось в плачевном состоянии. Тем не менее, правительство молодого государства думало о будущих поколениях, о развитии производства, чтобы было, чем кормить людей.
В итоге оно сформировало структуру, задачей которой стало создание новых сортов сельскохозяйственных культур и их внедрение в производство, а также контроль семеноводства. Появились первые сорто­испытательные участки, которые подчинялись Всесоюзному институту прикладной ботаники. То есть наша структура изначально вышла из науки. С тех пор Госсорткомиссия фактически является связующим звеном между наукой и производством, проводником научных достижений. Мы занимаемся проверкой новых сортов, их устойчивости и качества, принимаем решение, стоит их использовать в сельском хозяйстве или нет.

— Получается, ваше ведомство — одно из тех, что стоит на страже качества сельскохозяйственной продукции?

— Именно так. Более того, мы также защищаем интересы людей, которые создают новые сорта, следим, чтобы они получали вознаграждение за свой научный труд. Госсорткомиссия, выполняя государственное задание, охраняет селекционные достижения и контролирует их использование. Обеспечение продовольственной безопасности населения полностью лежит на агропромышленном комплексе, а основа всего сельскохозяйственного производства — это сорт. Поэтому мы настаиваем на использовании новых высокопродуктивных сор­тов, под которые должны быть подобраны соответствующие технологии возделывания. Это позволит получать высокие урожаи. Информация о том, разрешено ли использование того или иного сорта в производстве, внесена в Государственный реестр РФ.

— Почему важно использовать только те сорта, которые внесены в реестр? И что будет, если этого не делать?

— Реестр — это документ, которым должны руководствоваться все юридические лица, работающие в сфере сельского хозяйства. Частный сектор, понятно, может сеять всё, что угодно, но и этим производителям мы рекомендуем сверяться с реестром — в него вносятся апробированные сорта, хорошо показавшие себя в условиях нашего региона. При этом если аграрий, независимо от юридического статуса своего производства, будет сеять сорта, не внесённые в реестр, никаких санкций в его отношении законом не предусмотрено. Но он рискует тем, что этот сорт не приживётся, даст низкий урожай, окажется неустойчивым — эти степени риска производитель берёт на себя. Кроме того, если хозяйство выращивает сорта или гибриды, не вошедшие в перечень Госсорткомиссии, оно не может участвовать в государственных программах: не имеет права получить грант, субсидию, компенсацию. То есть производитель оказывается предоставлен сам себе и лишается поддержки государства. Но хочу сказать, что большинство крымских аграриев сейчас всё-таки сверяется с реестром, понимая его важность и не желая рисковать.

Между прошлым и будущим

— Полуостров всегда славился своими фруктами, овощами и ягодами. Сейчас кто-нибудь выращивает традиционно крымские сорта?

— Безусловно. Например, виноград: аборигенные местные сорта были отобраны, изучены, проверены, улучшены и внедрены в производство. Это, например, «кефесия», «эким кара», «джават кара», «кокур белый». Селекция поддерживает их сортовые качества. Очень высокодоходная культура — земляника, которую среди потребителей принято называть клубникой. Она сейчас получила большое распространение в Крыму. Раньше у нас выращивали в основном «крымскую раннюю», сейчас производители отдают предпочтение сортам итальянской селекции. Если сравнивать качества этих сортов, то местные, конечно, более вкусные и ароматные, но они плохо переносят транспортировку, есть трудности в уборке — только дотронься до ягоды, и она начинает портиться. В итоге производители стали переходить на более технологичные сорта — устойчивые к вредителям и болезням, подходящие для механизированной уборки и транспортировки, а при переработке сохраняющие свои вкусовые, ароматические да и внешние свойства. Но, увы, селекция, направленная на повышение технологичности, пошла в ущерб вкусовым качествам.

— Получается, не зря потребители жалуются, что сейчас практически не найти настоящей крымской клубники?

