Что нужно знать (пока) о проекте обновлённого «Закона о семеноводстве», который разработал Минсельхоз России.
Профессиональное сообщество активно обсуждает проект федерального «Закона о семеноводстве», который уже нынешним летом будет внесён в Государственную Думу. По словам вице-спикера Алексея ГОРДЕЕВА, закон направлен на создание, цитата, «благоприятных условий для аграриев в сфере торговли семенами и устранение излишних административных препятствий в области семеноводства». Сейчас идёт сбор замечаний, предложений, отзывов от заинтересованных ведомств и отраслевых ассоциаций.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ кратко рассказывает о ключевых положениях предлагаемого закона, что он изменит в регулировании этой важной сферы отечественного АПК, и какие статьи законопроекта вызывают сомнения, а то и откровенное недоумение у профессионалов отрасли
1. Госреестр селекционных достижений, допущенных к использованию (далее – Госреестр)
Прописана правовая основа для формирования и ведения этого реестра. В предыдущей версии закона существовал пробел: Госреестр упоминался, но не было сформулировано, как, кем и на каких условиях он должен вестись. В новой редакции указано: «формирование Государственного реестра селекционных достижений, допущенных к использованию, осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в порядке, утвержденным Правительством РФ». Прописано, какие сведения о сортах и гибридах, об оригинаторе и (или) авторе должны вноситься в Госреестр. За внесение сведений о сортах или гибридах в Госреестр будет теперь уплачиваться госпошлина (раньше эта услуга была бесплатной).
2. Дополнительные критерии посадочного материала
Кроме основных типов семян – оригинальных, элитных и репродукционных, вводятся категории посадочного материала для плодовых, ягодных растений и винограда: исходный, базисный, сертифицированный и несертифицированный.
3.Возвращается лицензирование деятельности в области семеноводства
Лицензирование производства семян было прописано в предыдущем законе от 1997 года, До декабря 2006 года Минсельхозом было выдано более тысячи лицензий семеноводческим предприятиям на производство и реализацию элиты и репродукционных семян. Однако затем стало понятно, что эта практика является излишним административным барьером. И с 2007 года лицензирование было отменено.
В новом законопроекте лицензирование решено вернуть. Статья 16 гласит: «Деятельность по выращиванию, производству, хранению и реализации семян подлежит лицензированию». В статье 21 говорится: «Производителями семян являются физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие соответствующую лицензию на право выполнения работ по выращиванию, производству, хранению, и реализацию семян (посадочного материала) и осуществляющие производство семян для последующей реализации».
4.Федеральная государственная информационная система в области семеноводства (ФГИС «Семеноводство»)
В новом законе прописываются задачи, функции этой системы, порядок внесения информации и т.д. По замыслу разработчиков, в системе будет содержаться информация о всех юридических и физических лицах, занимающихся семеноводством, объёмах производства семян, сортовых и посевных качествах, объёмах реализованных партий семян и т.д. В данный момент ФГИС «Семеноводство» уже разработана, в декабре 2019 года началось её тестирование.
5. Обязательная сертификация семян
Для семян, ввозимых на территорию РФ, находящихся в обороте или предназначенных для реализации, будет необходима обязательная сертификация. В законопроекте указывается, что сертификация проводится за счёт средств заявителей «в целях определения принадлежности семян к определенному сорту, определения заявленных посевных качеств семян требованиям нормативных документов, выявления наличия в них генно-инженерных модифицированных организмов».
6. Оборот семян
Согласно законопроекту, «семена допускаются к реализации, если на партии семян оформлены документы, удостоверяющие соответствие их сортовых и посевных показателей качества требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, реализующие семена сельскохозяйственных растений, должны вести их учёт путём фиксирования сведений о массе или количестве посадочного материала и получателе семян сельскохозяйственных растений. Записи и документы, удостоверяющие их сортовые и посевные качества подлежат хранению не менее 6 лет.
7. Ввоз семян из-за рубежа
Ввоз в РФ семян (посадочного материала) осуществляется в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, которые определены в соответствии с законодательством РФ, специально оборудованы, предназначены для ввоза в РФ семян и имеют контрольные посты (далее – специализированные пункты пропуска).
8. Государственный контроль и надзор
Самая большая и подробная глава нового законопроекта посвящена контролю и надзору государства за производством и реализацией семян.
Уполномоченные органы исполнительной власти (читай – Россельхознадзор) получат право на проверку практически всех документов, имеющих отношение к процессу производства и реализации семян. Госорганы будут также заниматься досмотром мест производства и хранения семян (в том числе и за пределами России), осмотром посевов с отбором проб для проведения лабораторных исследований «в целях определения соответствия их состояния установленным требованиям законодательства в области семеноводства».
