АПК «Кубаньхлеб» провела День поля и семенного завода
Агропромышленная компания «Кубаньхлеб» обогнала время как минимум дважды. Сначала – когда молодой агроном Александр Василяка выиграл у НЦЗ им. П.П. Лукьяненко два мешка семян перспективного сорта пшеницы. Второй раз – когда председатель совета директоров Николай Лоцманов, планируя семенной завод, подумал: почему бы не подрабатывать сразу всё – и кукурузу, и подсолнечник, и лён, и сою?
То, что получилось в результате, заставило всех гостей агрофестиваля Betaren 2021 задуматься: уж не из будущего ли они, специалисты «Кубаньхлеба»?
Фото, решёта и сила гравитации
– Николай Константинович ведь не агроном по образованию. Был далёк от сельского хозяйства... Но, знаете, у него есть удивительное свойство – принимать решения, которые попадают точно в цель.
Так рассказывает мне о Николае Лоцманове его заместитель по растениеводству Виктор Цыбульников.
Про решения, попавшие точно в цель, Виктор Алексеевич судит со своей, агрономической точки зрения. Посмотрите, говорит, какая кукуруза.
– Каждое зёрнышко проросло, и растения – видите? – одинаковые по развитию. С учётом подготовки семян на нашем заводе мы впервые добились таких ровных всходов! – говорит Цыбульников.
...АПК «Кубаньхлеб» – крупнейший производитель Тихорецкого района, который объединил три хозяйства с общим земельным банком 25 тыс. га. Из них шесть тысяч отдано под семеноводство пшеницы, 700 га – под семеноводство гороха. С такими объёмами давно назрела необходимость построить мощный семенной завод. Николай Лоцманов задумался: почему бы не подрабатывать сразу несколько видов растений?
– В Европе семенные заводы занимаются монокультурой: только пшеницей или только кукурузой, например. У нас нории так устроены, что зерно может обойти определённую линию. Например, для пшеницы не нужен электронный фотосепаратор – этот узел она обходит, – объясняет Николай Константинович.
Семенной завод был запущен 1 августа 2020 года. Его мощность – 300 тонн в сутки, если считать по вороху, или 10 тонн в час, если считать по готовым семенам.
Чтобы из вороха превратиться в семена, зерно проходит через длинную полосу препятствий. Из завальной ямы попадает на барабанный очиститель, где удаляются все твёрдые примеси: солома, полова, пыль, дроблёнка. Затем масса следует на машину с воздушно-решётной системой, где зерно сортируется по размеру. Третий пункт – триерный блок. Он на заводе «спаренный» – то есть двойной. Одиночка со своими задачами не справлялся и «захлёбывался» зерном, поэтому ему поставили помощника.
Следующая машина – калибровщик, который позволяет разложить семена на фракции: круглые, плоские, длинные, короткие.
– Калибровщик используем на кукурузу, подсолнечник, горох и сою. Пшеница этот пункт подработки минует – и сразу идёт дальше, – говорит управляющий Владимир Ганжа.
С каждой фракцией семян завод дальше работает на более точных машинах: гравитационном пневмостоле (позволяет добиваться необходимой массы тысячи семян) и фотоэлектронном сепараторе.
– Сепаратор позволяет просмотреть семена в инфракрасных лучах. Агроном-семеновод смотрит, какое зерно испорчено, имеет неправильную форму или цвет, и нажимает «Удалить», – объясняет Николай Лоцманов. – Есть ещё функция рециркуляции. Если сепаратор в чём-то сомневается, он пропускает зерно ещё раз.
До финиша с таким набором препятствий добегают только лучшие. В прошлом году, когда из-за засухи пшеница вышла щуплой, Лоцманов поставил задачу: иметь массу тысячи семян не меньше 46 граммов. Выход упал до 56-57%. Но то, что получалось на выходе, стало «мечтой перфекциониста».
