Почему в России не хватает своего картофеля для посадки?
Уборку картофеля Ленинградская область закончила с рекордным, по нынешним временам, урожаем. Когда-то бывало и урожайнее, и рекорднее, но российскую картошку за последние два десятилетия так «помотало» по просторам и закоулкам рыночной и псевдорыночной экономики, что сегодня каждый гектар, расширивший картофельную ниву, — уже достижение; выросшая хотя бы на дюжину центнеров урожайность — успех; поднявшаяся на десяток процентов валовка — триумф.
В фирменном исполнении
Рекордность нынешней картофельной страды в Ленобласти подтверждает статистика областного комитета по агропромышленному комплексу.
Собрали 204,4 тыс. тонн картофеля. Средняя урожайность 256 ц/га — плюс 16 ц/га к уровню прошлого года. Наибольший объем получен в сельхозпредприятии «Октябрьское» (10,8 тыс. тонн); «Агро-Балт» (7,5 тыс. тонн); «Приневское» (6,3 тыс. тонн). Наивысшая урожайность зафиксирована в фермерском хозяйстве «Быков А. Д.» — 420 ц/га; «Приневское» — 368 ц/га; «Победа» — 353 ц/га.
Свое картофельное первенство который год подряд подтвердил Волосовский район. Ничего удивительного: хозяйства района производят почти треть всей областной картофельной валовки. А такое понятие, как «волосовская картошка», давно уже стало брендом, торговой маркой.
И давно уже, по сведениям регионального отделения Россельхознадзора, ушлые торговцы под этот бренд навострились «подделывать» импортный товар. Закупают на овощебазе оптом египетскую, например, картошку, привозят ее на какой-нибудь питерский рынок. На картонке фломастером жирно пишут: «Картофель волосовский». Тут же очередь выстраивается. Потом обманутые граждане жалуются, недоумевают: что, мол, с волосовской картошкой случилось? Внешний вид не тот. И вкус куда-то потерялся…
Упомянутое в отчете аграрного комитета сельхозпредприятие «Октябрьское», где всех больше в нынешнюю страду картошки собрали, тоже в Волосовском районе находится. Но, справедливости ради, пальму первенства можно было бы вручить и другим сельхозпредприятиям района — «Рабитицам», например, или «Гомонтову», да и в прочих хозяйствах отличная товарная картошка родится.
Вот именно — товарная! В «Октябрьском» же не столько производством товарного картофеля занимаются, сколько селекцией и семеноводством. Немалого количества наград хозяйство удостоилось за особые достижения в семеноводстве высших репродукций основных сортов отечественной и зарубежной селекции картофеля.
Сегодня селекционные хозяйства страны — в особом статусе агропромышленного комплекса России, «белая кость» картофелеводческой отрасли. В фавор они попали вскоре после введения продовольственных санкций, когда страна объявила курс на импортозамещение продовольствия.
Казалось, что-что, а уж картошку выращивать самостоятельно такая картофельная страна, как Россия, сможет запросто. Земля есть, техника имеется, технологии обкатаны. И тут вдруг выяснилось, что зависимость от импортного посадочного материала, от импортных семян у отечественного картофелеводства настолько глубока, что выбраться из этой кабалы ускоренными темпами не удастся.
Только весной прошлого года отдельным постановлением правительства Федеральная программа развития сельского хозяйства была дополнена подпрограммой «Развитие селекции и семеноводства картофеля в Российской Федерации в 2017 — 2025 годах».
На этом направлении ленинградский АПК оказался уже на шаг, а может быть, и на два впереди.
Картошка из пробирки
На профессиональном уровне семеноводством картофеля в Ленобласти занимаются восемь сельхозпредприятий. Все они сертифицированы и внесены в единый реестр семеноводческих хозяйств России.
В трех из восьми — «Октябрьском», «Приневском» и «Славянке М» — первичное семеноводство картофеля ведется меристемным способом. В специальных лабораториях сортовой картофель рождается in vitro — из пробирки. На выходе получается картофельная супер-супер-элита (позже из нее произведут семена массовых репродукций).
Еще в четырех хозяйствах первичное семеноводство ведется клоновым способом. У многих, кто слышит об этом методе впервые, возникают ассоциации с генно-модифицированными растениями. Однако это совершенно разные понятия.
