Звание академика как аванс для дальнейшей работы

Интервью с директором Самарского НИИСХ Сергеем Шевченко.Российская академия наук подвела итоги тайного голосования и объявила имена новых академиков, среди которых директор Самарского НИИСХ, доктор с/х наук, член-корреспондент РАН, заведующий кафедрой селекции и семеноводства ФГБОУ ВО Самарская ГСХА Сергей Шевченко. Такое высокое звание впервые присвоено научному сотруднику Самарского НИИСХ.

– В Российской академии наук 898 академиков. С учетом того, что в России проживает 146 млн человек, шанс стать академиком равен 1 к 164 тысячам. Как вам удалось достичь столь высокого признания научного сообщества?
– Присвоение звания академика – это признание заслуг всего коллектива. Это признание всех предшествующих поколений селекционной школы Безенчукской опытной станции. Только стоя на плечах предшественников, мы чуть-чуть заглянули дальше. Благодаря этому отношение к институту, к его селекционной работе меняется – мы смогли добиться признания!
Думаю, в биографии каждого академика большую роль играли его учителя, его базовые знания. Я свое образование получил у замечательных учителей в Чапаевской школе № 13.
Затем агрономические знания – в Куйбышевском сельскохозяйственном институте. И это базовые знания, которыми я пользуюсь до сих пор в своей работе. Огромным успехом стала учеба в аспирантуре Всероссийского научно-исследовательского института растениеводства им. Н.И. Вавилова в отделе иммунитета. Великолепный педагогический состав ученых научил всему, что связано с генетикой иммунитета, с селекцией растений на устойчивость к различным заболеваниям. В 2006 году я защитил свою диссертацию и стал доктором сельскохозяйственных наук.
Но самое главное – научный коллектив Самарского НИИСХ, в котором я проработал 37 лет. Великолепная школа селекционеров, сложившаяся за более чем столетнюю историю. Мой учитель на всю жизнь в области селекции – доктор сельскохозяйственных наук А.А. Вьюшков, который проработал на безенчукской земле более 50 лет. На базе его знаний, его школы мы сформировали свои собственные сорта. Я проработал в лаборатории селекции яровой пшеницы под началом А.А. Вьюшкова 12 лет. 10 из них буквально впитывал его мысли, начиная от принципов построения экспериментов, исходного материала и других методических вопросов селекции. Школа Вьюшкова непревзойденная: сегодня – вопросы теории, завтра – работы в поле. Это было самое эффективное образование!
А в том, что я, на сегодняшний день являясь руководителем Самарского НИИСХ, имею возможность заниматься научной работой, – заслуга слаженной работы моих заместителей, и, в первую очередь, заместителя по научной работе А.В. Милехина, с которым мы вместе трудимся уже 16 лет. Он добросовестно выполняет огромный объем по организационной работе института.
Немаловажное значение в получении звания академика имеет на протяжении всей моей жизни поддержка семьи – жены, дочери. А теперь и внука, ради которого есть смысл и желание работать еще больше.
С результатами своей работы мы знакомим научное сообщество, и не только России, но и мира. Все вышеназванные составляющие позволили добиться признания, завоевать заслуженное уважение коллег.
– В Самарском институте, который отметил 115-летие, происходит много интересного. Реализуются программа сотрудничества с Сельскохозяйственной академией города Байчен (КНР) и проект «Селекция и семеноводство картофеля в Самарской области» в рамках федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы. Самарский НИИСХ вошел в Федеральный научно-исследовательский центр. О каких еще изменениях в работе института мы не знаем?
– Самарский НИИСХ вступает в новый этап работы – в международное разделение труда по созданию сортов нового поколения, основанных на абсолютно новых принципах изучения наследственной плазмы, путем маркирования отдельных признаков и свойств при внесении их в генотип создаваемых сортов.
Это совершенно новое направление, которое мы интенсивно пытаемся освоить. В связи с отсутствием специального оборудования и кадров, умеющих на нем работать, мы сотрудничаем с ведущими институтами страны – Институтом генетики им. Н.И. Вавилова (Москва) и Институтом цитологии и генетики (Новосибирск) по созданию сортов премиум-класса по качеству зерна и другим признакам.
Генетическую лабораторию на базе Самарского НИИСХ мы создали. Наша задача – оснастить лабораторию оборудованием и подготовить соответствующие кадры для работы на нем. Заявка в Министерство науки и высшего образования подана. Надеемся, в составе Федерального исследовательского центра такое оборудование получим.
В этом случае мы сможем вести работы не только по отдельным культурам, по которым уже работаем с другими институтами, но и по селекциям тех культур, которыми занимаемся традиционно в Самарском НИИСХ (горох, соя).
На сегодняшний день в своей работе мы имеем бесценный материал, который завтра воплотится в новых сортах, принципиально новых качеств и свойств. Это внушает определенные перспективы, при этом никто не отменяет селекционную работу, ее громадные объемы. Классические методы селекционной оценки материала во времени, на различных селекционных фонах и технологиях возделывания – никто не отменял. Именно с такими объемами, с серьезными постановками эксперимента полевого испытания, создаваемого нового генетического материала, можно создать новейшие сорта.
– Сергей Николаевич, вы удостоены самой высокой ступени признания научной деятельности. Выше академика звания нет. Можно остановиться на достигнутом или вы всегда открыты для новых знаний?
– Принцип самообразования при сегодняшнем информационном буме – это единственное мерило надежности образования. Сидеть и ждать, когда тебя кто-то обучит – бессмысленно. Я преподаю в сельскохозяйственном вузе, и молодым селекционерам говорю, что готов обучать тонкостям специальности, но не готов тратить драгоценное время на обучение базовых основ, которые они уже должны знать. Если студент чувствует, что что-то недополучает, самообразование – самая надежная вещь. Стыдно не то, что ты не знаешь, а то, что не учишься. Самообразование должно сопровождать нас по жизни. И я по-прежнему черпаю новую информацию из всех доступных мне источников.
– Расскажите о ваших планах на будущее.
– Звание академика – это как аванс, который мне выдали для дальнейшей работы. И его нужно отработать новыми сортами, новыми методами селекции и, конечно же, подготовкой новых кадров.
У меня море невоплощенных идей, и я обязан материализовать их в новый селекционный материал, новые сорта. На этом научить целую плеяду селекционеров, которые понесут селекционную работу дальше. Сформировать такую школу, которая бы соответствовала возможностям производить абсолютно новый материал XXI века – вот моя задача на сегодняшний день.
Выборы в РАН в 2019 году проходили в три этапа. Сначала состоялось тайное голосование на секциях тематических отделений Академии наук, затем избранных там ученых утвердили на общем собрании каждого отделения. После этого кандидатов рекомендовали к утверждению на окончательном тайном голосовании общего собрания РАН.
По словам главы Академии наук Александра Сергеева, нынешние выборы отличались высоким конкурсом – на одно место академика претендовали около четырех человек, а на место членкора – почти девять.

 

Источник