Авторская статья руководителя ПИШ ВГАУ «Агроген» Сергея Гончарова
Сегодня только ленивый не говорит о рисках, связанных с импортозависимостью. Степень национальных разработок в современных методах селекции не превышает 30%. Пугающие цифры использования зарубежных технологий и продуктов в последующих звеньях производственно-сбытовых цепочек создают дополнительные риски. Дефицит семенного материала и переход с зарубежных гибридов на сорта-популяции по ряду культур в 2023-24 гг. может привести к падению урожайности на 10-20%.
Причиной очевидна — утрата преемственности и отсутствие развития кадрового потенциала отрасли. Кадровые проблемы обусловлены низкой привлекательностью сельскохозяйственной науки. В мировом рейтинге университетов системы QS University Rankings по разделу «Сельское хозяйство» за текущий год ни один из аграрных университетов нашей страны не вошел в топ-200.
Низкий престиж аграрных профессий, и, как следствие, невысокое качество абитуриентов, не имеющих достаточной мотивации к развитию в специальности, личностных качеств, необходимых для наилучшей профессиональной реализации — проблема мирового масштаба. Работы в АПК воспринимается молодежью как тяжелый труда с ограниченными перспективами. Для Воронежского ГАУ, как и для любого аграрного вуза, эта проблема выражается в виде:
-
Отсутствия должного конкурса на аграрные специальности, за исключением ветеринарии. Университеты все сильнее конкурируют за «светлые головы», борясь целенаправленно за выпускников из других регионов.
-
Самый низкий балл ЕГЭ по поступлениям среди вузов.
-
Несоответствие выпускаемых кадров потребностям реального сектора и низкая закрепляемость в отрасли – это две взаимосвязанные проблемы, которые ведут к нарастающему кадровому дефициту.
Исследование, проведенное Воронежским ГАУ в 2020 г. показало, что ежегодный объем кадрового дефицита только по 22-м крупнейшим работодателям Центрального Черноземья («ЭкоНива», «Черкизово», «Эфко» и т.д.) составляет около 2,3 тыс. квалифицированных специалистов – это сопоставимо с числом выпускников ВГАУ.
Наиболее острая потребность, если измерять ее по 100-бальной шкале, отмечается по традиционным производственным специальностям. Менее драматична, но становится все более актуальной проблема по новым производственным специальностям.
Дефицит по традиционным специальностям усугубляется. Усложнение технологий и новые формы организации процессов в АПК оказывают сильнейшее влияние на профессии, которые считаются традиционными. Человеческий труд становится все более излишним и заменяемый интеллектуальными машинами, но управление этими системами является все более сложным для людей. Это приводит к тому, что сетка реальных профессий становится все более дисперсной – представленной множеством узких специальностей, к которым предъявляется все больше требований.
Уже в недалеком будущем необходимые компетенции условного зоотехника или агронома должны будут включать все больше технических и фундаментальных биологических знаний и все меньше именно сельскохозяйственных навыков.
Анализ показал, что отрасли нужны не просто агрономы, а агрономы-садоводы, агрономы-селекционеры, генетики, агрономы по защите растений и многие другие профессии. Отрасль не имеет возможности и не должна переучивать и доучивать, ей нужны полностью готовые специалисты, умеющие работать в среде сложных технологических решений и на профессиональном уровне знающие нюансы работы.
Особенно острым дефицит наблюдается по новым специальностям. Изменения в цепочках создания стоимости и их концентрация в наукоемких секторах (генетика и селекция, IT-сектор и геоинформационные технологии, промышленный дизайн и инжиниринг) вызывает спрос на принципиально новые для сельского хозяйства направления подготовки специалистов. Сейчас особенно остро он ощущается по генетикам и специалистам по репродуктивным технологиям. Но организовывать их подготовку приходится лишь по факту осознания дефицита и в фактически ручном режиме.
Анализ мировой практики показывает, что российские университеты недостаточно подготовлены к вхождению в новый технологический уклад. Ответ на вопрос «как» в развитых странах закладывался в фундамент образовательной системы, а сама она формировалась эволюционным путем и в неразрывной связи с научно-исследовательским и промышленным сектором, в соответствии с коммерческими принципами наилучшего удовлетворения потребностей потребителя. Пример Китая, как крупной аграрной державы с изначально схожей планово-экономической моделью, также не подсказал решений, которые могли быть использованы конкретными российскими университетами в частном порядке, поскольку система советского агарного образования в Китае была реформирована еще в начале 90-х годов – полностью расформирована и сформирована заново с приведением к подобию западной образовательной модели.
