Что ждет отечественную селекцию и семеноводство? — мнение эксперта, члена Совета НССиС
Состояние и перспективы развития отечественной селекции и семеноводства в условиях стремительно меняющихся геополитических реалий не зря стало темой №1 в аграрных СМИ. Как будут развиваться эти направления с учетом новых вызовов? На этот и другие вопросы специально для читателей «ГлавАгроном» ответил наш эксперт — руководитель крупнейшей в России селекционно-семеноводческой компании «АГРОПЛАЗМА», член Совета Национального союза селекционеров и семеноводов Николай Бенко.
Возглавляемое Николаем Ивановичем предприятие — лидер среди отечественных производителей семян гибридного подсолнечника, сорго и кукурузы по объемам производства и реализации семенного материала, по селекции новых сортов и гибридов. За 20 лет зарегистрировано больше 40 гибридов подсолнечника, 12 гибридов кукурузы, 12 гибридов и сортов сорго. Более 700 000 га в 40 регионах РФ засеяно гибридами подсолнечника компании.
Развитие отечественного семеноводства на ближайшие 5 лет
ГлавАгроном. Николай Иванович, в новых геополитических реалиях времена доминирования на внутреннем рынке семян гибридов иностранной селекции подходят к концу. Куда движется российский рынок семян кукурузы, подсолнечника, сорго и нута? Ваши прогнозы.
Николай Бенко. Я предполагаю снижение зависимости отрасли от зарубежных семян и развитие отечественного семеноводства в течение 5 лет. Однако не стоит забывать о риске снижения качества производимых семян, ввиду отсутствия конкуренции со стороны импортных производителей. Сегодня немногие отечественные производители обладают одновременно конкурентными сортами, гибридами культур и современными технологиями для полного цикла ведения селекции и семеноводства.
Раньше российская селекция развивалась исключительно за счет господдержки. А надо, чтобы у всей этой работы была рыночная основа. Только долгосрочный спрос со стороны российских аграриев на отечественные семена может быть гарантией устойчивости результатов. Так, отечественные семена не только не будут уступать в качестве импортным, но и смогут превзойти их по ряду характеристик. Они показывают высокую урожайность, лучшее качество и максимальную эффективность в природно-климатических условиях ряда регионов России.
Запрет на экспорт семян губителен для экономики
ГлавАгроном. Ваша компания занимается внешнеэкономической деятельностью, экспортирует семена гибридов подсолнечника, кукурузы и сорго. Гибриды зарегистрированы в Пакистане, Казахстане, Беларуси, Иране, Турции. Насколько оправдан, на Ваш взгляд, временный запрет на экспорт семян подсолнечника и рапса с начала текущего года?
Николай Бенко. Запрет на экспорт семян российских производителей вредит в первую очередь экономике страны и может повлечь за собой глубинные изменения внешнеэкономической деятельности России. За последние 10 лет мы развили стабильные бизнес-отношения с нашими зарубежными партнерами, вложили существенные финансовые средства, чтобы укрепить свои позиции в странах экспорта и сформировать прочную репутацию отечественной селекции. Из-за запрета на экспорт семян мы не можем выполнить свои обязательства перед партнерами, это подрывает не только нашу репутацию, но имидж российского производителя российского бизнеса в целом.
ГлавАгроном. Как предприятие работает в условиях санкционного давления против России? Если есть сложности, какие принимаете меры для выхода из сложившейся ситуации?
Николай Бенко. Под санкционный удар ООО «Агроплазма» попала косвенно. Производители семян напрямую зависят от сельхозпроизводителей, с которыми заключают партнерские договоры на выращивание семян, — на аренду их земель, на использование их производственных мощностей. А в этом сельскохозяйственном сезоне наши партнеры повысили цены на свои услуги прямо пропорционально удорожанию сельскохозяйственных товаров. Также в несколько раз выросли цены на материалы, которые мы используем в доработке семян, импортные фунгициды и инсектициды. Эти факторы увеличили себестоимость производства нашей продукции, и мы были вынуждены поднять цены на посевной материал. В остальном санкции нас не коснулись.
Отечественные производители обеспечат хозяйства семенами
ГлавАгроном. Как Вы оцениваете шансы Вашего и других семеноводческих предприятий РФ обеспечить российские хозяйства семенами отечественного производства?
Николай Бенко. Оцениваю оптимистично, это возможно сделать практически в полном объеме в течении 3-5 лет. Единственное, что нужно понимать, на это потребуются целенаправленные меры. Нужно выстроить непрерывную цепочку: от запроса бизнеса до результата у селекционеров и дальнейшего тиражирования именно тех результатов, которые востребованы бизнесом.
