Лидеры АПК — о продовольственной безопасности Юга и РФ
Санкции и геополитическая ситуация отнесла сельхозмашиностроение и семеноводство к числу наиболее импортозависимых сфер АПК. Драйверами развития этих направлений может стать господдержка и частное инвестирование.
Одними из ключевых трендов агропромышленного комплекса в 2022 году стали импортозамещение и курс на независимость от иностранных поставщиков. Особенно остро этот вопрос встал в зависимых от импорта сегментах, в числе которых оказались сферы сельскохозяйственной техники и семеноводства. Тем не менее новые реалии стали толчком к развитию отечественных компаний, пришли к выводу эксперты, представители власти и агропромышленных предприятий в ходе пленарного заседания «Сильная Россия: как село обеспечивает продовольственную безопасность страны сегодня и в будущем?» на выставке «ЮГАГРО 2023» в Краснодаре.
В прошлом году российские аграрии столкнулись с нехваткой запчастей для иностранной техники, доля которой в парке некоторых компаний достигала 30–40%, а также — с необходимостью поиска других партнеров и поставщиков. Краснодарский край входит в число ведущих сельскохозяйственных регионов, и несмотря на наличие сложностей сегмент АПК края оказался устойчивым.
«Что касается импортозамещения, конечно, были сложности. Аграрии ощутили это на себе, особенно те, кто использует импортную технику. Если смотреть по структуре тракторов, то у нас почти 37 тыс. тракторов, 20 тыс. из них — отечественные. Конечно, мы лидеры в РФ. Каждый год мы покупаем почти по 3 тыс. тракторов, из них 90% –наша отечественная техника, в том числе из братской Беларуси. Из краевого бюджета мы выделяем более 100 млн руб. на поддержку наших аграриев, которые приобретают технику», — отметил министр сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края Федор Дерека.
Непростым с точки зрения спроса на сельхозтехнику оказался текущий год. В денежном выражении продажи растут, однако рынок так и не восстановился после спада первого квартала. В этих условиях одним из драйверов являются финансовые инструменты.
«Господдержка, безусловно, есть, и она занимает значительный объем деятельности агропромышленного комплекса. За последние несколько лет рынок сельхозтехники достаточно сильно поменялся. Если до 2022 года мы говорили о том, что аграрии приобретали порядка 50% отечественной сельхозтехники, а остальное производили иностранные машиностроители, то сейчас ситуация кардинально поменялась. Традиционные поставщики ушли, а им взамен пришли новые компании, которые пытаются осваивать наш рынок. Есть определенные сложности со спросом и ценами на технику, которые выросли за последние несколько лет. Но я надеюсь, что рынок найдет механизмы, чтобы сблизить спрос и предложение, до конца этого года или в следующем году», — пояснил генеральный директор компании «Росагролизинг» Павел Косов.
При этом на данный момент более 50% парка техники используется за пределами срока эксплуатации, отметил первый заместитель генерального директора компании «Ростсельмаш» Алексей Швейцов. Дефицит же тракторов и комбайнов от существующего парка составляет 27% и 15% соответственно. К рискам, с которыми сталкиваются аграрии, относятся рекордные валовые сборы, огромные переходящие запасы, негативная динамика экспортных цен, негативная динамика внутренних цен на зерно. Все это сокращает возможности покупки техники для аграриев.
Слово производителям и дилерам
Во втором полугодии текущего года наблюдается не только растущий интерес, но и восстановление спроса на сельхозтехнику, отметил заместитель директора по продажам «Петербургского тракторного завода» Борис Филин. При этом переориентация на дружественные рынки потребовала у компании длительного времени.
Санкции и сложная геополитическая ситуация стимулировала отечественное производство. Однако, прогнозирует председатель правления Ассоциации дилеров сельскохозяйственной техники «АСХОД» Александр Алтынов, продажи отечественной и белорусской сельхозтехники могут сократиться, что отразится на дилерах.
«Тот рыночный план, который складывался последние 10-15 лет, меняется радикальным способом в пользу отечественных и белорусских производителей на рынке. Мы прогнозируем, что в следующем году рост продаж будет незначительный. Сейчас дилеры сталкиваются с новой реальностью и совершенно новой экономикой», — прокомментировал Алтынов.