— Действительно, большинство крымских производителей перешло на технологичные и устойчивые сорта, потерявшие во вкусе. Местные потребители ещё помнят землянику «крымскую раннюю» — крупную, очень нежную, ароматную и сладкую ягоду. Но она, к сожалению, очень быстро портится, а это, понятно, сильно снижает рентабельность производства.
К тому же, у современных сор­тов есть свои преимущества. Например, в них повышено содержание витаминов, в частности, витамина С, антиоксидантов. Поэтому, несмотря на потери во вкусовых качествах, с точки зрения полезности сегодняшние сорта выигрывают.

— Значит, в современной селекции вкусовые качества не являются приоритетным вопросом — основное внимание уделяется технологичности?

— Да, хотя в каком-то смысле это неправильно. Всё-таки огромное количество отдыхающих едет в Крым, в том числе, за традиционными крымскими продуктами: прежде всего, фруктами и ягодами. А в итоге они покупают у нас то же самое, что у себя в северных регионах.

Знай, что берёшь

— Какие ещё традиционно крымские культуры сейчас находятся в фокусе внимания селекционеров?

— Прежде всего, абрикос. Сейчас на рынке республики преобладают плоды, привезённые из Узбекистана. Эти абрикосы хорошие, но заметно отличаются от наших: они более водянистые, цвет ненасыщенный и во вкусе всё-таки проигрывают крымским сортам. Абрикос — это здоровье нации, всего населения, но в Крыму его выращивают мало, потому что поздневесенние заморозки приводят к гибели завязи, и урожая не получается. Есть сорта, которые начинают цвести поздно — у них продлён период покоя, но качество плодов достаточно низкое. Поэтому сейчас селекция работает над созданием сортов позднего цветения, которым заморозки не страшны, но вкусовые характеристики будут на высоком уровне. Наработки есть: нам на испытания дали два сор­та — посмотрим, какие будут результаты.
Мы рекомендуем производителям отдавать предпочтение именно местным сортам. Их надо возрождать. В частности, «сенапы», «ренет шампанский», крымские «кандили» — это шедевры отечественного плодоводства, которые были незаслуженно забыты.

— Ещё одна традиционно крымская культура, горячо любимая и отдыхающими, и местными жителями, — ялтинский лук. Однако сейчас он отличается от обычного, разве что — цветом. Остался ли ещё в Крыму настоящий ялтинский лук?

— Ялтинский лук в Крыму есть — он зарегистрирован как сорт, и селекция поддерживает качество семян этой культуры и будет постепенно его развивать. Над этим сейчас работает Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Крыма. Им предстоит наладить семеноводство и поставить его на промышленную основу, чтобы впоследствии снабжать посевным материалом производителей. Но пока ситуация такова, что лук выращивают, в основном, из некачественных семян, порой заражённых вредителями и болезнями, что ощутимо понижает качество конечного продукта. Кроме того, на вкусовые показатели ялтинского лука влияет то, где он был произведён. Самый лучший продукт родом с южного берега Крыма, где щебенчатые почвы, — из Краснокаменки, Симеиза, Гурзуфа, Оползневого. Много ялтинского лука выращивают в степной части полуострова. Кстати, именно его чаще всего продают вдоль дорог. Степной лук сильно уступает по своим качествам южнобережному: в нём повышенное содержание гликозидов — веществ, которые придают плодам горечь, а содержание сахаров, наоборот, ниже. Это неплохо, но вкус, конечно, не тот. Поэтому если хочется настоящего сладкого ялтинского лука, ищите тот, что был выращен на южном берегу. Сориентироваться можно по размеру плодов: выращенный в подходящих условиях лук достаточно крупный, а мелкий и средний, скорее всего, разочарует потребителя своими вкусовыми качествами.

— Сейчас, как вы сказали, технология возделывания большинства культур направлена, в первую очередь, на урожайность и увеличение срока хранения — вкусовые качества вторичны. Получается, что в итоге выигрывает только производитель, а потребитель лишается по-настоящему вкусных продуктов?

— Не совсем так. С одной стороны в результате селекционной работы действительно несколько ухудшаются вкусовые качества овощей, фруктов и ягод, но с другой — увеличивается период доступности свежей продукции. Урожай хранится дольше, благодаря чему у нас появилась возможность есть свежие фрукты и овощи в течение всего года.

Источник