Форум «Алтай Агро»

Реализуем ли потенциал импортозамещения в селекции и семеноводстве?

  Накануне Дня сибирского поля состоялся традиционный форум «Алтай Агро». Одна из сессий прошла по теме «Селекция и семеноводство в Сибири: потенциал импортозамещения». И сегодня предоставляем слово нескольким спикерам, предлагающим способы распространения в стране отечественных сортов сельхозкультур.

Александр МАЛЬКО, руководитель ФГБУ «Россельхозцентр»:

  – Сортосмена и сортообновление – это закон, и он всегда был в биологии и в сельском хозяйстве. Сортосмена – это смена сорта, сортообновление – обновление сорта высшими репродукциями. Конечно, этот процесс происходит и сейчас: он не может не происходить, если мы хотим иметь устойчивое сельское хозяйство. Любой аграрий знает, что семена надо периодически менять, даже самоопыляемых культур, не говоря уже о том, что гибриды используются одно поколение, естественно, этот процесс налажен. Другое дело, как он проходит.

  У нас существует целый ряд проблем, и мы не раз о них говорили, шаг за шагом их решали. Сегодня тех уровней, которые достигают селекционеры, не всегда достигают на практике аграрии, примерно на 50% им не соответствуют.

  Селекция и семеноводство – это очень сложная наука, она интегрирует в себе биологию, фитопатологию, генетику, методику опытного дела, биотехнологию. По большому счету, это ценный механизм повышения эффективности в сельском хозяйстве.

  В большинстве стран селекция и семеноводство сосредоточены в крупных частных компаниях, которые имеют неограниченные источники финансирования, а нашим институтам сложно взять кредит, отчитаться как положено. Те проблемы, которые у нас возникли в начале года в связи с закрытием поставок, поставили перед Минсельхозом России вопрос, сколько мы же все-таки производим семян и где они располагаются.

  Нам надо было все семеноводческие участки разместить на геокарте, и мы эту работу выполнили. На сегодняшний день уже 57609 участков обозначено по основным культурам. Большинство семян, которые выращиваются в РФ, в текущем году стало иметь свою геопривязку. Нам надо понять, сколько мы произведем семян. Зная площади и климатическую зону, мы можем уже сейчас рассчитывать примерный выход семян.

  Семеноводство – это «больное» звено, потому что порой хороший сорт, который отличается высокими характеристиками, качеством продукции, урожайностью, в поле не всегда реализует свой потенциал. И это целый комплекс проблем. Не всегда у нас высокая сортовая чистота, к сожалению, не всегда высокие посевные качества. Даже в самых оптимальных зонах не всегда удается обеспечить пространственную изоляцию важнейших культур.

  Сейчас большая работа проводится по привязке к геокарте всех семеноводческих посевов РФ. Работы предстоит очень много. Конечно, проблемы с семенами мы сами создали еще в 90-ые годы. Надо получать лучшие генотипы, использовать лучшие мировые семена, но это не значит, что мы не должны развивать свою селекцию, свое семеноводство. Не имея хотя бы основополагающих отечественных сортов и гибридов, мы в любой момент можем оказаться в той ситуации, в которой мы сейчас оказались, и эта проблема реальная.

  В нашей стране работают институты и выполняют поставленные перед ними задачи по селекции зерновых, масличных, овощных культур. Задача Россельхозцентра – полностью обеспечить эти учреждения тем комплексом услуг, которые позволяют получать семена высокого качества с заданными характеристиками.

Роман НЕКРАСОВ, директор департамента растениеводства механизации, химизации и защиты растений МСХ РФ:

  – Доля отечественной селекции в общем объеме высеянных семян в настоящее время различается по видам культур. Так, по зерновым и зернобобовым у нас ситуация более-менее неплохая. По озимым культурам у нас уровень самообеспеченности составляет порядка 95%. Не хватает отечественных сортов технических культур и овощей, точнее, наши аграрии отдают предпочтение импортным сортам и гибридам. Для того чтобы это отставание преодолеть, нашим президентом на федеральном уровне поставлена задача довести к 2030 году общий уровень самообеспеченности до 70% по основным сельхозкультурам.

