О реалиях и селекции новых сортов пшеницы на Кубани
О новых сортах пшеницы и больших урожаях на Кубани – рассказала доктор сельскохозяйственных наук, академик РАН, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующая отделом селекции и семеноводства пшеницы и тритикале ФГБНУ «Национальный центр зерна им. Лукьяненко» Людмила Беспалова.
Что такое тритикале?
Вы задаете вопрос, который задал нам президент Владимир Путин, когда приезжал к нам в институт. Тритикале – это новый злак. Хотя на самом деле ему уже более ста лет. Почему мы считаем его новым? Потому что этот злак рукотворный, созданный человеком. А точнее говоря учеными.
Чем он отличается от хлебной культуры – ржи и пшеницы?
Рожь – это черный хлеб, а пшеница это хлеб юга России, белый. Особенности ржи в том, что она великолепно адаптирована к жестким условиям среды. Она выносит и 30-градусные морозы, и высокие температуры, и кислую почву. А пшеница более нежная. Морозы ей не под силу. Поэтому ученые всегда стремились скрестить эти два злака, чтобы получить пшеницу более устойчивую к неблагоприятным воздействиям среды. Я могу с уверенностью сказать, что тритикале – это будущее пшеницы. Это ведь еще и генетический мост для передачи генетического материала от ржи к пшенице.
На Кубани вывели мягкий сорт пшеницы, расскажите, в чем особенность этого сорта?
Для начала хочу пояснить, что юг России – это озимо сеющая зона, пшеница здесь дает наиболее ощутимый урожай. Вообще озимая пшеница более урожайная, нежели яровая. Это еще связано с более продолжительным вегетационным периодом. Есть такое высказывание «время – деньги». А мы, селекционеры, говорим «время – урожай». В 19 веке на Кубани возделывалось большое количество гектаров яровой пшеницы, но ученые все время работали над тем, чтобы повысить морозостойкость озимой пшеницы, и со временем она вытеснила яровую. В современных условиях возникла мысль держать яровую пшеницу для подстраховки, правда на небольших площадях. Сегодня наши кубанские сорта пшеницы возделываются далеко за пределами края, в частности в Казахстане и на Алтае. Так вот мы создали еще новый сорт пшеницы и уже передали его в государственное сортоиспытание. Работали над ним больше 10 лет. Этот сорт появился в результате экологической селекции, которая предполагает не только индивидуальный отбор селекционера, но и отбор среды. То есть учитывались все условия климата, которые тоже воздействуют на популяцию, тем самым определяя наиболее адаптированную. В этот новый сорт мы ввели несколько иные гены. Например, те, что отражают длину дня, которая имеет большое значение для получения высоких урожаев. Кроме того, этот сорт закладывает более репродуктивные колосья. Одним словом, замечательный сорт пшеницы, дающий урожайность 100 центнеров зерна высокого качества с гектара. И это уже подтвердили испытания.
Будет ли посеян в этом году новый сорт пшеницы и где?
Дело в том, что когда мы выводим новый сорт, мы его размножаем и передаем на государственное сортоиспытание. Поэтому в этом году новая пшеницы будет посеяна по всей стране, на государственных сортоучастках для последующего сравнения со стандартными сортами.
Если говорить о выведении новых сортов пшеницы с учетом особенностей почвы и погодных условий, учитывается в этом отношении такой фактор, как устойчивость к болезням?
Сразу хочу проговорить, мы находимся в прекрасной зоне, 45 градус северной широты, это очень хорошее место для создания сортов пшеницы короткого и длинного дня. И очень важный признак, особенно для озимых культур. Однако действительно, мы не исключаем в нашей работе и фактор устойчивости к болезням. У нас в институте работает лаборатория селекции как раз по этому направлению. Кстати говоря, мы одни из немногих в стране, кто этим занимается. Мы создаем инфекционные фоны для всего селекционного материала и ведем отбор на фоне искусственного заражения болезнями. Так что у нас большие успехи в создании сортов, устойчивых к разным патогенам.
Кубанские аграрии все перешли на семена нашей селекции?
А наши аграрии никогда другие и не сеяли. На Кубани никогда не было чужой пшеницы. Наша всегда занимала 100% площадей. И это наша гордость.
Как себя сейчас чувствует озимая пшеница на полях?
Состояние озимых у нас в крае хорошее, не смотря на непредсказуемые погодные условия. На большей территории Кубани можно даже сказать состояние отличное. Во всяком случае, лучше прошлогоднего. Наши аграрии сегодня работают на запланированный урожай. А по урожаю мы лучшие в стране. Если мы достигаем урожайности почти 65 центнеров зерна с гектара – это считается одним из лучших показателей даже в Европе. А получение 50 центнеров расценивается нашими аграриями как провал. Поэтому мы стремимся к урожайности в крае в 70 центнеров зерна с гектара. Это наш рубеж. К слову сказать, целый ряд районов Кубани достигают таких результатов. А на отдельных полях мы получаем и 90-95 центнеров с гектара. Так что сегодняшнее состояние озимых нацелено на высокий урожай. Правда многое еще будет зависеть от количества влаги и от того, как сложатся погодные условия.
Как часто специалисты национального центра зерна выезжают на поля с инспекцией?
Ежедневно. Селекция – очень большой и затратный механизм. Создавая сорта, мы работаем и в полях, и в лабораториях. Мы должны и пахать, и сеять, и убирать. Мы решили, что сорт должен быть не только генотипом, мы должны отслеживать его. Как говорится «от генома – до хлеба». Каждый селекционер, выезжая в хозяйство, видит, как сорт растет, чего ему не хватает, почему он себя так ведет, что нужно в нем изменить, чтобы он стал лучше. Вот это все дает нам возможность идти дальше. Для того, чтобы наши кубанские сорта пшеницы давали большой и стабильный урожай.