Что изменится с принятием новых правил семеноводства
С 1 сентября вступают в силу изменения, затрагивающие работу иностранных производителей семян. Зарубежные компании, которые хотят продавать семена сортов и гибридов сельхозрастений в РФ, должны будут локализовать их производство. А с октября ожидается квотирование импорта культур. Эксперты и участники рынка рассказали поле.рф, как новые правила игры скажутся на российских фермерах и стоит ли готовиться к дефициту семенного материала.
Зачем нужна локализация?
Одна из приоритетных задач в области развития АПК — импортозамещение в части семян. Так, согласно планам правительства, к 2030 году в зависимости от культуры от 50% до 95% семян, необходимых аграриям, должны производиться в России. Для решения этой задачи с 1 сентября 2023 года вступают в силу новые Правила локализации. Соответствующее постановление подписал 16 мая председатель правительства Михаил Мишустин. Под локализацией производства в нем подразумевается получение сорта или гибрида сельхозкультуры, а также выращивание семян — включая их подготовку к посеву, посев, обработку, уборку.
«Мы видим, как по различным отраслям экономики многие зарубежные поставщики отказались от своих обязательств и просто бросили своих партнеров из России», — отмечает заместитель председателя комитета Госдумы по аграрным вопросам Юлия Оглоблина. Поэтому сегодняшняя позиция государства — максимально развивать полный цикл производства внутри страны — вполне оправданна, уверена она. Это касается и аграрного сектора.
«У нас ежегодно растут объемы производства сельскохозяйственной продукции, но в то же время у России большая зависимость от поставки зарубежных семян, — говорит Оглоблина. — Сейчас доля отечественных семян составляет около 60%. Это средний показатель, есть критичные позиции, например по обеспечению семенами сахарной свеклы. Здесь импортозависимость составляет 97%, наименее зависимы от импорта зерновые культуры — всего около 10%».
В связи с этим необходимо поддерживать отечественное семеноводство, а если зарубежный поставщик семян хочет остаться на нашем рынке, то его задача — локализовать производство своей продукции в России, считает Оглоблина. Она обращает внимание, что чиновники стараются доработать закон «О семеноводстве» в сотрудничестве с заинтересованными сторонами. «К нему было принято 49 поправок», — подчеркивает эксперт.
Заместитель директора по научной работе Всероссийского научно-исследовательского института масличных культур (ВНИИМК) им. В.С. Пустовойта Марина Трунова отмечает, что постановление о правилах локализации производства семян в России не носит дискриминационный характер, так как предполагает сотрудничество иностранных компаний с отечественными научными институтами и не запрещает зарубежным коллегам развивать бизнес на территории России.
«Правила локализации в первую очередь защищают интересы нашей страны, потому что минимизируют риски для представителей АПК остаться без семян в случае ухода иностранных компаний с отечественного рынка, способствуют формированию на рынке стабильных условий для производства продукции», — говорит она.
По мнению эксперта, переориентация рынка на собственное производство даст импульс к развитию российских сельскохозяйственных компаний, позволит увеличить спрос на селекционеров, семеноводов, агрономов. Финансовые ресурсы, оставшиеся внутри страны, будут направлены на совершенствование материально-технической базы АПК, внедрение наукоемких технологий в селекционный процесс.
Кто сможет локализоваться?
«Некоторые зарубежные поставщики семян уже близки к выполнению требований, поскольку они уже ранее занимались подготовкой — начали создавать совместные предприятия. А вот для иностранных компаний, которые изначально отрицали предложения по углублению локализации и даже не пытались соответствовать требованиям, процесс реализации новых правил будет сложен и не быстр», — прогнозирует эксперт Лобач.
Риски есть, так как не все иностранные производства смогут локализоваться, а те компании, которые останутся на территории России, разделят освободившуюся нишу с российскими игроками, говорит Лобач.
«Безусловно, любой коммерческой компании удобно работать, когда нет правил и требований соответствия, но альянс всегда исходил из того, что они необходимы как для иностранных, так и отечественных производителей семян. Последним — как минимум для того, чтобы нивелировать присутствие контрафакта, который приводит к снижению эффективности работы отрасли и ее инвестиционной привлекательности», — подчеркивает эксперт.
По наблюдениям Оглоблиной, у российских производителей семян есть некоторые опасения относительно правил локализации — пока нет четкого понимания, как выполнять новые требования.
«Наши семеноводческие компании задают вопросы, но пока не на все из них получены разъясняющие ответы, — делится она. — Поэтому здесь требуется тесное взаимодействие, чтобы снять возникшее напряжение».