Лоцманов с нескрываемым удовольствием запускает руку то в мешок с кукурузой, то в мешок с горохом.
– Горох прошёл через оптико-селектор. Здесь ни одной горошины зелёного цвета, – говорит Николай Константинович.
Семена, конечно, радуют глаз, но как подумаешь, сколько финансов было вложено в подработку… Не придётся ли, чтобы окупить вложения, продавать их по цене алмазов?
– Производство семян у нас выйдет дорогим, а качество – очень высоким. Но мы за рынок выходить не будем, – говорит Николай Лоцманов. – Всё будет зависеть от цены на товарную пшеницу. Мы принимаем коэффициент 1,5-1,7, как и принято на рынке. Сейчас мы только формируем заявки на разные сорта, чтобы спланировать свою работу. Потому что зерна у нас, скорее всего, будет больше, чем мы сможем переработать на нашем семенном заводе. Остальное или переработаем где-то, или… Были случаи, что и элиту продавали как товарное зерно из-за перепроизводства. Но по некоторым позициям явно будет нехватка – по сорту Стиль 18, например.
Величие поймут через год
Появлением этого сорта в хозяйстве АПК «Кубаньхлеб» обязан Александру Василяке, главному агроному одного из своих хозяйств – АО им. С.М. Кирова.
Два года назад Национальный центр зерна им. П.П. Лукьяненко проводил среди семеноводов традиционный розыгрыш – надо было угадать урожайность сортов пшеницы.
– Сан Саныч Василяка, молодой агроном – замечательный, трудолюбивый, весь в поиске – первое место занял и выиграл два мешка семян сорта Стиль 18, – вспоминает Ирина Аблова, д. с-х. н., заведующая лабораторией селекции пшеницы на устойчивость к болезням отдела селекции и семеноводства пшеницы и тритикале НЦЗ им. П.П. Лукьяненко.
Селекционеры шепнули холдингу, что Василяке достался очень перспективный сорт пшеницы, и в АПК «Кубаньхлеб» начали его размножать «по ускоренной программе» под руководством учёных НЦЗ.
– Мы сеяли по 35 кг, давали хорошее питание, – говорит Виктор Цыбульников. – Растения формировали много стеблей, мы получали по 7 тонн зерна с гектара. Благодаря этому за два года мы смогли получить столько семян, чтобы засеять ими 1800 гектаров. Величие этого сорта аграрии поймут через год или, может, два, но те, кто схватят его первыми, будут на коне.
Стиль 18 – среднеспелый сорт, который может дать хозяйству свыше 100 ц/га. На фоне высочайшей продуктивности обладает высоким качеством зерна и очень сильной устойчивостью к болезням. Причём последняя характеристика стала особенно актуальна этой дождливой весной. На фоне многих сортов, которых поразил септориоз, Стиль 18 резко выделяется мощным, как камыш, чистым стеблем и абсолютно зелёными листьями.
– Мы начали размножать этот сорт тогда, когда он ещё не был районирован, – говорит Виктор Алексеевич. – А теперь, когда Госсорткомиссия его внесла в реестр, мы и себя обеспечили семенами в нужном количестве, и на реализацию несколько тысяч тонн будет.
Помимо Стиля 18 в АПК «Кубаньхлеб» основными сортами озимой пшеницы остаются Таня, Алексеич, Юка, Степь. Виктор Цыбульников говорит, что плохих пшениц у НЦЗ им. П.П. Лукьяненко нет, просто в разных условиях то один, то другой сорт проявляет себя лучше.
Интересен, например, сорт Сварог.
– Этот сорт формирует высокий урожай на сложных почвах – подтопляемых, засолённых и кислых, переуплотнённых, – рассказала Ирина Аблова. – Великолепный результат показывает в западной дельтовой зоне, в рисовых чеках меньше 75 ц/га не формировал. Это сильная пшеница по качеству, но я хочу особенно отметить её иммунный статус, устойчивость к болезням.