У нас были и есть сильные селекционные школы, но по определенным культурам они утрачены. Сейчас идет восстановление таких школ, и если бизнес активно подключится к этому процессу, а государство окажет необходимую поддержку, — отечественные производители смогут обеспечивать российские хозяйства семенами не менее чем на 75%, как это прописано в Доктрине продовольственной безопасности РФ.
ГлавАгроном. Какая работа будет проводиться для удовлетворения предсказуемо повышенного спроса на отечественные семена?
Николай Бенко. Основная проблема, с которой сталкивается отрасль сейчас, связана не с селекцией новых сортов и гибридов, а с тем, что семеноводческим хозяйствам не хватает современных отечественных технологий для полного цикла ведения селекции и семеноводства. Сейчас государством предприняты определенные шаги к импортозамещению. В стране реализуется федеральная научно-техническая программа, направленная на развитие селекции и семеноводства различных культур. В рамках программы планируется обновление материально-технической базы, а для ускорения процесса — размножение семян в теплицах.
Также правительство РФ одобрило выделение субсидий на поддержку рекламы российских брендов. Сейчас у российских аграриев закрепилось мнение, что «иностранное — это лучше», в результате даже произведенные в РФ сельхозтовары продаются под брендами на иностранных языках.
Минсельхозом также рассматривает возможность выделения льготных кредитов на посевную с привязкой к площадям, засеянным местными семенами, и выделение субсидии на возмещении части затрат на приобретение отечественных семян сельскохозяйственных культур.
Преодолеть зависимость от иностранных сортов и гибридов
ГлавАгроном. По данным Россельхозцентра в 2021 г. семена гибридов кукурузы отечественной селекции на полях заняли 42,9%, а иностранной — 55,1%, хотя стоят они как минимум в 4-5 раз дороже. Почему сложилась такая ситуация?
Николай Бенко. Проблема импортозамещения в семенной отрасли существует давно. Развал СССР привёл к запущению отечественного семеноводства. В образовавшийся вакуум хлынули иностранные производители, которые активно стали занимать освободившиеся места. При этом зарубежные бренды грамотно выстроили свой маркетинг, предлагая не только семена, но и технологии их возделывания, агрохимию и даже подходящие цифровые системы управления — все пакетом. Такой подход позволил в краткие сроки захватить большую долю рынка.
Чтобы успешно конкурировать с зарубежными производителями, нам нужны частные семенные компании, которые будут развивать нашу селекцию и семеноводство. Государственные институты в силу разных причин не справляются с задачей обеспечения рынка современными конкурентоспособными сортами и семенами различных сельхозкультур в достаточном объеме.
Помочь развитию сильных компаний из частного сектора — самый очевидный путь, чтобы преодолеть зависимость от иностранных сортов и гибридов. Частные селекционно-семеноводческие предприятия способны обеспечить эти потребности рынка на несколько лет вперед. Однако им не хватает господдердки на данном этапе, например, в виде компенсации части затрат на выращивание семенного материала, а также возможности проведения бесплатных сортоиспытаний.
ГлавАгроном. Не являются ли низкие цены на отечественные семена одной из главных причин, препятствующих материально-техническому обновлению подотрасли, повышению качества семян и потери экономической заинтересованности семеноводческих предприятий?
Николай Бенко. Отчасти да. Но более серьезное влияние оказала переполненность рынка иностранными семенам, устоявшееся и активно лоббируемое мнение о преимуществе иностранной селекции, «пакетные продажи» средств защиты растений и семян западными компаниями, привязывающие аграриев к конкретным поставщикам, ориентация крупных агрохолдингов на использование зарубежных брендов семян.
Контрафакт семян — реальная угроза российской селекции
ГлавАгроном. Скажите, насколько создает проблемы присутствие на рынке фальсифицированных дешевых семян, произведенных из товарного зерна? Как в целом Вы оцениваете объемы рынка фальсификатов семян в России?
Николай Бенко. Контрафакт — реальная угроза имиджу российской селекции на отечественном и зарубежном рынках семян. По нашим оценкам доля контрафакта в отдельных регионах РФ достигает 30%. Наиболее страдает рынок семян кукурузы.
Сельхозпредприятия, высевая контрафактные семена и недополучая урожай (иногда это может привести даже к банкротству), часто не вникают в проблему и делают ошибочный вывод о низком качестве российских гибридов и прекращают их покупать.
Это не только дискредитирует отечественную селекцию, бросая тень на производителей качественных семян, но и снижает доходность легального семеноводства, увеличивает сроки окупаемости инвестиций и резко снижает инвестиционную привлекательность отрасли.
