«Мы сегодня на таком этапе экономических реформ, что их не очень видно»- афоризм В.С. Черномырдина
Все мы стали свидетелями периода стремительного роста цен на энергоресурсы и, как следствие, подорожания минеральных удобрений, химических средств защиты растений. В период подготовки к проведению Олимпиады Китай (производитель 90% д.в. в мире) ужесточил требования к экологическим требованиям производства, что привело к закрытию некоторых из них. Эксперты прогнозируют в новом сезоне дефицит ряда действующих веществ, как, например, глифосата, диквата. Сильно подорожали перевозки (ставки фрахта). Плюс экспортные пошлины на зерно, которые никто не планирует отменять. Себестоимость растениеводческой продукции в регионе вырастет не меньше, чем на 10-15%, что обещает снижение рентабельности озимой пшеницы, которая «держалась» на 50% прошлые два сезона. Пандемия COVID 19 вызвала сбои в производстве на региональных и глобальных рынках и цепочках поставок. Впрочем, подорожание энергоресурсов может заставить АПК развиваться больше по экорациональному пути куда лучше, чем те или иные решения…
Пшеница, соя, подсолнечник относятся к категории биржевых товаров. Если цены на товарную продукцию культур снизятся, то аграриям грозят так называемые «ценовые ножницы» — опережающий рост затрат на производство при снижении цен на готовую продукцию. Авторы убеждены, что это будет главным риском грядущего сезона, и, вероятно, следующих.
Прошлый сезон 2020/21 характеризовался рекордной гибелью озимых зерновых культур – 2-3 млн га в РФ. Около 900 тыс. га из посеянных 3 млн га (почти треть) погибли только в ЦЧР (рис. 1).
Расчетные цифры получены на основании осенних и весенних объездов автора данной публикации по областям ЦЧР и легко объяснимы данными состояния посевов озимых областных МСХ (рис.2). Причины и майский прогноз объемов гибели озимых прошлого сезона описаны на www.agbz.ru/articles/sezon-2020-21-krutoe-pike-ozimykh-chernozemya/
Несмотря на мрачные прогнозы пессимистов посевные площади озимой пшеницы под урожай 2022 г. не сократились.
По данным Гидрометцентра доля не взошедших и изреженных посевов в России на 1.12.2021 г. составила около 3%, что вселяет оптимизм в сравнение с результатами предыдущего сезона (22% или 2,42 млн га из 19,2 млн га на 1.12.2020 г.) при среднем значение последних пяти лет 9%.
Возникает вопрос: насколько хорошо была сделана «работа над ошибками» предыдущего сезона, с учетом того, что по данным МСХ под урожай 2022 года озимыми опять засеяны 19 млн га? Чтобы ответить на этот вопрос, следует понять, насколько отрасль приготовилась к грядущему сезону, используя все возможные варианты сохранения плодородия пашни и будущих урожаев?
Урожай 2022 года помимо цен на средства производства будет зависеть от погодных условий, и в первую очередь, от влагообеспечения. Низкие запасы продуктивной влаги в пахотном и в метровом слое – один из главных факторов риска в большинстве регионов. В ЦЧР снег лег на замерзшую почву. Снегопады пополняют запасы влаги: за последние 2 месяца норма осадков превысила среднемноголетние на 25 мм в среднем. Чем больше слой снега, тем выше вероятность того, что почва станет «талой» еще до таяния снега и пополнит запасы влаги; каждый 1 см снега «держит» мороз 0,5 градуса.
В последние несколько сезонов стало очевидно — продолжительная сухая осень и поздно убираемые культуры не оставляют шансов для естественной минерализации пожнивных остатков. Большинство рекомендованных биопрепаратов для разложения пожнивных остатков без достаточного количества влаги и оптимальных температур недостаточно эффективны. Поэтому длина резки частиц соломы зерновых при измельчении должна быть как можно меньше, а разброс по поверхности поля равномернее. Для разложения рекомендуется осеннее внесение компенсационной дозы удобрения 10-15 кг/га в д.в. на 1 тонну соломы (при урожайности 3 т/га и такого же количества соломы 15/0,34*3 =132 кг /га в физическом весе аммиачной селитры или 15/0,21*3= 214 кг/га сульфата аммония или 15/0,32*3= 140 кг/га КАС. Кстати, при урожайности озимой пшеницы 3 т/га и соответственно 3 т/га соломы могут «дополнить» плодородию почвы 1,5 кг/га фосфора (P) и 17 кг/га калия (K).
Потребность в азоте посевов озимой пшеницы, следующей после зернобобовых культур, на 25-30 кг/га ниже. В прошлом сезоне в стране горохом засевали 1,4 млн га. То есть в ЦЧР на 3 млн га озимых «пришлось» всего 103 тыс. га гороха, а раннеспелые «трехнулевые» сорта сои сложно регистрировать из-за невысокой урожайности. Рапс – хороший предшественник, но с его падалицей особенно сложно бороться в условиях сухой теплой осени, когда растения капустных культур покрываются защитным восковым слоем, плохо проницаемым для гербицидов.