Подтвердил повышение перспектив белорусской техники на фоне ухода иностранных игроков на рынке России генеральный директор «Гомсельмаш» Александр Новиков. В частности, компания увеличивает свое присутствие в стране, расширяя сеть предприятий в РФ. В марте 2023 года в Краснодарском крае начало работу сборочное производство комбайнов и жаток. Более того, на российский рынок предприятие экспортирует до 65-70% производимой техники.
«На ближайшие годы прогнозируем реализацию не менее 3 тыс. единиц техники на российском рынке по самоходному сегменту, с учетом наших совместных предприятий и производств», — добавил Новиков.
Цифровые автоперевозки растут в объеме
Дефицит транспорта в сфере АПК характерен и для автомобильных перевозок. Нехватка в пик сезона может достичь 40% и охватить большое количество перевозчиков. Такая тенденция сохранится в следующем году, прогнозирует директор ГК Smartseeds Антон Кондратов. Искать автотранспорт будет сложно, справиться с ситуацией помогут цифровые решения.
«Сегодня большинство машин, которые приходят на кромку поля, на элеваторы, чтобы перевезти зерно дальше на переработку или в порты, находят через диспетчера. В связи с этим сейчас существует два тренда. Первый — растет количество собственного транспорта у компаний, а второй — появляются цифровые платформы и решения, которые позволяют найти автомобильный транспорт и заказать перевозку. Вследствие чего доля цифровых перевозок продолжает расти», — прокомментировал Кондратов.
По его словам, автомобильная логистика занимает от 10% стоимости готового продукта. Цифровые инструменты могут снизить эту долю, что станет особенно актуально в условиях роста цен на перевозки. Как отметил генеральный директор ГК Smartseeds, наблюдался краткосрочный тренд на рост стоимости перевозок. Однако в данный момент ситуация стабилизировалась из-за частичного запрета экспорта дизеля и окончания основного сезона. Рост тарифов был обусловлен рядом факторов: в частности, возникшим дефицитом топлива и тем, что компании стали увеличивать объем экспорта продукции.
«Мы увидели резкий рост цен на дизельное топливо и то, что из части заправок оно вовсе пропало. Слаженные и эффективные действия Правительства и Минсельхоза помогли решить эту ситуацию<...> В октябре 2022 года у нас резко увеличился объем экспорта, потому что компании-экспортеры справились с внешними вызовами и, соответственно, это влияет на стоимость любых перевозок», — рассказал Кондратов.
Нивелировать изменения позволит использование цифровых площадок для оформления заказов на перевозки. Интерес и доверие к таким инструментам кратно растет.
«Цифровые технологии растут, к ним появляется больше доверия. Для решения вопросов перевозок аграрии могут воспользоваться телефоном, через него получить прямой доступ к огромной базе перевозчиков, которые также мониторят заказы и позволяют сэкономить деньги за счет быстрого нахождения транспорта по подходящей цене. Это будущее уже наступает, из года в год оно будет активнее внедряться в нашу жизнь», — подчеркнул Кондратов.
Краеугольная сфера АПК
Еще одним из наиболее острых вопросов сельского хозяйства является импортозамещение в сфере семеноводства. Несмотря на это, доля иностранного присутствия на селекционном рынке стабильно сокращается с 2017 года, что также касается отрасли средств защиты растений, сообщил академик РАН, доктор химических наук и генеральный директор компании «Щелково Агрохим» Салис Каракотов.
«Потребление средств защиты растений то растет, то падает. В мире потребление росло до 2014 года и дошло до $64 млрд, а потом начало падать. К 2022 году рынок снова вырос — до $69 млрд. Доля СЗР в производстве сельхозпродукции в мире составляет 0,64%. В России ситуация интереснее. В текущем году мы прогнозируем потребление 230 тыс. т средств защиты растений, из них мы произведем примерно 130 тыс. т. Импорт стабильно сокращается с 2017 года, и в текущем году мы прогнозируем, что показатель сократится до 47-50 тыс. т импортных СЗР», — прокомментировал Каракотов.