Есть три ключевых фактора, определяющих соответствие мировых образовательных систем требованиям времени:
-
Глубокая интеграция научной и образовательной функции в единый процесс. В мире именно университеты, а не бизнес становятся центрами инноваций и передового опыта. Современные аграрные» университеты всегда включают сильные научно-исследовательские подразделения, которые зачастую выступают ключевыми центрами компетенций в определенной предметной области. В зависимости от конкретных условий университет может концентрировать усилия на отдельной функции, обычно, на научных исследованиях и ограничивают активности в части образовательных программ.
-
Ранняя профориентация. Академическое обучение в агроклассах, всесторонний практический опыт на пришкольных участках, реальных производственных площадках и членство в общественных организациях – в мире это обычная практика для сельских школ. Агроклассы, а в США еще и дошкольная профориентационная ступень – это базис, дополняемый множеством проектов (Future Scientist, AgDiscovery, SAE и других) и по по-настоящему массовое явление. По состоянию на 2018 году в проект агроклассов в США вовлечено 96 тыс. учителей агроклассов и 8,2 млн учеников.
-
Высокая специализация — акцент на подготовку высоко профилированного и компетентного на своем участке специалиста, способного максимально быстро включиться в производственные задачи и процессы. Постоянное увеличение и усложнение этих задач приводит к сильной дифференциации специальностей.
Воронежский государственный аграрный университет имени Императора Петра I будет развивать научно-технические проекты в области современной генетики и селекции, а также готовить соответствующие кадры в рамках федерального проекта Министерства науки и высшего образования Российской Федерации «Передовые инженерные школы». Результаты отбора в проект стали известны 30 июня.
Для решения задачи увеличения притока талантливой и мотивированной на профессиональное развитие молодежи ВГАУ использует сочетание традиционных инструментов – встреч преподавателей с учениками школ, внеучебных студенческих активностей и современных перспективных подходов, ключевым из которых является профориентация в агроклассах.
«Агрокласс» – это «флагманская» инициатива ВГАУ, получившая «зеленый свет» в 2018 году в рамках партнерства Университета и ряда ведущих агрохолдингов, работающих в Центральном Черноземье: «ЭкоНива АПК-Холдинг», ДонАгро, Павловская Нива и некоторых других. Обучение в агроклассах построено на сочетании методологии демонстрации современных аграрных технологий.
Создание ступени среднего профессионального образования (СПО) – в 2019 году ВГАУ открыл собственное направление среднего профессионального образования (очная форма).
Ответы на новые потребности. Воронежским ГАУ организованна работа по анализу соответствия образовательных программ ожиданиям старшеклассников и их родителей. В 2019 году по результатам проведенного анализа подготовлена к реализации программа среднего профессионального образования «Кинология, сформирован перечень программ СПО: «Ветеринария», «Технология молока и молочных продуктов», «Технология мяса и мясных продуктов».
Воронежским ГАУ также поддерживается набор традиционных мероприятий, нацеленных на широкую целевую группу:
-
«Дни Университета» – презентационные мероприятия, которые проводятся в муниципальных районах Воронежской и Липецкой областей.
-
«Снежный десант» – проведение внеучебных мероприятий, направленных на укрепление добровольчества в молодежной среде. В соответствии с программой мероприятий с учащимися 7-11 классов проводятся мастер-классы, тренинги аграрной направленности, демонстрируются возможности Университета, проводятся игры с учениками младших классов.
-
Ежегодные встречи научно-педагогических работников Университета с учащимися более чем 50 школ и учреждений среднего профессионального образования Воронежской и Липецкой областей.
Центр довузовской подготовки активно занимается организацией и проведением мероприятий, способствующих повышению интереса у выпускников общеобразовательных школ и учреждений среднего профессионального образования к поступлению в ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ.
Сегодня довузовскую подготовку в сфере агротехнологий проходят сотни школьников.