  И, прежде всего, нам никуда без науки. Селекция сегодня – это динамичный элемент экономики АПК. Чтобы привлечь реальный бизнес к селекции и семеноводству, у нас запущена федеральная научно-техническая программа. Можно подвести промежуточные итоги по двум ее компонентам – это селекция семеноводства картофеля и сахарной свеклы. Две культуры, которые формируют нашу продовольственную безопасность.

  По картофелю создано 29 новых сортов, идет процесс размножения, один сорт мы сделали чисто чипсовый, называется он Евпатий. К нему есть интерес бизнеса. Идет активное размножение интенсивных сортов, есть под них заказы. Мы надеемся, что в долгосрочной перспективе будет хороший результат по картофелю.

  По сахарной свекле у нас зарегистрировано 25 гибридов, мы организовали промышленное производство семян. Сами по себе компоненты успеха работают, если они связаны в одну технологическую систему.

  Мы продолжим в дальнейшем программу по реализации селекции картофеля и сахарной свеклы. С 2022 года запускается механизм отбора по селекции масличных культур. Также начинает действовать программа развития виноградарства, включающая в себя питомниководство. Нам важно, чтобы и в этой сфере у нас шло отечественное производство. С 2023 года мы запускаем программу селекции и семеноводства технических культур и программу развития садоводства и питомниководства. Также в перспективе у нас развитие селекции и семеноводства переработки зерновых культур.

  Мы понимаем, что сегодня необходимо весь зерновой бизнес делить на три группы. Первая группа – это продовольственное зерно, которое востребовано на внутреннем рынке. Так исторически сложилось, что россияне привыкли есть один из самых качественных в мире хлеб. Необходимо высокое содержание клейковины и ее высокое качество. Весь остальной мир предъявляет к зерну немного другие требования, зарубежных производителей интересует в основном содержание белка порядка 10%. И мы селекционерам говорим, дайте нам сорта, которые будут высокоурожайные, пластичные экологически и которые будут иметь клейковину 10% и будут нам обеспечивать максимум урожайности при минимуме себестоимости. Если такие сорта появятся, то мы закрываем вопрос с экспортом. И третий блок нашего рынка – фуражное зерно, это максимальные питательность и урожайность, минимальное повреждение вредителями и болезнями. Такие параметры мы сегодня закладываем в научно-техническую программу.

  Отдельное внимание уделяем семеноводству кукурузы. Климат меняется, ареал возделывания кукурузы расширяется – и прежде всего зерновой. На орошаемом земледелии используют практику повторных посевов, после озимого ячменя высевают кукурузу, но для этого нужна высокая культура земледелия.

  Для развития селекции и семеноводства необходимы соответствующие сельскохозяйственная техника и оборудование. Этот год показал, что все договоренности, долгосрочные контракты, оплаченные вперед платежи могут одномоментно обнулиться. Есть политическое решение, которому последовали не только иностранные производили семян, но и техники. У нас есть отечественный промышленный потенциал, и его надо использовать. Прежде чем делать шаг вперед, надо осознать, в чем мы уступаем.

  Те меры господдержки, которые мы сегодня декларируем, они так и останутся декларацией, если не будет конкретного финансового наполнения. Выделен 1 млрд рублей кредитов на создание семеноводческих центров. Можно привлечь кредитные ресурсы под ставку не менее 5% годовых на реализацию подобных инвестпроектов.

