В Притамбовье изучают болезни культур и занимаются селекцией.
Посёлок Новая Жизнь в Притамбовье должен был стать научным городком. Ещё в 80-е годы, когда не знали такого слова, как нанотехнологии, но с биотехнологиями работали тесно, здесь открыли филиал Всесоюзного института фитопатологии.
Задумка была масштабная: построить теплицы, лабораторные комплексы, объединить развитие растениеводческих и животноводческих отраслей. В будущий научный центр съезжались учёные со всей страны, переводились даже из Узбекистана и Казахстана. А потом на идее поставили точку. Филиал института стал самостоятельной фитопатологической станцией, позже он присоединился к Тамбовскому НИИС, а три года назад региональные научно-исследовательские институты и учреждения объединились в один федеральный научный центр (ФНЦ) имени И.В. Мичурина.
Однако научные сотрудники остались в посёлке. Понимали, что фитопатологическая станция существует в глубинке до тех пор, пока есть кому работать. Сегодня центр занимается проведением исследований в области микробиологии, генетики и селекции, которые применяются в прикладной науке. Трудятся здесь 40 специалистов, понимающих насколько для аграрного комплекса важна фитопатология.
— Ведём мониторинг возбудителей болезни не только на Тамбовщине, но и в Белгородской, Воронежской, Курской и Липецкой областях. Обследуем поля на выявление болезней и их распространение. Работали со Средним Поволжьем. Последние годы проводим исследования в тесном контакте со всеми федеральными научно-исследовательскими станциями, мы открыты и включаемся в единую работу против болезней растений, — рассказывает старший научный сотрудник, заведующая лабораторией Валентина Судникова.
Новые технологии — в реальное производство
В научном центре создано несколько лабораторий. У каждой из них — своя миссия. Лаборатория защиты растений занимается внедрением и разработкой технологий по использованию препаратов против возбудителей болезни и вредителей. Например, для Мичуринского института интересны разработки лаборатории по выявлению и изучению патогенного комплекса возбудителей болезней, находящихся в почве.
— Изучаем такие распространённые возбудители болезни, как твёрдая головня или фузариоз (патоген способен поражать корни, листья и колос, – прим. ред.), и те препараты, которые действуют против них. Болезнь влияет не на отдельную культуру, а на урожайность зерна в целом, — объясняет Валентина Павловна.
Новое направление в работе — возбудители болезней картофеля и подсолнечника. Обе культуры распространены в регионе. Аграрии задаются вопросом: откуда берётся болезнь, когда на полях ведётся обработка, а семена протравливают? Оказывается, не последнюю роль в распространении вредителей играют сорняки.
— Как мы помогаем селекционеру? Изучаем лучшие исходные линии на своих питомниках. Для этого культуры заражаем распространёнными возбудителями и выявляем источники устойчивости, а затем направляем рекомендации селекционерам, — добавляет Валентина Судникова.
Иммунитет и селекция
Болезни агрокультур зависят от погодных условий — к такому мнению пришли сотрудники научного центра, проанализировав многолетние исследования. Если в этом году стоит засуха, то некомфортно и растению, и болезням. А при благоприятных условиях, как в 2016 году, все поля были заражены стеблевой ржавчиной.
— В Тамбовской области наш научный центр единственный, где охватывается несколько направлений в фитопатологии. Есть лаборатория иммунитета растений, и там изучаем патогенный комплекс возбудителей болезни. На инфекционном участке заражаем растения и выявляем источники и доноры устойчивости. Задача — вывести устойчивые к возбудителям болезни сорта, — подчёркивает Валентина Павловна.
Помимо участков, где растения заражают возбудителями болезней, здесь засевают поля здоровыми культурами: подсолнечником, пшеницей и ячменём. В учреждении обрабатывают 1750 гектаров площадей.
В центре недавно занялись селекцией. Сорта передавали в Госсорткомиссию по Тамбовской области, где они проходили испытание. По словам разработчиков, эти сорта получили патент и выделяются среди других — пшеница может давать 41 центнер с гектара. Кустится и растёт настолько плотно, что сорнякам негде развиваться.
— Наши наработки рассылаем селекционерам, которые их используют в своих скрещиваниях. Кроме прочего, стараемся создать свой исходный материал, приемлемый для нашей зоны. Проводим серию скрещиваний, отборов и насыщаем лучшие сорта, например, по урожайности, — геном устойчивости. Болезни также приспосабливаются, в том числе и к тем препаратам, которыми мы с ними боремся. Иностранные культуры не всегда приспособлены к нашим условиям, а наши отборы селекционер может использовать в своей работе, — уточняет Валентина Судникова.
— Перед нами много задач ставит государство, в том числе по импортозамещению. Страна должна получать здоровые продукты с минимальным применением пестицидов и гербицидов. Наработок в этом направлении достаточно. Начинаем работать с областными садоводствами, — уточняет руководитель Среднерусского филиала «ФНЦ имени И.В.Мичурина» Иван Гусев.