Также в функции государственного контроля и надзора войдёт проверка условий, связанных с выращиванием, производством, хранением и реализаций семян, и проведение обследований объектов, связанных с выращиванием, производством, хранением и реализаций семян. Наконец, законопроект прописывает такую пока не совсем понятную процедуру как «мониторинг состояния семян и объектов семеноводства». Мониторинг будет представлять собой «систему наблюдений, анализа, оценки и прогноза состояния семян и объектов семеноводства».
«Слишком много государства»
Прокомментировать сам законопроект, а также предварительные итоги его обсуждения в профессиональном сообществе, мы попросили генерального директора Национального Союза селекционеров и семеноводов Анатолия Васильевича МИХИЛЕВА:
– Члены нашего Союза и коллеги из других отраслевых объединений – Картофельного союза, Национальной ассоциации производителей семян кукурузы и подсолнечника – высказали за последнее время много замечаний и предложений по этому документу. Они касаются как конкретных формулировок, так и общей идеологии закона.
Основные возражения экспертов – учёных, семеноводов-практиков – конечно же, относятся к планам по усилению государственного регулирования нашей отрасли. К примеру, и мы, и многие наши коллеги выступаем против введения лицензирования деятельности по семеноводству. Мы считаем это требование избыточным, оно приведёт лишь к дополнительным расходам бизнеса и не позволит решить задачу «повышения эффективности в области селекции и семеноводства, а также обеспечения высокого уровня производства», как это декларируют авторы законопроекта. А ещё – никак не защитит рынок от контрафактных некачественных семян.
То же касается и обязательной сертификации семян. Кроме очевидно избыточного административного барьера и дополнительных расходов бизнеса, в этой норме закона есть ещё и прямое противоречие с другим федеральным законом – ФЗ №184 «О техническом регулировании». Согласно ему, сертификация – подтверждение соответствия – на территории России может носить добровольный или обязательный характер. При этом обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техрегламентом, и исключительно на соответствие требованиям техрегламента. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 утверждены Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии. Эти перечни не содержат семена в качестве продукции, подлежащей обязательной сертификации.
Также наши коллеги заметили и другие откровенные юридические «ляпы». Например, непонятно, как федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области семеноводства, собираются контролировать производителей семян за рубежом? Ведь для этого должны быть подписаны соответствующие межгосударственные соглашения, которых в данный момент не существует. А как быть с предлагаемым «контролем на границе Российской Федерации»? Я напомню, что в рамках ЕАЭС нет пограничных пунктов пропуска, тем более «специализированных оборудованных» для ввоза семян.
Вообще, основную претензию участников бизнеса к предлагаемому законопроекту вызывает стремление государства контролировать то, что должны контролировать сами семеноводы в рамках своих отраслевых саморегулируемых организаций. Это прежде всего касается качества нашей продукции. Мы считаем, что вопросы определения сортовых и посевных качеств семян – это вопросы бизнеса, а не государственного надзора. Ведь если семеновод производит качественную продукцию – она пользуется спросом у потребителей-аграриев, и наоборот. И наши отраслевые ассоциации должны сами устанавливать эти профессиональные требования и контролировать их соблюдение, задавать некую планку современного эффективного семеноводства. Ассоциации семеноводов в последнее время очень укрепились, увеличивается число членов ассоциаций – семеноводческих предприятий и научных структур, расширяется география участников. Мы можем сообща вырабатывать собственные стандарты и правила работы.
Государство же должно контролировать лишь безопасность семян, как и любой другой продукции растениеводства, например, на карантинные объекты. Однако в предлагаемом документе органы государственного надзора – читай, Россельхознадзор – зачем-то собираются контролировать весь технологический цикл производства семян, обставляя его барьерами в виде «лицензирования», «обязательной сертификации», «мониторинга объектов семеноводства» (?!), «анализа рисков» (?!!) и т.д. На наш взгляд, это не имеет никакого отношения к развитию отрасли, к повышению качества высеваемого в России семенного материала. Такой подход лишь усилит коррупционную составляющую, создаст теперь уже и в семеноводческой отрасли целую индустрию «проверяющих», индустрию принуждения к государственным услугам, от которой давно страдают другие сферы отечественного АПК.
На наш взгляд, акцент в новом законе нужно сделать именно на саморегулируемые организации в области семеноводства, передать им часть функций внутреннего контроля и мониторинга качества семян, стандартов, деловой этики участников нашего бизнеса и т.д. Соответствующие положения мы предлагаем внести в законопроект.
Автор Павел Березин