По наблюдениям семеноводческих компаний, следующий год в России пройдет под знаком картофеля.
К такому выводу специалисты приходят, ориентируясь на рост спроса на семенной картофель, который фиксируется на отечественном рынке буквально с конца августа и по сей день.
«За октябрь-ноябрь 2020 года у нас законтрактовано примерно на 100-150% больше продукции, чем за тот же период прошлого года, – комментирует ситуацию Светлана Маршева, генеральный директор ООО «НОРИКА-СЛАВИЯ».
Покупательская активность вполне объяснима: цены на столовый картофель в этом году заметно выше, чем в прошлые сезоны. А значит, как говорит Наталья Морозова, руководитель отдела картофеля Германского Семенного Альянса (член НССиС), картофелеводческие хозяйства почувствовали себя чуть более свободно, у них появились средства, повысился интерес к выращиванию культуры.
Хотя, возможно, дело не только в этом. По мнению Александра Володина, коммерческого директора ООО «АГРИКО-ЕВРАЗИЯ», частично рост заявок на семена вызван сокращением предложений на рынке: год был сложным, в целом ряде регионов (например, на традиционно семеноводческом северо-западе страны и в отдельных районах Московской области) погодные условия не позволили получить хороший урожай качественного семенного материала.
Наиболее востребованным у российских картофелеводов остается семенной картофель отечественного производства. Многие хозяйства снизили объемы закупок импортного материала или совсем отказались от его приобретения из-за резкого падения курса рубля.
«Торговля идет в евро, курс которого очень сильно вырос. – поясняет Светлана Маршева, – Конечно, мы делаем все, что в наших силах, чтобы смягчить положение: договорились с немецким офисом компании о специальных условиях на закупку семян для наших партнеров в РФ, максимально сократили свои возмещения по организации этих контрактов. Все принятые меры дают нам возможность сгладить ситуацию, но полностью компенсировать валютный скачок и вернуть стоимость на уровень прошлого и позапрошлого сезонов, конечно, уже не удастся».
Правда, и объем предложений для России на зарубежном рынке в этом году не очень велик. Как отмечает Наталья Морозова, климатические условия по всему миру были не самыми благоприятными, проблемы коснулись и отдельных регионов Германии и Нидерландов.
Хотя заявлять о дефиците европейских семян тоже неправильно, убеждена Светлана Маршева: «Мы заранее подали немецким партнерам консолидированную заявку (на основе запросов от российских покупателей) на тот объем, который хотели бы получить. Уверена, что немецкие коллеги сделают все возможное, чтобы ее обеспечить».
Интересно, что цены на лицензированный семенной картофель отечественного производства пока не изменились.
«Объективные причины к повышению цен на локальный семенной материал, конечно, есть, – поясняет Наталья Морозова, – но принимая во внимание и без того сложную экономическую ситуацию в стране, компании нашли возможным сохранить прошлогодний уровень цен, так как себестоимость семенного картофеля, произведенного в России, не так значительно зависит от нестабильности на валютном рынке. Большинство крупных селекционно-семеноводческих компаний, работающих на отечественном рынке, уже многого добились в организации местного производства: они получают материал очень высоких репродукций в нашей стране, а не закупают ежегодно за рубежом, как было раньше».
Рассуждая о самых популярных сортах этого сезона, представители селекционно-семеноводческих компаний не выделили принципиальных изменений в направлениях спроса. По словам экспертов, покупатели обращают внимание на перспективные новинки, ищут ранние и очень ранние сорта. Не теряют своих позиций и признанные лидеры сортовых линеек компаний-селекционеров. Отмечается увеличение потребности в сортах для переработки (Завершающийся год выдался непростым и для хозяйств, специализирующихся на их выращивании, поэтому, как считает Светлана Маршева, рост запросов был ожидаем).
При этом все участники интервью подчеркивают, что основной объем популярных позиций в их компаниях уже законтрактован, и у тех, кто задумывается о покупке, остается совсем немного времени на принятие решения.