Посмотрите: колос зелёный снизу доверху. Мы рекомендуем Сварог для малопестицидных и беспестицидных технологий – где прифермский оборот, вблизи населённых пунктов. Сварог защищён от бурой ржавчины геном ЛР-37, бурой ржавчиной вообще не поражается. Это один из самых устойчивых к септориозу сортов. Предназначен для среднего и низкого агрофона.
НЦЗ – не только мягкая пшеница
Национальный центр зерна им. П.П. Лукьяненко завоевал популярность среди аграриев прежде всего благодаря высокоурожайным сортам мягкой пшеницы, однако и твёрдая пшеница, и кукуруза заслуживают внимания, говорит Виктор Цыбульников.
АПК «Кубаньхлеб» полностью отказалась от импортных семян кукурузы, и теперь на всех 3 000 га используют только отечественные гибриды – среднеранний Краснодарская 194 и среднепоздний Краснодарская 291.
– Мы много лет высевали гибриды зарубежной селекции. Это замечательные гибриды, но они очень дорогостоящие, – говорит Виктор Алексеевич. – Мы всё время ждали, когда появятся сорта или гибриды отечественной селекции. По продуктивности кубанские гибриды практически не уступают гибридам зарубежных компаний, мы собираем в среднем 8 тонн с гектара. Единственный недостаток – наши гибриды несколько труднее отдают влагу при созревании початка и период уборки несколько затягивается. Но если правильно подобрать гибриды по срокам созревания, то эта проблема легко решается.
В прошлом году АПК «Кубаньхлеб» посеял родительские формы и самостоятельно получил семена гибридов. Семена были доработаны на заводе, и результат превзошёл ожидания.
– Потенциал зарубежных гибридов выше, но тут нужно учитывать, что мы находимся в северной зоне Краснодарского края. Здесь, за исключением этого года, осадков явно не хватает: выпадает 450 мм, неравномерно, и зарубежные гибриды всё равно не могут реализовать свой потенциал. Так что, используя краснодарские гибриды, мы, как минимум, меньше зерна в результате недополучаем, – шутит Виктор Цыбульников.
Преданность краснодарскому институту предприятие проявило и в выборе твёрдой пшеницы. Эта культура требует трепетного отношения, говорит Виктор Алексеевич, и в НЦЗ, увидев, как работают специалисты холдинга, доверили холдингу заниматься и твёрдой пшеницей тоже.
– Сейчас у нас самые большие в Краснодарском крае участки размножения твёрдой пшеницы – озимой Одари, яровых Ясенка, Ярина, Триада, – говорит Цыбульников.
До недавнего времени твёрдую пшеницу на Кубани почти не выращивали – не было сбыта. В 2023 году в Краснодаре планируют запустить крупнейший комбинат по переработке именно твёрдой пшеницы. Проектная мощность – 77 тыс. тонн в год.
На Дне поля особенно запомнилась пшеница сорта Ярина: она может формировать белок выше 14%, по содержанию глютена – на уровне мировых стандартов. Во время испытаний в НЦЗ с 2017 по 2019 год Ярина давала в среднем до 50 ц/га. Эксперты советуют использовать зерно как улучшитель для зерна твёрдой озимой пшеницы, которая, как известно, при перестое обесцвечивает зерно.
Стоимость производства твёрдой пшеницы такая же, как и мягкой, а разницу в урожайности может покрыть высокая цена. В этом году она доходила до 32 рублей.
– Мы пока занимаемся только семеноводством твёрдой пшеницы. Мы пошли на это, потому что нам нужны страховые культуры на случай гибели урожая, – говорит Виктор Цыбульников. – Кроме того, есть большой спрос в центральной полосе России на яровые сорта твёрдой пшеницы. Мы видим и чувствуем, что это будет очень востребовано.
Опередит ли время АПК «Кубаньхлеб» и в этом вопросе?