По итогам парламентских слушаний в Совете Федерации.
РЕКОМЕНДАЦИИ
парламентских слушаний на тему
24 июля 2019 года Зал заседаний Совета Федерации
Заслушав и обсудив с участием членов Совета Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, представителей научных организаций, экспертного и бизнес-сообщества вопросы ускоренного развития отечественной селекции и семеноводства, участники заседания отмечают следующее.
Конкурентоспособность отечественного агропромышленного комплекса на внутреннем и внешнем рынках напрямую зависит от наличия отечественной конкурентоспособной базы селекции и семеноводства.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 года № 650 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» введён запрет на поставки в Россию отдельных видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия из стран, объявивших санкции в отношении российских юридических и физических лиц. В сложившейся ситуации при решении задачи импортозамещения в агропромышленном комплексе важную роль играют отечественные селекция и семеноводства.
В Российской Федерации результаты импортозамещения в селекции и семеноводстве по ряду сельскохозяйственных культур могут быть оценены как неудовлетворительные, что создает серьезные риски обеспечения продовольственной безопасности.
Доля семян иностранной селекции составляет по сахарной свекле — 97%, овощным культурам — 73%, подсолнечнику — 61%, картофелю — 55%, кукурузе — 49%. Также велика импортозависимость по рапсу, сое и посадочному материалу садовых культур. Серьезной проблемой является высокая доля высева некондиционных семян (до 30 процентов).
Важным документом, определяющим цели государственной политики в агропромышленном комплексе, является Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации1. При этом в указанной Доктрине нет показателей, устанавливающих пороговые значения самообеспечения семенами по отдельным видам сельскохозяйственных культур.
Следует отметить, что для развития семеноводства в Российской Федерации реализуются мероприятия, предусмотренные Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия2. Однако основным программным документом, непосредственно призванным решить задачу импортозамещения в сфере селекции и семеноводства, является Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017 — 2025 годы3, в рамках которой в 2018 году разработаны и утверждены 2 подпрограммы: по селекции и семеноводству картофеля и сахарной свеклы, к разработке запланировано еще несколько подпрограмм.
Вместе с тем анализ показателей этих подпрограмм не дает точного ответа на вопрос, в какие сроки и на сколько процентов снизится зависимость от импортных семян в ходе реализации программы и по ее завершению. Важно в данных подпрограммах отразить такие показатели.
Необходимо предусмотреть меры, обеспечивающие экономическую привлекательность деятельности в сфере отечественной селекции и семеноводства на основе частно-государственного партнерства, разработать механизмы защиты прав инвесторов, вкладывающих средства в российскую селекцию и семеноводство. Это должно найти отражение в разрабатываемом Минсельхозом России проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О семеноводстве» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации», который направлен на создание условий для развития эффективного рынка семян в Российской Федерации, информирования отечественных производителей и потребителей семян, повышение качества семян, производимых в Российской Федерации, совершенствование нормативной правовой базы семеноводства, устранение избыточных административных барьеров в сфере семеноводства.
Однако данный законопроект разрабатывается уже более 10 лет и до настоящего времени не внесен в Правительство Российской Федерации. В то же время действующая редакция Федерального закона «О семеноводстве» не соответствует современным требованиям и не обеспечивает инвестиционную привлекательность отрасли, что ставит задачу скорейшей актуализации ее положений.
Имеется еще ряд проблем, требующих оперативного решения:
повышение эффективности защиты интеллектуальных прав на селекционные достижения и совершенствование системы сбора лицензионных платежей (роялти) за использование сертифицированных семян;
снижение до 10 процентов ставки налога на добавленную стоимость на продукцию семеноводства;
коммерциализация отечественных селекционных достижений;
развитие промышленного семеноводства по всем видам сельскохозяйственных культур;
разработка и внедрение перспективных технологий в селекции и семеноводстве;
совершенствование системы государственных сортоиспытаний и регистрации сортов;
повышение эффективности контроля за оборотом семян;
разработка и внедрение информационной системы в сфере селекции и семеноводства, обеспечивающей прослеживаемость семян;
обеспечение сельскохозяйственной техникой и оборудованием для селекции и семеноводства;
кадровое обеспечение селекции и семеноводства.
Участники парламентских слушаний предлагают рекомендовать:
1. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить принятие проекта федерального закона № 719463-7 «О внесении изменения в статью 1422 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (об уточнении терминологии).