  Капексы на строительство капитальных объектов. Дополнительно Правительство РФ выделило 8,3 млрд рублей на эти цели, 325 млн на селекцию семеноводства, 325 млн субсидий позволяют нам просубсидировать проекты стоимостью 1,6 млрд рублей. Мы понимаем, что эти меры работали у нас до текущего дня, но сегодня градус ответственности и уровень требований постоянно растет. По инвестпроектам по селекции семеноводства, которые будут начаты в текущем году и закончены в 2023 году, уровень возмещения будет увеличен с 20 до 50%. Инвестор сможет возместить себе половину понесенных затрат при строительстве селекционно-семеноводческого центра. Мы понимаем, что есть инфляция и она выражается не только в удорожании продуктов питания, но еще и в росте цен на оборудование, в том числе селекционно-семеноводческих центров, поэтому мы увеличиваем предельную стоимость единицу мощности по ССЦ. До 1 тыс. тонн была ставка 20 тыс. рублей на тонну, будет 28 тыс. рублей.  Это с целью стимулировать прежде всего малые формы хозяйств. По крупным ССЦ мы ставку увеличиваем с 10 до 14 тыс. рублей/тонна, то есть на 40%, для того чтобы как можно большее возмещение мог получить сельхозтоваропроизводитель.

  Завершающая мера: если до текущего года у нас была верхняя планка отсечения по таким проектам, то теперь ее убрали вообще. Например, инвестор строил ССЦ мощностью 60 тыс. тонн, а наше законодательство брало при расчете возмещения только мощность 20 тыс. тонн. Теперь наши крупные холдинги реализуют инвестпроекты мощностью 80 тыс. тонн семян, как в Курской области. Свыше 100 тыс. тонн семян запланировано строительство в Ставропольском крае. Мы будем поддерживать такие проекты тоже, так как это путь к нашей продовольственной безопасности и продовольственной независимости.

Максим ЧЕКУСОВ, директор ФГБНУ «Омский АНЦ»:

  – Сегодня Омский аграрный научный центр, член Национального союза селекционеров и семеноводов, работает на площади 61 тыс. га. В результате прошедших изменений структуры, модернизации, внедрения современных технологий расширен спектр научно-исследовательских работ. За период 100-летней селекционной работы омскими учеными зарегистрировано 244 патента, в настоящее время 44 патента – в РФ и 22 – в Казахстане.

  Сегодня, в годы засухи, многие аграрии возвращаются к нашим старым сортам и просят заниматься селекцией Омской 18, 24, 28. Наша пшеница – одна из самых сильных в стране, на ней, например, работает комбинат хлебопродуктов им. С. Кирова в Санкт-Петербурге. По последнему анализу наших хлебопеков, Омская 38 идеально подходит для хлебопечения без улучшителей. Сегодня мы на нее делаем ставку, как и на Омскую 42.

  Провидится селекционная работа по мягкой и твердой, озимой пшенице, ячменю, гороху, сое, картофелю, многолетним травам.

  Наш центр также занимается развитием семеноводства. Продвигаем семена новых сортов от оригинатора до производителя посредством базовых элитно-семеноводческих хозяйств Омской области и России. Увеличиваем доли посевов адаптивными сортами омской селекции – это наш вклад в программы импортозамещения и продовольственной безопасности РФ. Собираем лицензионные платежи за использование селекционных достижений.

  Сегодня мы становимся серьезными игроками на аграрном рынке. У нас в планах производить 20 тысяч тонн семян, продолжать поставлять их на территории России и Казахстана.

Алексей ГАРКУША, руководитель ФГБНУ «Федеральный Алтайский научный центр агробиотехнологий»:

  – Сегодня мы затронули довольно злободневные темы – развитие селекции, состояние этой отрасли, взаимодействие науки с сельхозтоваропроизводителями, в каком направлении двигаться дальше.

  На сегодняшний Алтайский научный центр ведет работу по селекции таких культур, как мягкая пшеница яровая, пшеница твердая яровая, ячмень, овес, горох, сорговые культуры и подсолнечник. Кроме того, за счет собственных средств проводятся исследования по озимой пшенице, сое, рапсу, гречихе.

  Приоритеты селекционной работы по основным полевым культурам определяются следующими факторами:

  – выраженная почвенно-климатическая зональность территории Алтайского края;

  – изменчивость и непредсказуемость гидротермического режима вегетационного периода каждого конкретного года;

  – существенные различия в уровне агротехники хозяйств, их техническая вооруженность и финансовые возможности;

  – уровень селекционного прогресса по отдельным культурам в РФ и за рубежом;

  – востребованность в производстве сортов особого морфотипа.