С учетом тренда биологизации земледелия некоторой альтернативой минеральным удобрениям могут быть сидеральные пары, особенно используемые как промежуточные культуры (посев сразу после уборки зерновых). Для пожнивной сидерации в засушливые годы используют горчицу сарептскую, а во влажные – редьку масличную. Но из-за неопределенности прогноза выпадения осадков за вегетационный период рекомендуются смешанные посевы горчицы с редькой масличной, позволяющие получить пожнивной посев в любой сезон. Донник, клевер используют при замене чистого пара на сидеральный.
Осень 2021 г. выдалась относительно прохладной в ЦЧР. Отмечено, что посевы озимой пшеницы, проведенные до 10-15 сентября в значительной степени были подвержены поражению злаковыми мухами (шведской, гессенской и др.)(4-10%). Если в фазе 2-3 листа температура воздуха ниже 160 С, злаковые мухи не откладывают яйца. В Липецкой области были идентифицированы единичные поля с 50% поражением личинками злаковых мух! Посевы более поздних сроков сева как правило, имели низкий уровень повреждения. Однако в Воронежской и Тамбовской областях нами было отмечено высокое заселение опомизой (2-3 экземпляра/м2). Она отличается от шведской мухи тем, что ее личинки вредят только с наступлением весны (рис. 3,4). При массовом распространении злаковых мух недополученный урожай может достигать 30-40%. Обработки посевов системными инсектицидами весной рекомендуются при численности мух 30-40 экз./100 взмахов сачком или при заселенности 10-15% растений кладками яиц или личинками.
Ожидаемый в ближайшие годы запуск новых производственных мощностей по переработке масличных культур в ЦФО увеличит потребность в сырье на 4 млн т. Для удовлетворения спроса посевные площади масличных культур, как более доходных, должны вырасти минимум на 2 млн га! Причем в значительной степени за счет сокращения зерновых.
Для звеньев севооборота с участием озимой пшеницы будет логично, если ориентироваться на регистрацию раннеспелых сортов и гибридов масличных (подсолнечника, сои в первую очередь), как и зерновой кукурузы. Рано убираемые предшественники этих культур – неизбежный компромисс при катастрофическом дефиците хороших предшественников для озимой пшеницы. По жестким поздно убираемым предшественникам нужны специальные сорта зерновых в расчете на средний уровень интенсификации.
Сахарная свекла, кукуруза, соя подвержены поражению фузариозами, что накладывает необходимость усиления борьбы с этой болезнью на последующей озимой пшенице. По этой причине во многих странах кукуруза – нежелательный предшественник для пшеницы во избежание загрязнения продукции микотоксинами. Необходимы фунгицидные обработка посевов триазольными препаратами до начала цветения пшеницы, особенно при риске заражения фузариозом из-за осадков в эту фазу.
В 2021 году из 9,5 млн га подсолнечника 70% посевных площадей были под технологиями Clearfield и Express (для сравнения в 2015 г. – 30%). Поскольку подсолнечник все чаще используют в качестве предшественника под озимую пшеницу, следует принимать во внимание возможные сложности борьбы с падалицей «технологического» подсолнечника (как и рапса). Действующие вещества, входящие в состав гербицидов из класса имидазолинонов, способны проявлять фитотоксичность (угнетение) на последующих культурах. То, что многие агрономы «не видят» проблемы на поле означает лишь только то, что у них нет инструментария (объективного сравнения) чтобы оценить снижение роста культуры под влиянием остаточного действия гербицида.
Перезимовка текущего сезона будет зависеть от условий во второй половине зимы и наступления весны. Озимая пшеница после закалки выдерживают в зоне узла кущения от – 18˚ и – 20˚С в начале и в середине зимовки до – 17˚, – 15˚С в ее конце, а плохо закаленная – от – 16˚ до – 12˚С, а частично гибнет даже при – 10˚С. Риск гибели выше у интенсивных сортов краснодарской селекции, чем у местных, хотя при благоприятных условиях сорта НЦЗ им. П.П. Лукьяненко могут «обойти» их на +1 т/га!
Попытки оценить состояние посевов озимых в конце января-начале февраля преждевременны, поскольку, как показывает опыт, гибель и изреживание посевов обычно происходит даже не в конце зимы, а в начале весны.
Ранней весной (время возобновления весенней вегетации до 20 марта на юге Воронежской области, до 25 марта в центральной части, до 28 марта на севере) преобладают длинноволновые красные лучи низких энергий, благоприятные для процессов роста, накопления биомассы. Поздней весной преобладают коротковолновые синие лучи высоких энергий, менее благоприятные для продукционного процесса. В этой связи следует корректировать нормы высева ранних зерновых культур и работы на посевах озимых. То есть при позднем возобновлении вегетации растений озимой пшеницы меньше шансов раскуститься весной, поэтому азотные подкормки должны быть направлены больше на массу зерна с колоса (с учетом фактической густоты стеблестоя).
В целом состояние посевов озимой пшеницы в ЦЧР хорошее (рис.5, 6). Ожидания от перезимовки позитивные, но будут зависеть от погодных условий в конце зимы и начале весны.
Один индейский вождь сказал: «Эту землю мы не наследовали от своих предков. Мы ее взяли взаймы у наших потомков». Белые американцы все же отобрали у индейцев их землю. А что подумают о нас наши потомки, наследующие «объекты хозяйствования» завтра? Какая земля достанется им?