Законопроект собираются внести в Госдуму в начале осени
В Совете Федерации считают развитие отечественного семеноводства одним из ключевых показателей Доктрины продовольственной безопасности страны
Когда появятся конкретные сроки по показателям Доктрины продовольственной безопасности, какие льготы получат фермеры при использовании отечественных семян и как будет защищён отечественный потребитель от продукции с использованием ГМО, «Парламентской газете» рассказал глава Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров.
— Алексей Петрович, вы не раз указывали на необходимость уточнения сроков по показателям Доктрины продовольственной безопасности. Почему это столь важно?
— Доктрина — это стратегические направления, по которым должен развиваться наш агрокомплекс в ближайшие пять лет. Однако эффективность любой стратегии определяется конкретными показателями в цифрах и сроках.
Возьмём ситуацию в семеноводстве, которая нас сильно беспокоит. Ведь количество импортных семян по некоторым агрокультурам сегодня достигает 90 процентов. Это, безусловно, угроза отечественной продовольственной безопасности. Поэтому в доктрине задекларировано, что доля отечественных семян должна составить не менее 75 процентов. Но возникает вопрос, через какое время этот показатель будет достигнут. Вот поэтому и требуется конкретизация этих сроков.
— Кто в Правительстве должен обозначить эти сроки и взять за них ответственность их соблюдения?
— Минсельхоз. Сейчас в этом вопросе есть полное понимание со стороны руководства министерства. Уверен, что в ближайшие два месяца временные показатели по целям доктрины будут определены. В настоящее время идёт их согласование с научным сообществом, которому предстоит заниматься селекцией, а также с руководителями опытных станций, определяющих объёмы производства отечественных семян.
Важно понимать, что процесс селекции, как бы мы того ни хотели, не может быть быстрым. Вместе с тем и у него должны быть сроки.
— А как обстоят дела с законопроектом о семеноводстве? Что в нём будет предложено прорывного для развития семеноводства в нашей стране?
— Документ находится в Правительстве в высокой стадии готовности. Мы ожидаем его внесения в Госдуму в самом начале осенней сессии. В нём есть действительно немало новаций. Например, предложены пути для дополнительного финансирования семеноводства.
Дело в том, что государственные ассигнования на семеноводство выделяются в рамках госпрограммы научно-технического развития агрокомплекса, но этих средств недостаточно. Поэтому в развитии семеноводства важно заинтересовать инвестора. И чтобы выведение новых сортов семян было делом рентабельным, в законе предусмотрены отчисления (роялти) селекционерам за использование новых семян. Так с помощью частных инвестиций мы сможем поддержать отечественную науку и защитить авторские права селекционеров.
— Но ведь роялти придётся платить сельхозпроизводителю. Будут ли в таком случае конкурентны отечественные семена?
— Действительно, очень важно, чтобы у аграрников был стимул засевать отечественные семена. Этот вопрос мы будем обсуждать, как только законопроект появится в Госдуме. Думаю, можно освободить малые и фермерские хозяйства от уплаты роялти. Кроме того, необходимо усилить контроль за семенным материалом, ввозимым к нам из-за рубежа. Импортные семена не всегда соответствующего качества, потому они и дешевы. Среди них могут встречаться генно-модифицированные, и к этому нужно проявлять особое внимание.
— Борьба с нелегальным ввозом ГМО-продукции — также приоритет для законодателей, о чём неоднократно заявляла глава палаты Валентина Матвиенко. Что делается, чтобы не допустить в страну продукцию с ГМО?
— Ввоз пищевых продуктов с ГМО запрещён законодательством. Это вопрос решённый. Остаётся только контролировать ввоз. Однако запрет не распространяется на корма, например шрот. В середине мая ввоз генно-модифицированного шрота даже был разрешён Правительством в целях стабилизации цен на рынке. Среди сенаторов это вызвало недоумение, ведь вместе с кормами ГМО легко попадают и в пищу.
— Как можно противостоять этому?