  Основная цель и стратегия селекции заключается в создании генетического многообразия агроэкологически специализированных сортов, то есть сортов, адаптированных к конкретным почвенно-климатическим зонам и уровням интенсивности освоенных агрофонов, что позволяет хозяйствам целенаправленно подбирать сорта для эффективного использования в условиях конкретного хозяйства. Исходя из сказанного, по каждой из селектируемых культур селекция осуществляется по следующим направлениям.

  Мягкая яровая пшеница:

  – создание засухоустойчивого среднеспелых и среднепоздних сортов степного экотипа;

  – создание экологически пластичных сортов полуинтенсивного агроэкотипа с различными сроками созревания;

  – селекция высокорослых сортов интенсивного агроэкотипа различных групп спелости;

  – селекция низкорослых сортов интенсивного агроэкотипа с потенциалом продуктивности 6-7 т/га.

  Твердая пшеница:

  – создание среднеранних и среднеспелых сортов интенсивного типа для высоких агрофонов с высоким потенциалом урожайности;

  – создание среднеспелых и среднепоздних сортов полуинтенсивного типа для засушливых зон и обедненных агрофонов.

  Ячмень:

  – селекция высокорослых, засухоустойчивых сортов двурядного ячменя зернофуражного и пивоваренного использования;

  – селекция низкорослых сортов интенсивного типа с высоким потенциалом продуктивности и отзывчивости на благоприятные агроэкологические условия.

  Овес:

  – создание высокоурожайных, устойчивых к пыльной головне сортов зернофуражного использования;

  – селекция сортов зерноукосного использования с хорош развитой надземной биомассой.

  Горох:

  – создание высокоурожайных с повышенным содержанием белка, технологичных сортов с детерминантным типом развития для влагообеспеченных зон;

  – селекция урожайных сортов безлисточкового типа для использования на средних агрофонах в поливидных смесях.

  Подсолнечник:

  – селекция раннеспелых, высокомасличных сортов и гибридов для производства маслосемян;

  – создание крупноплодных, раннеспелых сортов кондитерского назначения.

  Соя:

  – селекция скороспелых, урожайных сортов с высоким содержанием белка в зерне.

  Кормовые культуры (суданская трава, сорго):

  – создание ранне- и среднеспелых сортов с высокой урожайностью зеленой биомассы, сбалансированным содержанием протеина и сахара и стабильным вызреванием семян.

  В государственном реестре селекционных достижений, допущенных к использованию в РФ, поддерживается 85 сортов полевых культур селекции ФГБНУ ФАНЦА, 17 сортов – в реестре Республики Казахстан.

  В период с 2017 по 2021 год Алтайским научным центром создано 26 сортов полевых культур.

  Семеноводство ведется по 38 сортам, 15 культурам. Мы производим 1200-1500 тонн семян высшей репродукции.

  Семена нашей селекции представлены в основном в Алтайском крае, а также у соседей – в Новосибирской, Омской, Курганской, Челябинской и других областях. Неплохо работаем с Казахстаном и налаживаем контакты с Монголией.

  Реестр семеноводческих хозяйств представлен 30 хозяйствами, однако в них возделываются в основном зерновые – пшеница, ячмень, овес.

  Схема семеноводства на сегодня выстроена, есть институт, который производит питомники третьего года и суперэлиту. Питомники третьего года в основном приобретают элитно-семеноводческие хозяйства, которые ее доводят до состояния элиты и после этого семена реализуются в товарные хозяйства. Эта схема хорошо отработана, но особую тревогу вызывает то, что у нас порядка 12-17% по зерновым культурам засевается массовыми репродукциями. Здесь алгоритм не до конца срабатывает.

