Ленобласть серьезно отстала в развитии селекции и семеноводства
Правительство РФ в начале декабря утвердило план мероприятий по реализации стратегии развития зернового комплекса страны до 2035 года. Основной упор в документе сделан на открытие селекционно–семеноводческих центров, где разрабатывают сорта сельскохозяйственных культур и одновременно выращивают их.
Картошки хватает
Как ни странно, в Ленинградской области подобных центров нет. Впрочем, не было их и на всей территории Северо–Запада с 1929 года. В те времена селекционно–семеноводческие центры были сконцентрированы вокруг Москвы, и по сегодняшний день они находятся в составе Минобрнауки и являются частью Отделения растениеводства и селекции РАСХН. Однако НИИ сельского хозяйства в СЗФО изначально принадлежали Отделению земледелия РАСХН. По этой причине различался объём финансирования предприятий АПК в регионах.
Сейчас на территории 47–го региона действует 15 хозяйств, занимающихся либо селекцией, либо семеноводством. При этом 10 из них специализируются исключительно на картофеле, остальные — на зерновых культурах.
Так, крупное предприятие ЗАО "Приневское" во Всеволожском районе занимается закупкой семян, после чего картофель размножают, доводят до промышленного производства и поставляют предприятиям в регионы. Селекционную работу в Ленобласти осуществляет только "Белогорка" в Гатчинском районе. Впрочем, по словам экспертов, зерновые культуры на предприятии практически не выращиваются.
Неместные деликатесы
Тем не менее другие регионы в развитии селекционно–семеноводческой деятельности ушли далеко вперёд. Учёные Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского (КФУ) поставили эксперимент с выращиванием олив в теплицах. Подобный опыт ставится в рамках нацпроекта "Наука". Всего учёные планируют высадить около 500 саженцев, а после предложить аграриям чёткую схему выращивания этой экзотической культуры и доведения её до промышленного производства. Проректор по внешним связям КФУ Михаил Сергеев отмечает, что выращивать оливы будут в специально оборудованных теплицах с многослойным покрытием, в степи, где температура воздуха может опускаться до –20°C.
В то же время учёные Всероссийского института генетических ресурсов растений имени Н. И. Вавилова (ВИР) приступили к разработке российского сорта киви (актинидии). Директор Адлерской опытной станции ВИР Александр Бойко рассказал, что этот сорт выдерживает температуры в открытом грунте до –12°C. Учёный отмечает, что подобные опыты не ограничиваются только южными регионами, их вполне можно испытать и на северных территориях. "Слова “невозможно” нет", — считает Александр Бойко.
Аналогичное мнение выражает и руководитель филиала ФГБУ "Россельхозцентр" по Ленобласти Елена Павлова. Она уверена, что на территории региона вполне можно выращивать ту самую актинидию, с которой ставят эксперимент на Адлерской станции.
"С одной стороны, это декоративное растение, а с другой — плоды размером с перепелиное яйцо. Однако о выращивании в промышленных масштабах пока говорить рано", — говорит она.
Вместе с тем, добавляет она, не учитывать широты, в которых мы живём, нельзя. По её словам, ледяные дожди приводят к вымерзанию растений.
"В результате образуется трещина, куда проникает инфекция. В то же время выращивание подобных плодов в теплицах — очень затратное мероприятие", — резюмирует Елена Павлова.
Отсюда следует вопрос, не рискнуть ли сделать то же самое в Ленобласти. Это могло бы оказаться выгодно региону, в первую очередь в рамках политики импортозамещения. Выращивание собственных киви или любых других экзотических культур в открытом грунте в промышленных масштабах могло бы сыграть на руку как производителям, так и властям.
Каждому своё
Но в комитете по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области смотрят на такие перспективы прагматично. Как сообщили чиновники, аграрии от своей деятельности должны получать прибыль, а не удивлять обывателей.
"Поэтому они выращивают то, что востребовано на рынке, и то, что из этого востребованного может расти в наших климатических условиях с минимальными вложениями", — добавляют в комитете.
Позиция областного правительства понятна: на подобные эксперименты нужны деньги. Остаётся надеяться, что стратегия развития зерновой отрасли сможет поменять ход дел до 2035 года и сдвинуть Ленобласть с мёртвой точки в развитии селекционно–семеноводческой деятельности.
Тем не менее изменится ли финансирование отрасли с реализацией новой стратегии, пока неизвестно.
По данным областного комитета по АПК, на поддержку элитного семеноводства, производство семян многолетних трав и других направлений семеноводства в 2020 году было направлено порядка 80 млн рублей, на 12,7% больше, чем в 2019 году. Объём финансирования на 2021 год пока не определён.
Россия закупает семена практически всех сортов культур, кроме озимой пшеницы. Скажем, семена сахарной свёклы на 99% импортные, картофеля — на 60%. Каждый год мы отдаём за это зарубежным корпорациям десятки миллиардов рублей. Вместо вложения денег в организацию новых полевых селекцентров надо построить в РФ Селекционный фитотрон, который будет делать сорта не за 10–13 лет, а за 3–4 года и с прибавкой урожая не на 2–4 ц / га, а на 10–15 ц / га. Кроме того, он сможет делать прорывные сорта для любой страны мира и превратить Россию из импортёра сортов в страну–экспортёра.
Виктор Драгавцев
академик РАН
Для Северо–Западного региона России профилирующей отраслью является животноводство, поэтому улучшение кормовой базы здесь особенно актуально. В настоящее время ВИР обсуждает с руководством областного комитета по АПК возможности совместной работы в рамках селекционно–семеноводческого центра, но переговоры пока в самом начале. Субтропические культуры в открытом грунте в Ленобласти выращивать нельзя, но в летних теплицах (без досветки и без отопления) это вполне возможно. Мы начали эксперимент по выращиванию в северных широтах арбузов и дынь вировской селекции в теплицах, и первый опыт оказался удачным.
Юлия Ухатова
учёный секретарь ВИР им. Вавилова