Около 50% семян дорабатывается на старом оборудовании
ГлавАгроном. Как, по-Вашему, отсутствие качественной сельхозтехники, сельскохозяйственных орудий для выращивания и подработки семенного материала влияет на развитие отрасли? По некоторым оценкам, при уборке и сушке зерна кукурузы на товарные и семенные цели потери урожая могут достигать 40%...
Николай Бенко. Действительно около 50% семян дорабатывается на старом не эффективном оборудовании и от этого их качество страдает. Можно потерять от 10 до 40% урожая. Это огромные цифры, учитывая, что норма потерь – 1-1,5%. Влияет ли это на развитие отрасли? Скажем так, низкое качество получаемого сырья вредит имиджу российского производителя.
А производство гибридных семян — еще более сложный технологический процесс, который требует развитой технологической и производственной базы, а также высокой культуры земледелия. Поэтому чтобы соответствовать мировым стандартам качества семян, компания «АГРОПЛАЗМА» открыла собственный инновационный завод в Краснодарском крае с полным циклом производства семян и лабораторией оценки посевного материала.
Производственная мощность завода – 5000 тонн (500 000 п.е.) в год. Завод оснащен современным европейским оборудованием и технологиями подработки семян всех фаз производства: очистки, калибровки, протравки и упаковки. Это позволяет нам создавать семена, соответствующие требованиям российского рынка по качеству и урожайности.
ГлавАгроном. Прослеживается проблема недостаточной материальной базы профильных селекционных научных учреждений. Не хватает современных фитотронных комплексов для ускорения селекционного цикла, специализированных холодильников, лабораторных приборов и другого оборудования. Думаю, Вы знакомы с этими вопросами, поскольку профессиональную деятельность начинали с КНИИСХ им. П.П. Лукьяненко. Какой видите выход из сложившейся ситуации?
Николай Бенко. Нужно скорейшее принятие ФНТП (федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства). В рамках господдержки программы необходимо оснастить НИИ современным оборудованием, в том числе для маркерной селекции, аналитическими приборами, селекционной техникой, тепличными комплексами для фитопатологической оценки и размножения селекционного материала, а также фитотронами для оценки зимостойкости селекционных образцов. Всё это нужно для создания новых прорывных технологий селекционного процесса и значительного повышения уровня селекции и семеноводства.
Технологии «Сколтеха» для ускорения селекционного процесса
ГлавАгроном. Ваша компания акцентирует внимание на производстве гибридов кукурузы на зерно, так как в этом сегменте работают иностранные компании, с которыми Вы стараетесь конкурировать. Насколько неоспоримы конкурентные преимущества российских гибридов в этом направлении, на Ваш взгляд?
Николай Бенко. Наша компания является резидентом фонда «Сколково» и ежегодно участвует в современных научных программах и проектах, привлекая для ускорения селекционного процесса специалистов Сколковского института науки и технологий «Сколтех». Гибриды кукурузы «АГРОПЛАЗМА» создаются с использованием комплексного подхода, включающего применение молекулярногенетических методов и сохранения качества селекционного материала за счет семеноводства гибридов на фертильной основе. Это ускоряет селекционный процесс в два раза и позволяет создавать новые конкурентоспособные гибриды с лучшим соотношением цена/качество за 3-4 года вместо 6-8 лет.
Сам селекционный процесс проходит в России, благодаря чему созданные гибриды более адаптированы к условиям различных климатических и почвенных зон РФ, и обладают устойчивостью к основным местным болезням и вредителям.
ГлавАгроном. В настоящее время ведущие отечественные селекционные компании, в том числе и Ваша, работают над созданием высокоамилозных гибридов кукурузы. Они востребованы предприятиями по глубокой переработке зерна. Расскажите, пожалуйста, об этой работе.
Николай Бенко. Думаю, вы хотели спросить восковидной кукурузе, у которой до 95% крахмала является 100% амилопектином. В настоящее время в госреестре нет отечественных гибридов восковидной кукурузы, которые могли бы обеспечить крахмальные заводы России высококачественным сырьем для производства амилопектина. Вместе с тем мы уверены, что амилопектиновый крахмал можно и нужно производить в России. Поэтому наша компания ведет работу по созданию таких гибридов.
Сорго: есть перспективы для этой культуры в РФ
ГлавАгроном. Намеченная Вами задача по популяризации сорго в нашей стране за счет создания высокоурожайных гибридов и сортов, развития сбытовой сети и обучения технологии её возделывания уже выполнена или результат еще впереди?