— Важно придерживаться стратегической линии в отношении ГМО, которая определена ранее принятым законодательством. ГМО-линии кормовых культур, в том числе и шрота, должны быть лицензированы у нас в стране и находиться под контролем Россельхознадзора и Роспотребнадзора. Бесконтрольного ввоза подобных кормов допускать нельзя. В рамках отдельной экспертной секции в Совете Федерации мы намерены продолжить с Правительством консультации по этому вопросу.
Комментарий Сергея Платонова:
При всем уважении, роялти вообще не упоминается в проекте закона «О семеноводстве», правоотношения лицензиатов и лицензиаров регулируются частью IV Гражданского кодекса Российской Федерации.
«Малые и фермерские хозяйства» планируется освободить от уплаты роялти лишь за использование т.н. «внутрихозяйственных» семян, но совершенно другим законом – о внесении изменений в статью 1422 части IV Гражданского кодекса.
Импортные семена — вовсе не дешевые. Именно потому, что – качественные.
Без современных методик, система контроля наличия ГМО в семенах – не более чем профанация, приводящая лишь к неоправданным задержкам и удорожанию поставок.
В целом, законопроект еще рано вносить в Государственную Думу, сначала он должен «пройти» Минэкономразвития и Минюст России, а также рабочую группу по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере животноводства и растениеводства. Для этого (согласно Протоколу заседания подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 5 августа 2020 № 26) Минсельхозу России необходимо привести положения законопроекта в соответствие, в том числе, с правом Евразийского экономического союза.
А приводить в соответствие есть, что.
Часть 3 статьи 27 проекта российского закона «О семеноводстве» запрещает «ввоз в Российскую Федерацию семян в целях их использования для посевов и посадок из иностранных государств или групп иностранных государств без осуществления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю в области семеноводства, контроля в отношении семян сельскохозяйственных растений в местах производства, отгрузки партий семян».
Запрет на ввоз без осуществления контроля в местах производства семян прямо противоречит “Единым карантинным фитосанитарным требованиям, предъявляемым к подкарантинной продукции и подкарантинным объектам на таможенной границе и на таможенной территории Евразийского экономического союза”, утвержденным Решением Совета Евразийской Экономической Комиссии от 30 ноября 2016 г. № 157. Согласно данному документу, для ввоза семян достаточно сопровождения партии фитосанитарным сертификатом страны-экспортера или ре-экспортера. Кроме того, перечнем документов, установленным подпунктом 4.1.1. Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 318, не предусмотрено наличие разрешения или иного документа, составляемого по итогам проведения контроля в месте производства или отгрузки при ввозе подкарантинной продукции на таможенную территорию Союза.
Таким образом, часть 3 статьи 27 проекта российского закона прямо противоречит минимум двум нормативным актам, являющимся неотъемлемой частью права Евразийского экономического союза. А следовательно, дальнейшая работа над законопроектом невозможна без ее (ч. 3 ст. 27) безусловного исключения из текста.
Несмотря на всю очевидность юридического казуса, я вовсе не уверен в том, что таковым его считает и Минсельхоз России, которому упомянутым протоколом № 26 поручено дорабатывать законопроект.
Российские отраслевые союзы, похоже, предпочитают не вмешиваться, започивав на лаврах победы над лицензированием и сертификацией. Если так оно и есть, то это не может не вызывать искреннего удивления. Особенно с учетом того, что совсем недавно они весьма активно и довольно результативно выступали за изменение «Правил осуществления контроля в местах производства (в том числе переработки), отгрузки подкарантинной продукции, предназначенной для ввоза в Российскую Федерацию из иностранных государств или групп иностранных государств, где выявлено распространение карантинных объектов, характерных для такой подкарантинной продукции, в соответствии с международными договорами Российской Федерации, в целях ее использования для посевов и посадок», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2018 г. № 128.
Что ж, будем в 128-ой раз наступать на те же грабли. Но вносить изменения в закон, уже подписанный Президентом, будет гораздо сложнее, чем в постановление правительства.
Я уже не говорю о том, что зарубежные НОКЗР, в полном соответствии с международными правилами, вероятнее всего, откажутся от тотального контроля на своей территории. Неизбежно долженствующий последовать вслед за этим запрет на ввоз семян вряд ли пойдет на пользу российскому агропрому. Впрочем, так считают далеко не все.
Будем посмотреть…