5 % здравого смысла

Авторская статья Сергея Платонова

Анализ поступающей информации свидетельствует о продолжении Минсельхозом России планомерной работы по импортозамещению семян. Увеличение доли отечественных сортов и гибридов в производственных посевах должно составлять не менее 5 % ежегодно. Таким образом ведомство намерено реализовать положение Доктрины продовольственной безопасности о самообеспеченности семенами основных сельскохозяйственных культур на уровне не менее 75%.

Очевидная (в том числе, продемонстрированная в ходе «Всероссийского дня поля – 2020») неспособность российских НИУ обеспечить требуемый темп импортозамещения приводит к попыткам добиться установленных пороговых значений административными методами – путем силового давления на импорт. Выбранная стратегия активно поддерживается частными российскими селекционными компаниями и объединяющими их отраслевыми союзами. «Ползучий» передел рынка вуалируется абсурдными утверждениями о планах Запада «перекрыть кран» и ничем не подкрепленными пока декларациями о превосходстве отечественных селекционных достижений. А высокий рыночный спрос на импортные семена объясняется «коварным маркетингом» и устоявшейся «вредной» традицией.

В качестве аргумента для убеждения «неразумных сельчан» используется высокая цена на зарубежные семена. Однако, совершенно очевидно, что, покупая дорогие семена, российские аграрии просто инвестируют в будущие, с лихвой и гарантированно покрывающие понесенные расходы, прибыли от высокой урожайности, пригодности к хранению и переработке. А ценообразование всегда происходит на основе потребительского спроса. Так, аналогичные семена в странах с более высокими уровнями дохода населения, более привлекательными условиями кредитования и господдержки продаются по гораздо более высоким ценам. Высокая цена на зарубежные семена объясняется также слабой защищенностью в России авторских прав селекционеров, вынужденных закладывать роялти (финансовую основу создания для производителей сельхозпродукции новых высокопродуктивных сортов) в продажную стоимость семян.

Звучат утверждения о том, что «чем меньше в России производится семян, тем больше аграрный рынок страны зависит от процессов, происходящих за ее пределами. Зарубежные поставщики начинают диктовать цены и условия, сами определяют сорта и качество продукции». Остается только добавить, что все они поголовно состоят на службе в ЦРУ. Диктовать цены и условия может только рынок. Сорта и качество – предмет договорных отношений поставщика и покупателя.

И уж вовсе нелепо выглядят попытки увязать самообеспеченность семенами с пандемией СOVID-19. В самый разгар ограничительных мер в Европе все законтрактованные партии семян были своевременно и в полном объеме доставлены до российских СВХ, где они…благополучно застряли на долгие недели в ожидании разрешения на ввоз от Россельхознадзора, лишь Божьим промыслом не сорвавшего посевную.

Таким образом, не существует никаких объективных причин для передела рынка, кроме обычного стремления «все отнять и поделить», а потом еще и красиво отчитаться.

Волюнтаристски сокращая ежегодно на 5% долю используемых зарубежных семян, «стратеги» из Минсельхоза и Минобрнауки, а вкупе с ними и озабоченные лишь собственными доходами частные селекционные компании, наносят непоправимый ущерб российскому агропрому, в том числе в плане реализации его экспортного потенциала.

«Эффективным» инструментом недопущения передовых селекционных достижений на российский рынок является Госсорткомиссия, которая (цитирую обращение российского отраслевого союза в Администрацию Президента) «из чисто технической структуры, призванной обеспечить всестороннее раскрытие биологического потенциала испытываемых сортов и гибридов и скорейший их ввод в производство посредством государственной регистрации, превратилась в  бесконтрольный монопольный орган произвольного формирования и антирыночного регулирования сортовой политики Российской Федерации,  незаконно взимающий плату за оказание государственных услуг».

Как показали недавние встречи руководства Госсорткомиссии с представителями бизнеса, никаких надежд на реформирование данной структуры нет и в помине. На справедливые претензии по ниже низшего качеству исполнения полностью предоплаченных услуг и несоблюдению собственных регламентов заявителям было предложено «не искать черную кошку в темной комнате» и дожидаться принятия нового закона о семеноводстве и сопутствующих подзаконных актов. С учетом далеко не однозначных перспектив принятия закона и, потом еще и подзаконных актов, «тупо» платить непонятно, за что, частным российским и иностранным компаниям придется еще очень долго. Иностранцы, если и обеднеют, то не сильно, в вот российские частные компаний – основная надежда на возрождение российской селекции, могут и не пережить постоянно растущих поборов.

Из года в год платить, зная, что потраченные деньги никак не влияют на укомплектованность и оснащенность сортоучастков, а также качество проводимых на них испытаний, бессмысленно и безнравственно. Тем более, что результаты испытаний далеко не всегда являются основанием регистрации сорта или гибрида.

В создавшихся условиях пассивность в отстаивании своих интересов ведет лишь к наращиванию давления на бизнес.

Ярким примером откровенного давления на иностранный бизнес, вложивший десятки миллионов евро в локализацию не только семеноводства, но и селекции, является пролоббированная слабыми конкурентами «травля» программы создания, в том числе совместно с российскими коллегами, сортов зерновых культур, устойчивых к погодным аномалиям.

Так, в ходе «Всероссийского дня поля – 2020» первый заместитель министра сельского хозяйства, незадолго до этого пространно рассуждавший на тему «все сорты в гости будут к нам», настойчиво порекомендовал инвесторам отказаться от попыток нарушить пока еще сохраняющееся доминирование российской селекции зерновых, таким образом публично, «на всю Рассею — матушку»,  признав ее неконкурентоспособность.

Непростая ситуация складывается и на рынке семян сахарной свеклы. Заслуживающие всякого одобрения усилия российских агрохимических и свеклосеющих гигантов по развитию собственной селекции сопровождаются попытками недопущения к регистрации передовых линеек зарубежных смарт-гибридов. «Убийственные» для конкурентов результаты испытаний зачастую просто не выносятся на рассмотрение экспертных комиссий Минсельхоза России. Видимо, 70% субсидирования покупки, а то и вообще бесплатной раздачи (вполне нормальная практика при выходе на рынок) семян устойчивых к церкоспорозу и засухе высокоурожайных отечественных гибридов, не вполне достаточно для поддержания здоровой конкуренции.

Более ровно развивается рынок семян кукурузы и подсолнечника, где уже долгое время сохраняется баланс между ценой и качеством предлагаемых гибридов отечественной и зарубежной селекции. Неуклюжие попытки манифестантов «непродавашек» нарушить этот баланс посредством навязывания понятных только им схем грабительской локализации никем, в том числе и Минсельхозом, всерьез не воспринимаются.

Президент Путин сказал, что России необходимо развивать собственные производственные мощности, которые позволят снизить зависимость от импорта, однако импортозамещение нельзя назвать панацеей. «Я не считаю, что, защищая свои интересы, мы должны выглядеть как какие-то придурки, как сумасшедшие…», — добавил он. В связи с этим глава государства призвал продолжать работать над улучшением делового климата в стране, поскольку это поможет привлечь новые инвестиционные проекты в конкретные области.

Селекция и семеноводство – это весьма конкретная область, в которой без иностранных инвестиций нам пока не обойтись.

 

Сергей Платонов