Николай Бенко. Результаты еще впереди, но успехи есть. Сейчас популяризацию сорго в России сдерживают малая информированность сельхозпроизводителей о потенциале культуры и отсутствие выхода на рынки сбыта. Увеличение поголовья крупного рогатого скота в России обеспечило рынок для кормового сорго. Для зернового сорго внутрироссийские цены остаются не слишком привлекательными.
Я вижу большие перспективы для этой культуры в РФ. Развитие животноводства будет увеличивать спрос на кормовое и сахарное сорго, а зерновое сорго в течение ближайших лет будет охотно закупаться в Турции и Китае.
ГлавАгроном. По-прежнему острая проблема для аграриев — изменяющиеся климатические условия: резкие перепады и рост температуры, частые засухи и другие погодные аномалий. Каким культурам в этой связи должно уделяться особое внимание в селекционно-семеноводческой работе?
Николай Бенко. Сорго и нут. Развитие этих нишевых культур обеспечит аграриям подушку безопасности, гарантирует им дополнительную прибыль, даст возможность решать многие агрономические проблемы — например, застраховаться от засухи или «восстановить» почву.
Основа кадрового голода — отсутствие мотивации
ГлавАгроном. В прошлом выступлении Вы поднимали вопрос кадрового голода в селекционно-семеноводческом направлении. Наметились ли сдвиги в положительную сторону в этом вопросе?
Николай Бенко. Честно говоря, пока кардинальных изменений не вижу. Одна из причин кадрового голода — отсутствие мотивации у молодых людей идти в аграрный сектор, поскольку здесь тяжелый труд, а карьерный и финансовый рост специалиста, в сравнении с другими профессиональными областями, небыстрый.
Вторая причина — несоответствие выпускающихся специалистов сегодняшним требованиям рынка. В основе работы современного селекционера находятся инновационные технологии: генетика и селекция, биометоды и нанотехнологии, робототехника и цифровизация. Российские аграрные университеты на фоне новой технологической реальности оказались не подготовленными.
Поэтому мы инвестируем в дополнительное образование своих специалистов, учим их на практике применять современные технологии и подходы, передаем собственные знания и опыт будущим селекционерам и семеноводам.
Геномная селекция — это благо или зло?
ГлавАгроном. Также хотелось бы затронуть вопрос создания генетически модифицированных растений. Какое Ваше отношение к этой проблеме? ГМО семена — это благо для человечества или зло? Куда должна двигаться Россия и ее научный потенциал?
Николай Бенко. Геномная селекция может дать самый большой скачок в классической селекции. Она послужит ощутимым импульсом для развития растениеводства, поможет вывести качественные и количественные показатели на высокий уровень.
Сейчас учёные-селекционеры, и мы в том числе, вооружены только классическими методами ведения селекции, а это долгий и трудоёмкий процесс. Например, для того чтобы вывести гибрид подсолнечнечника с необходимыми характеристиками на рынок, необходимо потратить на его создание, тестирование и регистрацию от 5 до 15 лет. Поэтому сегодня на рынок выходят гибриды, вышедшие из разработки с десяток лет назад.
К ГМО в РФ сейчас относятся настороженно, но есть CRISPR-методы (редактирование геномов высших организмов, базирующееся на иммунной системе бактерий), щадящие формы ГМО, которые локально разрешили в ряде стран.
Такие технологии позволяют создавать в короткие сроки сельскохозяйственные культуры с устойчивостью к болезням, вредителям, а также иметь высокую продуктивность. В результате улучшения совокупности характеристик повышается качество и снижается стоимость производимой продукции. На сегодняшний день эта технология также приравнена к модифицированию генотипа, поэтому в РФ производители не могут ее использовать.
ГлавАгроном. Расскажите о современных тенденциях селекционной работы. Какие направления являются трендовыми?
Николай Бенко. Ввиду глобальных изменений климата в тренде создание гибридов сельскохозяйственных культур с повышенной средовой адаптивностью к региональным климатическим условиям. Особенно с устойчивостью к экстремальным погодным условиям, таким как засуха, низкая относительная влажность воздуха, высокие или низкие температуры и т. п.
Если говорить об отдельных культурах, то:
- для подсолнечника сохраняется тенденция создания гибридов для различных гербицидных технологий с генетической устойчивостью к агрессивным расам заразихи и местным болезням;
- для кукурузы — гибридов, сочетающих в себе высокую продуктивность, засухоустойчивость и низкую уборочную влажность;
- для сорго — создание белозерных гибридов и элитных сортов с низким содержанием танинов.
ГлавАгроном. Спасибо за беседу, Николай Иванович! Желаем успехов в таком нужном для страны направлении, как селекция и семеноводство. Новых Вам начинаний и конструктивных подходов к реализации Ваших идей.