2. Правительству Российской Федерации рассмотреть возможность:
ускорения подготовки изменений в Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации», предусматривающих включение в нее в том числе показателей, устанавливающих пороговые значения самообеспеченности семенами по отдельным видам сельскохозяйственных культур;
подготовки и представления в Совет Федерации текстов проектов федеральных законов и обосновывающих документов в части:
— внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части снижения до 10 процентов ставки налога на добавленную стоимость на продукцию семеноводства и предоставления права перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога научным организациям (селекционным центрам);
— внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части ужесточения ответственности за нарушения в сфере производства и оборота семян, в том числе связанных с использованием семян трансгенных генетически модифицированных растений, а также за нарушение интеллектуальных прав в сфере селекции;
— внесения изменений в пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» в части признания сельскохозяйственными товаропроизводителями научных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, а также селекционно-семеноводческих центров любой формы собственности, которые в процессе своей научной, научно-технической и (или) образовательной деятельности осуществляют производство сельскохозяйственной продукции, в том числе производство семян и посадочного материала плодовых и ягодных культур для их последующей реализации;
разработки проекта федерального закона «О генетических ресурсах растений для селекции сортов и гибридов сельскохозяйственных растений»;
разработки Стратегии развития селекции и семеноводства сельскохозяйственных культур до 2030 года;
включения в принятые и разрабатываемые в рамках Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017–2025 годы подпрограммы в сфере селекции, семеноводства и питомниководства сельскохозяйственных культур индикаторов, определяющих долю семян и посадочного материала российской селекции в высеве и посадках по годам реализации указанной программы;
увеличения финансирования со стороны федерального бюджета мероприятий Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы с учетом мировой практики расходов на селекцию и семеноводство;
увеличения бюджетной поддержки аграрной науки и стимулирования притока частных инвестиций в сельскохозяйственные исследования и разработки, предусмотрев существенное увеличение расходов на прикладные исследования и разработки, освоение их результатов в производстве;
внесения изменений в нормативные правовые акты, направленные на освобождение государственных учреждений в сфере селекции и семеноводства на определенный срок от уплаты налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, налога на имущество и государственных пошлин;
перераспределения между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации функций по координации деятельности отраслевых научных организаций, выполняющих работы по реализации Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017–2025 годы;
разработки комплекса дополнительных мер, направленных на стимулирование и совершенствование развития государственно-частного партнерства в сфере селекции сельскохозяйственных растений, а также мер, направленных на поддержку развития селекционно-семеноводческих центров любых форм собственности;
проработки вопроса о целесообразности государственной поддержки приобретения российскими организациями агропромышленного комплекса иностранных селекционных центров по направлениям наиболее импортозависимых сельскохозяйственных культур в целях получения передовых технологий селекции и авторских прав на селекционные достижения;
введения квотирования ввоза семян иностранной селекции по отельным видам сельскохозяйственных культур;
введения обязательной сертификации семян;
увеличения количества патентных исследований в сфере селекции и семеноводства;
отнесения земельных участков, занятых коллекциями генетических ресурсов, к особо ценным землям с целью недопущения изъятия этих земель и использования их в иных целях.
3. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:
ускорить внесение в Правительство Российской Федерации проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О семеноводстве» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации»;
рассмотреть возможность включения в действующее законодательство норм по обязательным требованиям к импортируемым семенам и их контролю при пересечении границы по качеству, наличию генной модификации и генного редактирования;
ускорить разработку новых подпрограмм в сфере селекции и семеноводства сельскохозяйственных культур в рамках Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017–2025 годы, предусмотрев в них показатели импортозамещения;
обеспечить своевременное и в полном объеме выделение средств из федерального бюджета, предусмотренных исполнителям подпрограмм Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы;
проработать вопрос о поддержке отечественного элитного и репродукционного семеноводства, в том числе, путем:
— исключения из порядка субсидирования элитного семеноводства возможности предоставления субсидий на элитные семена, произведённые иностранными компаниями или установления ограничения размера (ставки) таких субсидий;
— разработки предложений (в том числе по внесению изменений в действующие нормативные правовые акты) по оказанию государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в виде субсидий на приобретение элитных и репродукционных семян не ниже 1 репродукции с установлением соответствующего дифференцированного размера субсидии;
принять меры, направленные на поддержку экспорта отечественных конкурентоспособных селекционных достижений (в том числе по компенсации затрат на регистрацию отечественных сортов за пределами Российской Федерации и затрат на организацию и проведение выставок, поддержке патентования за рубежом);
проработать совместно с высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации вопрос развития промышленного семеноводства по всем видам сельскохозяйственных культур в целях обеспечения сельхозпроизводителей качественными семенами сортов, включенных в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, по конкретному региону возделывания (районированных сортов);
разработать дополнительные меры по повышению инвестиционной привлекательности селекционных разработок на основе государственно-частного партнерства с учетом мирового опыта;
разработать комплекс мер по совершенствованию системы государственных сортоиспытаний и регистрации сортов, предусматривающий в том числе:
— анализ и проведение оптимизации количества госсортоучастков и количества сортоопытов, обязательных для закладки в регионе регистрации;
— выделение финансовых средств на улучшение материально-технической базы ФГБУ «Госсорткомиссия» и ФГБУ «Россельхозцентр»;
— установление экономически обоснованных расценок на проведение государственных испытаний селекционных достижений и порядка предоставления скидок или льгот для российских селекционно-семеноводческих центров на эти работы, а также проведение государственных испытаний российских селекционных достижений в приоритетном порядке;
— установление дифференциации расценок на проведение государственных испытаний селекционных достижений для российских и иностранных лиц исходя из того, что для российских лиц их уровень должен быть ниже, и предусматривая повышенные расценки для иностранных компаний за испытание в одном регионе одного сорта или гибрида, а также исключение проведения испытаний иностранных сортов и гибридов за счет федерального бюджета;
— проведение государственных испытаний сортов, созданных в рамках выполнения государственного задания научными учреждениями, подведомственными Минобрнауки России, за счет средств федерального бюджета;
— нормативного закрепления приоритетности принятия на проведение государственных испытаний селекционных достижений отечественных сортов и гибридов по видам сельскохозяйственных культур, в том числе при подготовке государственного задания;
— обязательной фиксации эталонного образца (гербарного ваучера), подписанного селекционером, который можно использовать как первоисточник для генетической идентификации при выявлении нарушений (нарушение авторских прав, использование незаконных методов внесения скрытых модификаций и т.д.);
— сокращения количества обязательных хозяйственно-полезных признаков, на соответствие (наличие) которым проводятся государственные испытания сортов, с учетом возможности проведения государственных испытаний сортов по иным (необязательным) хозяйственно-полезным признакам на основании заявки заявителя на возмездной основе;
— пересмотра требований по районированию сортов и гибридов в целях расширения количества регионов для их высева;
проработать вопрос стимулирования развития семенных заводов, в том числе семяочистительных заводов, кукурузокалибровочных предприятий, складских помещений для хранения оригинальных, элитных семян, оснащенных системами охлаждения для длительного хранения семян;
рассмотреть возможность реализации следующих мер поддержки отечественной селекции и семеноводства:
— предоставления мер государственной поддержки при условии использования сельскохозяйственными производителями определенного процента производственных площадей под посевы отечественных сортов и гибридов сельскохозяйственных культур (семена не ниже первой репродукции);
— субсидирования сельхозтоваропроизводителям части стоимости приобретаемых семян (не ниже первой репродукции) отечественных сортов и гибридов (до 70% в зависимости от сельскохозяйственной культуры);
— субсидирования производства семян сельскохозяйственных культур на территории Российской Федерации, в целях обеспечения конкурентного уровня рентабельности такого производства;
— субсидирования и иных мер поддержки экспорта семян отечественных сортов и гибридов;
— предоставление возмещения прямых понесенных затрат на создание или модернизацию объектов АПК затрат в размере 50 процентов от стоимости введенных в эксплуатацию основных средств селекционных центров, в том числе разработку критериев обоснования их предоставления;
— предоставление долгосрочных (не менее 10 лет) кредитных линий с субсидированием кредитной ставки на строительство объектов селекционных центров;
— обеспечение доступности льготного кредитования для субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере селекции и семеноводства;
разработать систему мер поддержки приобретения малогабаритной техники и оборудования для селекционеров и семеноводов;
проработать вопрос создания зон семеноводства в Российской Федерации, прежде всего по овощным культурам;
принять меры, направленные на развитие и совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров по специальности «Селекция и семеноводство»;
ускорить создание информационной системы в сфере селекции и семеноводства (ФГИС «Семеноводство») в целях обеспечения прослеживаемости семян, предусмотрев наличие в ней, в том числе, данных о произведенных/высеянных сортах/гибридах с доступом к этим данным селекционеров и правообладателей в сети Интернет.
4. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации рассмотреть возможность внесения изменений в Федеральную научно-техническую программу развития сельского хозяйства на 2017–2025 годы в части:
— сроков ее реализации;
— объемов финансирования;
— изменения пропорции бюджетных и внебюджетных источников финансирования;
— гарантий государственного финансирования отобранных в рамках программы проектов,
— изменения целевых показателей и индикаторов программы;
— введения терминологии и критериев отнесения сортов и гибридов к отечественным, в частности предусмотрев, что отечественным гибридом может считаться только гибрид, правами собственника всех исходных линий которого является российский резидент;
— повышения эффективности коммерциализации селекционных достижений и обеспечения их конкурентоспособности на рынке;
рассмотреть целесообразность внесения изменений в законодательство, разрешающих использование в селекции, семеноводстве и производстве сельхозпродукции форм, измененных при помощи генетического редактирования, при условии соответствующего контроля за ними (использование только прошедших государственную регистрацию и проверку генетически отредактированных линий в качестве исходного материала для селекции), предусмотрев ответственность за внесение скрытых нежелательных изменений при помощи геномного редактирования;
проработать вопрос совершенствования подготовки и переподготовки высококвалифицированных научных кадров в сфере селекции и семеноводства, включая увеличение количественных показателей подготовки кадров, развитие научной аспирантуры для подготовки специалистов высшей квалификации, а также создания высшего учебного заведения в сфере селекции и семеноводства, либо соответствующих кафедр на базе высших учебных заведений сельскохозяйственного профиля, обеспечивающих, в том числе, подготовку специалистов в области ботаники, генетики, биохимии, биотехнологии, цитологии, питомниководства, предусмотрев их оснащение необходимым оборудованием, установление обоснованного количества ежегодных бюджетных мест и обязательную стажировку в иностранных селекционных центрах с последующей отработкой в российском селекционном центре по специальности не менее пяти лет;
принять меры, направленные на совершенствование системы предоставления жилищных сертификатов для молодых ученых:
— повысить возраст претендентов – кандидатов наук до 39 лет, докторов наук до 45 лет;
— включать в число претендентов высококвалифицированных специалистов – лаборантов (с в/о), инженеров, агрономов и т.д. с ограничением возраста при подаче заявки на сертификат – до 30 лет;
— снизить требования по сроку отработанного стажа для кандидатов наук до 3 лет, для докторов наук до 5 лет, для остальных работников – 3 года;
— повысить срок стажа, который должен быть отработан после получения сертификата с 5 до 10 лет (при полной занятости), при этом длительный отпуск без содержания или отпуск по уходу за детьми не должен учитываться в срок отработки;
— при оценке нуждаемости учитывать минимальный размер площади жилого помещения, находящегося в собственности, исходя из трехкратной учетной нормы, устанавливаемой органом местного самоуправления;
— во всех программах по стимулированию/премированию молодых ученых установить возраст для кандидатов наук до 39 лет, докторов наук до 45 лет (учитывая годы, проведенные в отпуске по уходу за детьми), для того чтобы молодые ученые, ставшие родителями, не теряли из-за этого свои конкурентные преимущества при участии в конкурсах;
совместно с подведомственными организациями определить потребность в специализированной техники для селекции и семеноводства в разрезе направлений и регионов;
проработать вопрос поддержки приобретения организациями в сфере селекции и семеноводства, в том числе в лизинг, специализированной техники для селекции и семеноводства.
5. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:
принять меры по разработке проекта федерального закона о генетических ресурсах растений, включающего положения об определении правового статуса биоресурсных коллекций, предусмотрев нормативное регулирование порядка хранения и передачи генетических ресурсов растений с участием Федерального исследовательского центра «Всероссийский институт генетических ресурсов растений имени Н.И. Вавилова», как головной организации, с учетом различных форм собственности организаций-реципиентов генетического материала;
проработать вопрос создания лабораторий по анализу скрытых изменений в геноме растений и разработке системных методов их выявления и анализа;
в целях реализации норм Федерального закона от 3 августа 2018 года № 280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», включить в научные исследования учреждений селекционные программы направленные создание сортов и гибридов, имеющих необходимые урожайность и устойчивость в условиях снижения пестицидной нагрузки, минимизации минеральных удобрений при получении органической продукции;
проработать вопрос обеспечения доступа отечественных селекционеров к отечественным и мировым генетическим коллекциям;
рассмотреть вопрос о закреплении за научными организациями обязанности ведения первичного семеноводства;
разработать комплекс мер, направленных на:
— развитие MAS-селекции, проведение цитологических и других исследований, а также открытию кафедр в крупнейших вузах Российской Федерации, в том числе аграрных вузах, по подготовке соответствующих кадров, с прохождением практики в ведущих селекционных центрах;
— поддержку проведения биотехнологических исследований, в том числе, ДНК-технологий, направленных на создание новых сортов растений сельскохозяйственного назначения;
— увеличение численности персонала, занятого исследованиями и разработками в научных организациях, осуществляющих работы в сфере селекции и семеноводства импортозависимых сельскохозяйственных культур в рамках Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 — 2025 годы;
— ускорение создания новых селекционных центров;
— обеспечение селекционных центров современным оборудованием, в том числе для маркерной селекции, приборами, тепличными комплексами для фитопатологической оценки и размножения селекционного материала, специализированной сельскохозяйственной и селекционной техникой, в том числе фитотронами, высококвалифицированными кадрами, способными вести селекцию с использованием новейших достижений генетики, биотехнологии, генной инженерии, MAS селекции, а также земельными участками, площади которых обеспечивают выполнение поставленных задач по селекции и семеноводству;
проработать вопрос введения приоритетного критерия оценки результативности селекции в государственных научных организациях в части посевных площадей, занятых селекционными разработками, в которых они принимали участие, и приведения в соответствие с этим критерием планов работ и государственных заданий научных организаций;
разработать комплекс мер по развитию, поддержке и сохранению научной аспирантуры для подготовки специалистов высшей квалификации по основным (ключевым) направлениям развития науки в ведущих (головных) учреждениях;
рассмотреть возможность целевой подготовки специалистов по патентной защите в сфере селекции и семеноводства, а также аккредитации в данной области.
6. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:
разработать и реализовать комплекс мер, направленных на организацию производства и обеспечения организаций в сфере селекции и семеноводства отечественной техникой и оборудованием (в том числе малогабаритной сельскохозяйственной техникой, приборами для лабораторий, оборудованием для теплиц селекционного назначения, фитотронами и др.);
совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации сформировать перечень специализированной техники для селекции и семеноводства, не имеющей аналогов в Российской Федерации.
7. Российской академии наук:
рассмотреть на Межведомственном координационном совете РАН по исследованиям в области агропромышленного комплекса вопрос создания селекционных питомниководческих центров на базе научных учреждений, расположенных в основных зонах производства и работающих, в том числе, на принципах государственно-частного партнерства;
проработать вопрос нормативного определения понятия генно-модифицированных сельскохозяйственных культур в части разделения генетически модифицированных трансгенных растений и генетически отредактированных растений.
8. Исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
рассмотреть возможность разработки и реализации мероприятий по поддержке селекции и семеноводства, в том числе на основе государственно-частного партнерства;
принять нормативные правовые акты в части ограничения количества поколений репродукционных семян, применяемых при высеве;
проработать вопрос стимулирования сельхозтоваропроизводителей к применению семян сортов и гибридов сельскохозяйственных культур отечественной селекции;
принять меры по обеспечению при проведении агротехнологических работ использования семян сельскохозяйственных культур, сорта или гибриды которых включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию по конкретному региону допуска, а также при условии, что сортовые и посевные качества таких семян соответствуют ГОСТ Р 52325-2005;
рассмотреть возможность поддержки создания в сельских школах учебно-научных лабораторий, оснащенных для проведения учащимися с 5 по 11 классы исследований по молекулярной биологии, по генетике, агробиотехнологиям в целях дальнейшей специализации учащихся и стимулирования их поступления в аграрные вузы, в том числе для обучения в сфере селекции.
9. Комитету Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию проработать вопрос внесения в Государственную Думу проектов федеральных законов, указанных в пункте 2 настоящих рекомендаций.
10. Направить рекомендации парламентских слушаний в Правительство Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, отделение сельскохозяйственных наук Российской академии наук, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
1 Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года № 120.
2 Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717.
3 Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 года № 996.