Импорт по квоте
С октября в России ожидается еще одно нововведение: квотирование ввоза иностранных семян. В конце июня правительство определило перечень семян, на которые будут распространяться ограничения. В него вошли картофель, пшеница, рожь, ячмень, кукуруза, соя, рапс, подсолнечник, сахарная свекла.
Введение квот, обращает внимание Юлия Оглоблина, будет постепенным, Минсельхоз мониторит ситуацию с обеспеченностью семян и оперативно реагирует на возможные проблемные места.
«Само введение квот должно избавить нас от зависимости зарубежных поставок, которые, как мы убедились, могут прекратиться в любой момент, и ускорить процесс локализации производства семян зарубежных компаний на территории России», — подчеркивает эксперт.
В августе Минсельхоз РФ дополнительно выступил с предложением ограничить импорт семян сахарной свеклы — одной из самых зависимых от импорта культур. Ведомство считает справедливым введение так называемого «исторического принципа», согласно которому право на ввоз семян получат те компании, которые уже занимались поставками в Россию. Эксперты рынка считают, что это может негативно сказаться на свеклосахарной отрасли, так как пока российские гибриды уступают по продуктивности иностранной генетике.
Гендиректор «Щелково Агрохим» Салис Каракотов ранее отмечал, что России необходимо квотирование ввоза импортных семян пяти основных культур: сахарной свеклы, подсолнечника, сои, кукурузы, рапса. Этот механизм, по его мнению, окажет мягкое воздействие на рынок и поспособствует ожидаемому из года в год наращиванию внутреннего производства и активному освоению отечественных гибридов.
Компания—производитель средств защиты растений в последние годы активно развивает семеноводческий бизнес: так, в 2017 году «Щелково Агрохим» и аграрный гигант «Русагро» создали совместный селекционно-генетический центр «СоюзСемСвекла», который призван возродить селекцию этой культуры в России и избавить наших свекловодов от острой импортозависимости. Кроме того, «Щелково Агрохим» является членом Национального союза селекционеров и семеноводов, инвестирует в селекцию подсолнечника, озимой пшеницы, сои, компания намерена заняться также и кукурузой.
Дефицита семян не ожидается?
В то же время Каракотов не отрицает, что в России наблюдается существенная зависимость от импорта, особенно по таким культурам, как сахарная свекла, подсолнечник, соя, кукуруза, рапс. Есть проблемы и с самой «народной» культурой — картофелем. Так, по оценке Картофельного союза, товарному сектору требуется от 750 до 850 тыс. тонн семян картофеля ежегодно. Из них на отечественную селекцию, по статистике прошлых двух-трех лет, приходится не более 50 тыс. тонн.
Несмотря на то что по семенам сахарной свеклы Россия прилично зависит от иностранных компаний, меры, которые принимались Минсельхозом и рядом отечественных компаний, привели к снижению рисков прекращения поставок, отмечает Лобач. К концу текущего года в стране будет произведено семян сахарной свеклы отечественной селекции более 50% от потребности, уверен он. Это говорит о том, что ситуация по семенам сахарной свеклы уже не столь критична как раньше.
«Что касается картофеля, то у нас всегда были и есть свои сорта, а на сегодняшний день ведется активная работа по размножению сортов, выведенных в рамках Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017–30 годы (ФНТП), — подчеркивает Лобач. — В соответствии с программой товарный сектор подотрасли будет обеспечен семенами картофеля отечественной селекции минимум на 50%».
Сегодня Россия может выращивать у себя семена всех масличных культур, считает Марина Трунова.
«Площадь заложенных участков размножения родительских линий подсолнечника позволяет утверждать, что уже в 2024 году все участки гибридизации могут быть засеяны семенами российской селекции, — добавляет она. — Нам не нужны десятилетия, чтобы с нуля создавать сорта и гибриды».
По информации эксперта, уже сейчас в реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, включено 276 сортов и гибридов масличных культур селекции только ВНИИМК. Они не уступают иностранным по продуктивности, урожайности, устойчивости к болезням.
«Страх остаться без семян будет преследовать рынок до тех пор, пока беспокойство о дискриминации иностранных компаний будет превышать тревогу о собственной продовольственной безопасности», — заключает Трунова.
Председатель совета Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) Светлана Максимова тоже считает, что новые правила локализации семян не приведут к их дефициту, по крайней мере по большинству культур.
«С семенами подсолнечника, насколько я знаю, проблем сейчас в России нет — активно развивается их производство. Что касается кукурузы, то, по информации от сельхозпроизводителей, им предлагают семена данной культуры поставщики из Краснодарского края и других регионов. Конечно, может быть, полностью российские производители семян и не смогут обеспечить внутреннюю потребность в них, но, думаю, серьезных трудностей в этой части быть не должно», — прогнозирует она.
Эксперт добавляет, что ситуация с семенами картофеля в России тоже становится лучше.