  Хромает семеноводство в рядовых хозяйствах, где недостаток кадров сказывается. На наш взгляд, следует ограничить посев третьей репродукцией, тогда будут востребованы и семена элиты, и заработает вся схема селекционного и, самое главное, семеноводческого процесса – рядовые хозяйства уже точно будут обеспечены качественным посевным материалом.

  Когда государство, наука и сельхозтоваропроизводители будут действовать в едином направлении, тогда мы активно и спокойно справимся с теми вызовами, которые перед нами поставила новая реальность.

Иван ЛИХЕНКО, руководитель Сибирского НИИ растениеводства и селекции:

  – Особое внимание мы уделяем пшенице, овсу и ячменю – это культуры, которые занимают у нас максимальные площади. Наиболее распространены наши сорта ржи озимой, пшеницы озимой – имеется целая линейка с хорошими качествами. Тритикале озимая тоже пользуется особым спросом. Также много сортов создано мягкой яровой пшеницы – начиная от самых раннеспелых, типа Новосибирская-15. Есть сорта такого плана, которые способны созревать за 60 суток после всходов. Есть и несколько среднеспелых сортов.

  В Новосибирской области наш СибНИИРС занимает порядка 46% по пшенице, по ржи озимой – более 60% и овес – примерно половину. Мы считаем, что в своей области это достаточно видное место.

  В государственный реестр на 2021 год внесен 161 сорт, поддерживаются патентами 99 сортов.

Сергей МОИСЕЕВ, исполнительный директор ООО «СибАгроЦентр»:

  – Наша компания организована в 2000 году как семеноводческая. Являемся лицензиатом Института масличных культуры, где брали семена высшей репродукции, у себя размножали, получали элитные семена. Научились постепенно это делать и пришли к тому, что надо самим заниматься селекцией. В 2011 году мы создали Научно-производственное объединение «Алтай» – с тех пор ведется селекция собственных сортов. Создали сорта и решили идти дальше и сейчас идем по направлению гибридов подсолнечника.

  В рамках программы импортозамещения созданы высокопродуктивные сорта подсолнечника Алтай и Алей, высокоурожайные гибриды подсолнечника Синтез, Союз, Юнион, Атом. Аграриям известен наш силосный сорт подсолнечника Белоснежный.

  В конкурсных испытаниях наши сорта и гибриды превосходят своих конкурентов зарубежной и отечественной селекции. Однако важно отметить, что потенциал гибрида – это одно, а технология возделывания – другое. Поэтому важно, чтобы хозяйства не просто вкладывались в хорошие семена, но в целом грамотно занимались земледелием, работали над плодородием почвы.

Максим Студенов, руководитель КФХ

  – Мы 18 лет занимаемся растениеводством, в том числе девять – семеноводством. Когда открывали крестьянское хозяйство, многое изучали, слушали фермеров с научным образованием и огромным опытом, и поняли, что мы готовы. Начали, но через два года я понял, что ничего не знаю… В процессе работы возникала масса вопросов, потому что зона сложная и работать непросто, поэтому мы заключили договор с научными организациями. Через 13 лет сотрудничества с учеными вопросы исчезли, мы стали спокойно, ровно работать. Когда мы довели «до ума» землю, мы поняли, что очень важны семена. Мы построили семенную линию, начали получать хорошего качества семена. Почувствовали силу и решили заняться семеноводством.

  Мы много проводим опытов, в постоянном поиске лучших сортов, лучшего результата, лучшего питания. Каждое поле – это опыт, нет ни одного поля, на котором в нынешнем году не заложен опыт. Разные удобрения, разные виды питания.

  Для уверенной работы нужны хорошие семена, сильные кадры. Мы на сегодняшний день имеем довольно хорошую репутацию, высокое качество семян, но нынче у нас остались семена. При этом идет хорошая субсидия за покупку. Мне кажется, если отменят субсидию, покупательская способность очень сильно упадет.

  Также считаю, что очень важно, чтобы правильно работало страхование полей. Вот уже на протяжении 3-4 лет плотно изучаю эту тему – хотелось бы, чтобы в России это направление работало. Я пока не увидел для себя в этом работающий инструмент.