Неверно размещенная запятая поставит жирную точку. Авторская статья Сергея Платонова.
Наращивание экспортного потенциала российского агропромышленного комплекса в значительной степени зависит от применения качественных семян сельскохозяйственных растений, в том числе ввозимых из-за рубежа. Российским НИУ и частным селекционным компаниям также необходимо завозить генетику для создания собственных экспортоориентированных сортов и гибридов. Однако в результате ограничительных мер Россельхознадзора ввоз в Российскую Федерацию семенного и посадочного материала, качество которого подтверждается документами, выданными уполномоченными органами иностранных государств, существенно затруднен. И все это происходит на фоне не собирающейся никуда отступать пандемии и обусловленной ей уязвимостью логистических цепочек.
Особую озабоченность участников внешнеэкономической деятельности вызывают попытки Россельхознадзора законодательно закрепить эти ограничения в проекте федерального закона «О семеноводстве». Разработанный ведомством законопроект и другие нормативные акты содержат избыточные, необоснованные и попросту неисполнимые требования к ввозу и использованию на территории Российской Федерации зарубежных семян.
Вопреки требованиям отраслевого сообщества, Россельхознадзор ничтоже сумняшеся наделяет себя полномочием (статья 4 законопроекта) проводить контроль в местах производства семян, предназначенных для ввоза в Российскую Федерацию из иностранных государств или групп иностранных государств, в целях использования для посевов и посадок, а частью 3 статьи 27 прямо запрещает ввоз семян без осуществления такого контроля.
Россельхознадзор считает, что наличие фитосанитарного сертификата, выданного уполномоченным органом иностранного государства, не может в полной мере гарантировать безопасный фитосанитарный статус партий экспортируемой подкарантинной продукции и поэтому пытается провести аттестацию всех мест на планете, где производятся семена для России. В 2018 – 2019 г. г. году в адрес национальных организаций по карантину и защите растений (НОКЗР) основных стран-экспортеров Россельхознадзором были направлены соответствующие запросы и проекты протоколов аттестации мест производства семян в этих странах. Однако экспортеры вполне ожидаемо не выразили заинтересованность в проведении очевидно бесполезных, но весьма обременительных выездных мероприятий.
И неудивительно! Ведь, в соответствии с положениями Международной конвенции по карантину и защите растений (МККЗР), Единых карантинных фитосанитарных требований Евразийского экономического союза и российского закона «О карантине растений», единственным основанием ввоза продукции высокого фитосанитарного риска является именно и только фитосанитарный сертификат.
В условиях отсутствия закрепленной на уровне международных договоров возможности аттестации мест производства и острой необходимости сохранения существующих объемов поставок Россельхознадзор стал требовать от НОКЗР экспортеров письменного подтверждения наличия запрошенного российским получателем места производства, его фитосанитарного статуса и информации о возможной генетической модификации, планируемых к поставкам в Россию семян. Запрос, обработка и получение подобной информации занимает от трех до шести месяцев, a то – и более, что совершенно неприемлемо для участников внешнеэкономической деятельности.
Следует отметить, что Россельхознадзор уже осуществлял попытки проводить контроль в местах производства (переработки), отгрузки подкарантинной продукции, предназначенной для ввоза в Российскую Федерацию. Для этого ведомством были разработаны и утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2018 г. № 128 соответствующие правила.
Практика применения правил показала невозможность их выполнения ни самим Россельхознадзором, ни участниками внешнеэкономической деятельности (импортерами и экспортерами), ни зарубежными НОКЗР. По этой причине Россельхознадзор был вынужден подготовить проект изменений Постановления № 128, значительно упрощающих ввоз семян. Однако абсолютно неосуществимая возможность проведения тотального контроля за рубежом будет таки заложена в разрабатываемый ведомством проект еще одного (отличного от старого и нового Постановления № 128) акта правительства, которое вступит в силу во исполнение федерального закона «О семеноводстве» после его принятия.
В целом, неоправданное расширение контрольно-надзорных функций приведет к прямому вмешательству контролирующего органа в хозяйственную деятельность, повлечет неоправданное усиление административных функций со стороны государства, увеличение затрат всех участников производства сельскохозяйственной продукции.
Так, инициированный Россельхознадзором приказ Минсельхоза России от 06.03.2020 г. № 112 обязывает сельхозтоваропроизводителей в строго определенные сроки извещать территориальные управления Россельхознадзора о месте, дате посева и посадки, наименовании и количестве зарубежных семян, а затем терпеливо дожидаться выездной проверки, независимо от капризов погоды и оперативно корректируемых бизнес-планов. Совершенно очевидно, что с учетом значительных объемов ввозимых семян, числа сельхозтоваропроизводителей, отдающих им предпочтение, a также сезонного характера посевных агротехнологических мероприятий, Россельхознадзор в пределах имеющейся штатной численности и бюджетных ассигнований будет не в состоянии осуществить прописанные в Приказе меры контроля.