Генно-модифицированные растения получают из обычных, удаляя из структуры клетки «вредные» гены или внедряя «полезные». Микроклональное размножение тоже начинается «из клетки», но исходный материал не подвергается никаким изменениям, соответственно, растение не приобретает новых свойств или новых сортовых качеств. К тому же процесс идет быстрее, чем при меристемном методе, и на выходе получаются здоровые — без вирусов и болезней — посадочные клубни, унаследовавшие все признаки, присущие конкретному сорту.
В областном комитете по АПК утверждают: регион с учетом имеющегося потенциала может в два раза увеличить производство семенного картофеля и тем самым хотя бы отчасти заместить его импорт из стран Евросоюза. Благо спрос на него в других регионах немалый.
Сейчас из Ленобласти ежегодно уходит 6 — 7 тыс. тонн семенного картофеля. Поставляется он в 33 региона страны — от Архангельской области до Дагестана и от Калининграда до Сахалина. При этом еще около 20 тыс. тонн область закладывает на зимнее хранение.
О своем намерении инвестировать в производство семенного картофеля 2 млн евро заявила компания «Солана Рус». Компания эта входит в Картофельный союз России и отвечает за поставку и лицензионное производство семенного картофеля немецкой селекции Solana и голландской селекции Den Hartigh.
Договор о сотрудничестве аграрии области подписали. Инвестиционный проект позволит к 2023 году создать на территории нескольких районов, в том числе в Волосовском и Кингисеппском, кластер по производству семенного картофеля высоких репродукций. На площади около 100 га планируется производить до 2 тыс. тонн семенного картофеля, и еще 1 тыс. га по этому проекту будет задействована на производстве товарной продукции.
Как бы патриотично мы ни были настроены, но сейчас на картофельном поле доминируют сорта иностранной селекции. И хотя аграрное ведомство региона предусмотрело финансовую поддержку тех сельхозпроизводителей, кто будет использовать отечественные сорта картофеля, оно само в отчетных документах призналось, что лучшими по продуктивности в минувшую страду были импортные «Рэд Скарлетт», «Гала» и «Рэд Леди».
В федеральной программе развития селекции и семеноводства картофеля до 2025 года (на нее выделено 11 млрд рублей) установлены так называемые целевые индикаторы, среди которых создание не менее 12 конкурентоспособных сортов картофеля. На производство их семенного материала будут заключены лицензионные соглашения.
Сегодня в Госреестр селекционных достижений включено 442 сорта картофеля. Половина из них — сорта отечественной селекции. При этом имеются сорта, включенные в реестр в 1950 — 1960-х годах. И один сорт датирован аж 1931 годом. Вторую половину селекционных достижений поделили между собой сорта селекции иностранной и белорусской.
Аналитики Центра научно-технической экспертизы Института прикладных экономических исследований, анализируя список лицензионных договоров, обнаружили повышенную активность представительств иностранных компаний, зарегистрированных на территории России. Именно они продвигают среди наших картофелеводов, а то и прямо насаждают чужестранные сорта. И именно в этом эксперты видят один из главных рисков реализации «селекционной» программы.
Не на сковородку, а в переработку
Современный рынок сортового картофеля стремится к сегментации. Есть сорта, предназначенные для варки, есть — для жарки, есть — для чипсов или фри, есть — для получения высококачественного крахмала.
По большому счету селекция должна развиваться, учитывая пожелание конечного потребителя. К примеру, для картофеля фри желательны сорта с бледно-желтым цветом мякоти, вытянутой формой клубня и стабильным содержанием редуцированных сахаров в течение всего периода хранения.
И как тогда, скажите, обойтись без продвижения/насаждения чужестранных сортов, если сами картофелеводы в них заинтересованы? Нынешняя страда, если рассматривать ее уже не в местечковом, а во всероссийском масштабе, сей «тренд» вполне наглядно продемонстрировала.
Многие производители в этом сезоне решили заняться выращиванием картофеля на переработку — на чипсы или картофель фри. Однако сортов отечественной селекции, идеально подходящих для этого, пока не существует. Производители просто вынуждены работать с иностранными сортами.
Исполнительный директор Картофельного союза Алексей Красильников поясняет: «Оптимизма в направлении селекции сортов для фри и чипсового картофеля у нас пока мало, хотя он, наверное, должен присутствовать. Потому как в федеральной программе упоминаются 12 отечественных сортов, которые должны быть выведены селекционерами. Но мы настаивали, чтобы о сортах для промышленной переработки в ней говорилось отдельно. Нас, к сожалению, не услышали. Поэтому остается только гадать, что предложат наши селекционеры…».