В течение 40 лет ученые могут победить фузариоз зерновых культур
Фузариоз - широко распространенное грибковое заболевание, при котором происходит заражает зерна токсинами, вызывающими болезни у скота и людей, и может привести к потере всего урожая. Одно время из-за грибкового заболевания в США сократились посевные площади пшеницы, сообщает phys.org
Государственные программы по селекции министерства сельского хозяйства США по борьбе с паршой пшеницы и ячменя совершенствуют данные зерновые культуры в надежде добиться большей устойчивости к этой болезни.
Исследователи Университета Иллинойса считают, что эти усилия окупились. За последние 20 лет показатели критической устойчивости значительно улучшились. И, по их словам, если усилия по селекции продолжатся, уязвимость к фузариозу может быть устранена в течение 40 лет.
Джессика Руткоски, доцент кафедры растениеводства в Иллинойсе, ее коллеги изучили 20-летней давности данные 9 университетских селекционных программ, что составляет 1068 генотипов пшеницы.
В каждом году и в каждом регионе исследователи прививали растения пшеницы спорами фузариоза. Они оценили как тестовые записи (новые линии пшеницы), так и проверенные сорта (стандартные для всех мест и лет) на различные признаки устойчивости. Сорта с длительной проверкой действуют как своего рода барометр, учитывающий агрономические методы и факторы окружающей среды.
Ученые изучили частоту заболеваний, тяжесть, поврежденные фузариозом ядра и содержание дезоксиниваленола (также известного как вомитоксин) - основного токсина, который вырабатывается при этой болезни. И за 20 лет и 1068 линий все характеристики устойчивости улучшились.
«Генетический прирост устойчивости к болезням был значительным для каждого из этих четырех признаков. Самое главное, мы наблюдали снижение дезоксиниваленола на 0,11 частей на миллион в год. Просто увидеть какую-либо значительную благоприятную тенденцию - это действительно хорошо», - говорит Джессика Руткоски. – «Это в основном показывает, что все добиваются прогресса и что инвестиции в государственные программы разведения окупаются».
Селекционеры использовали почти все методы, чтобы попытаться повысить устойчивость к фузариозу. К сожалению, не существует только одного гена, который решит эту проблему.
Когда Руткоски проанализировала влияние введения зародышевой плазмы от китайских линий пшеницы, они не были ответственны за повышение устойчивости. Другими словами, прогресс за последние 20 лет был в основном достигнут благодаря селекционерам, использующим природную устойчивость — врожденную генетическую способность адаптированной к местным условиям пшеницы противостоять болезням, — а не привнесению устойчивости из других источников.
Важно попытаться определить гены с основным эффектом, потому что часто они могут помочь селекционерам быстрее достичь своих целей.
«Никто на самом деле не замечает достигнутого прогресса. Я думаю, что есть некоторый скептицизм. Люди думают, что нам нужно больше сосредоточиться на редактировании генома или поиске более необычных источников устойчивости», - говорит она. «Многие государственные программы разведения закрываются, и мы рискуем потерять весь этот прогресс. Я была бы рада показать, что улучшение очень последовательно с течением времени. И если вы просто будете придерживаться такой стратегии, то получите гарантированные результаты безо всякого риска», - отметила Джессика Руткоски.