Введение все новых ограничительных мер явно доказывает либо неэффективность предыдущих, либо преследование целей, далеких от обеспечения фитосанитарной безопасности.
Как и в случае с провальной попыткой осуществления тотального контроля под прикрытием Постановления № 128, в целях недопущения неизбежного срыва поставок и сева семян, Россельхознадзор будет вынужден вводить различного рода временные схемы, что чревато организационной неразберихой и высокими коррупциогенными рисками. А вспоминать про широко декларированный риск-ориентированный подход к контрольно-надзорной деятельности как-то даже уже и не к месту.
Пытаясь придать хоть какой-то правовой характер своим действиям, Россельхознадзор ссылается на международные правила и стандарты. Однако в этих правилах и стандартах английским по белому написано, что любые требования в отношении подкарантинных материалов не должны противоречить модели фитосанитарного сертификата, приведенной в Приложении к МККЗР. При наличии обоснованных рисков НОКЗР импортирующей страны может потребовать от НОКЗР экспортирующей применить дополнительные фитосанитарные меры, а вот использовать механизм предотгрузочного подтверждения соответствия или проводить досмотры в стране происхождения он может лишь в некоторых случаях, например, при развитии новых торговых потоков.
Безусловно, недосмотры (непременно подлежащие тщательному расследованию) со стороны зарубежных НОКЗР были и будут. Но они носят единичный характер, и именно для таких случаев предусмотрен осуществляемый Россельхознадзором фитосанитарный контроль на границе. Выявление лишь отдельных случаев наличия карантинных объектов в партиях ввозимых семян, сопровождаемых выданными зарубежными НОКЗР фитосанитарными сертификатами, не может являться основанием для отказа в признании фитосанитарного сертификата необходимым и достаточным условием ввоза подкарантинной продукции.
Международные правила и стандарты, на которые ссылается Россельхознадзор, предусматривают, в первую очередь, проведение аудита системы обеспечения фитосанитарной безопасности с целью уяснения того, насколько государство-экспортер способно предотвращать, надежно выявлять и оперативно пресекать распространение карантинных объектов на свой территории. Как говорил Глеб Жеглов, «правопорядок в стране определяется не наличием воров, а умением властей их обезвреживать».
Единовременная аттестация мест производства семян в иностранных государствах не является эффективной мерой контроля. Ведь карантинные объекты могут появиться там буквально на следующий день после отъезда аттестующих. Уверенность в безопасности поставляемых семян может дать лишь аудит системы обеспечения фитосанитарной безопасности в стране-экспортере, от чего Россельхознадзор категорически отказывается. НОКЗР стран ЕС неоднократно официально приглашали Россельхознадзор провести такой аудит. Россельхознадзор на данные приглашения не ответил.
Причина и цель – совершенно понятны: вывести импорт зарубежных семян из правового поля посредством установления неисполнимых требований к фитосанитарной безопасности, которые можно произвольно смягчать или ужесточать временно вводимыми промежуточными схемами. Зачем и когда, это – уже совершенно другой вопрос совершенно другой безопасности.
Ясно одно: «гибридное» применение международных правил и стандартов (кстати, ратифицированных Российской Федерацией) посредством введения необоснованных, несоразмерных и неисполнимых ограничений неизбежно приведет к перебоям в поставках коммерческих и опытных партий семян, срыву реализации уникальных научных программ по созданию инновационных, адаптированных к российским почвенно-климатическим условиям сортов и гибридов сельскохозяйственных растений.
Иностранные поставщики семян и подтверждающие их фитосанитарный статус уполномоченные органы, вероятно, не смогут бесконечно скользить по краю международного правового поля в угоду непомерным амбициям Россельхознадзора, умело и настойчиво возводимым в ранг российского закона. Имевшие место в начале этого года отказы ряда европейских НОКЗР допустить инспекторов Россельхознадзора для проведения предотгрузочного контроля – не только яркое тому подтверждение, но и явно нарастающий тренд.
В целом, реализуемая без учета макроэкономических, международно-правовых и, наконец, санитарно-эпидемиологических факторов практика тотального (а не риск-ориентированного) контроля приведет к негативным последствиям для российского АПК и существенно затруднит исполнение поручения Президента по увеличению объема агроэкспорта до $ 45 млрд.
Сергей Платонов