«По информации картофелеводов, сейчас в нашей стране открываются новые селекционные центры, — делится Максимова. — Кроме того, Минсельхоз поддерживает это направление, есть субсидии, которые стимулируют появление инвестиционных проектов по производству мини-клубней картофеля».
Поэтому, прогнозирует глава совета АККОР, в следующем году проблем с семенами картофеля не будет, тем более что в хозяйствах есть запас семян, купленных у поставщиков из Германии и Голландии, которые они могут тиражировать. Его хватит еще на 2–3 года. «Сложнее с семенами сахарной свеклы, но этим вопросом занялись серьезно, рассчитываем на позитивные результаты», — добавляет она.
У России сильная зависимость от семян сахарной свеклы, кукурузы, подсолнечника, в меньшей степени картофеля, признает Юлия Оглоблина. «Здесь важно не допустить дефицита семян, чтобы наши аграрии выполнили все свои планы посевных площадей, — подчеркивает она. — Я лично держу связь с руководителями хозяйств и нахожусь в постоянном оперативном контакте с Минсельхозом».
Она напоминает, что специально для ускоренного развития отечественной селекции и семеноводства принята и уже работает Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017–30 годы, в рамках которой приняты подпрограммы по развитию селекции и семеноводства сахарной свеклы, картофеля, масличных и технических культур, а также садоводства и питомниководства.
Недавно Юлия Оглоблина посетила частные и государственные селекционно-семеноводческие компании и увидела положительные сдвиги: обновляется материально-техническая база. «Самое главное — в отрасль приходит молодежь, им интересно, у них горят глаза», — подчеркивает эксперт.
И, хотя в стране активно реализуются новые семеноводческие проекты, чиновники понимают, что невозможно сразу заменить все импортные семена отечественными. Помимо необходимого объема, нужно обеспечить еще и высокое качество.
«Но можно отметить, что развитию селекции и семеноводству в нашей стране уделяется большое внимание, это очень важно, так как почти 30 лет эта отрасль находилась в запущенном и бесперспективном состоянии», — напоминает Оглоблина.
Аграрии не исключают снижения урожайности
С озимым севом у аграриев проблем не будет, уверен фермер из Воронежской области Никита Токмаков. Россия практически полностью закрывает внутреннюю потребность в семенах озимой пшеницы.
«Но стоит понимать, что кроме квоты на импортные семена и введения новых правил локализации есть и так называемые неофициальные ограничения импорта семян. Например, в их поставках периодически находят несоответствие российским фитосанитарным требованиям», — обращает внимание аграрий.
Он добавляет, что его предприятие уже ощущает дефицит импортных семян подсолнечника и кукурузы для ярового сева в следующем году и не исключает, что подобная ситуация сложится и с семенами яровой пшеницы иностранного производства.
«Сейчас идет активная локализация, размножение семян в России. Насколько она сможет уравновесить входящие ограничения, я не знаю. Но мы точно понимаем, что, с одной стороны, наши сорта и гибриды, например, подсолнечника и кукурузы, к сожалению, пока еще не дотягивают до импортных по ряду характеристик, в том числе по урожайности. С другой стороны, если не вводить эти ограничения, то, скорее всего, и не будут дотягивать: бизнес не сможет вкладывать длинные деньги в селекцию, если не будет видеть поддержки от государства», — рассуждает он.
Токмаков добавляет, что не знает, какой результат получит в следующем году из семян кукурузы, произведенных в России.
«Активно ищу варианты по подсолнечнику и кукурузе и не исключаю, что урожайность на моем предприятии в следующем году будет ниже, потому что работа с неизвестными сортами всегда сопряжена с риском. Технология, которая была отработана на определенном гибриде, может быть не такой эффективной для другого», — поясняет он. Но через это придется пройти, добавляет предприниматель.
Первая коллаборация
Юлия Оглоблина добавляет, что сейчас в России активно реализуются новые семеноводческие проекты. Так, в мае в Воронежской области началось строительство селекционно-семеноводческого центра, который должен обеспечить наших аграриев семенами кукурузы и подсолнечника. Он станет первым проектом, реализованным в соответствии с новыми Правилами локализации производства семян в России, сообщало в конце мая правительство Воронежской области. Совместное предприятие строят российская семеноводческая компания «Золотой початок» и международная корпорация Syngenta.
Совместное юридическое лицо будет создано до вступления в силу Правил локализации и займется селекцией гибридов пропашных культур, в частности кукурузы и подсолнечника. В планах — создание единого банка селекционных достижений обеих сторон для их дальнейшего коммерческого использования. Стороны также собираются разработать план совместной селекционной работы и производства семян до 2030 года в соответствии с новыми Правилами локализации, который рассчитывают утвердить перед созданием компании.