По словам эксперта, цены на средства защиты растений снижались с 2015 по 2021 годы. Увеличение стоимости возникло только в 2022 году, однако это прекратилось уже в июле того же года. Тогда динамика составила 34%, а уже в текущем году наблюдалось снижение показателя на 21%. В следующем году компания прогнозирует рост цен на 10%.
«То есть, когда мы говорим о том, что все растет и все нагружает наше сельское хозяйство, цены могут стать светлым пятном в нашей ресурсной обеспеченности, где этого не происходит. В 2022 году цены резко упали уже в июле месяце, с того периода они падают по сегодняшний день. В связи с этим каких-то тяжелых ожиданий по росту цен на СЗР не будет. А вот чего нам хотелось бы — это чтобы снижение импорта продолжалось дальше. Это поддержало министерство промышленности, положительно относится и министерство сельского хозяйства», — добавил Каракотов.
К 2025 году эксперт ожидает стопроцентное заполнение рынка отечественными СЗР. Исключением могут стать ягодные культуры или тепличные системы. В остальных же сегментах присутствует широкий ассортимент отечественного производства, и все культуры обеспечены защитой, подчеркнул генеральный директор компании «Щелково Агрохим».
Генеральный директор Национального союза селекционеров и семеноводов Анатолий Михилев отметил, что на данный момент российская селекция находится в высокой точке развития.
«Сегодня у нас в России созданы семеноводческие хозяйства, которые лучше тех, что были в СССР. Это заслуга наших сельхозтоваропроизводителей. Сейчас нашим селекционерам есть кому передать в надежные руки селекционные достижения, чтобы дальше продвигать и приумножать отечественные семена. Но при этом у нас в стране немного ведущих институтов достигли мирового уровня. Государству нужно сделать акцент на институты, которые готовы развивать селекцию и быть конкурентоспособными на мировом рынке, максимально их финансировать», — рассказал он.
Еще одной трудностью отрасли является недостаток инвестиций в селекцию.
«Мы видим, что государство в полном объеме не финансирует. Поэтому нашей селекции необходимы частные инвестиции. Это один из вопросов, который можно решить даже не за счет бюджета, а за счет сельхозтоваропроизводителей», — подчеркнул Михилев.
Высокая зависимость
К числу культур, по которым зависимость от иностранных семян очень высока, относится и картофель. Как рассказала руководитель аппарата Картофельного союза Татьяна Губина, сейчас по части этой культуры ведется процесс локализации, под которым имеется в виду не только локализация иностранной селекции, но и деятельность российских селекционеров и семеноводов.
«В этом году было посажено 300 тыс. га картофеля, собран рекордный урожай — 8,2 млн т, этот рекорд виден по ценам. Опытным путем мы выяснили, что наш предел — 7 млн т, а остальное — это излишки, которые давят на рынок. Мы предполагаем, что выход должен быть в развитии переработки», — пояснила Губина.
При этом число сертифицированных отечественных сортов в реестре достаточно мало. Сертифицируются 174 сорта из почти 500 занесенных в реестр. В первой двадцатке сертифицированных семян, а это более 4%, большая доля сортов предназначены для переработки иностранной селекции.
«Отечественных сортов всего 5 в этом сертифицированном списке. При этом импортируется в Россию 14 тыс. т семенного материала. Растет доля исходного элитного материала, опять же большая часть сортов предназначена для переработки. Таким образом, принимая решение о квотировании, с одной стороны, мы ставим под угрозу остановки в будущем перерабатывающей отрасли. С другой стороны, мы ориентируем наших селекционером на создание сортов для переработки», — подчеркнула руководитель аппарата Картофельного союза.
Кроме того, высокую зависимость от импортных овощей выявили в сфере растениеводства закрытого грунта. По словам президента Ассоциации «Теплицы России», заместителя председателя Комитета Госдумы ФС РФ по защите конкуренции Алексея Ситникова, тепличное овощеводство активно развивалось последние 7 лет, в связи с чем площади теплиц с 2015 года выросли с 1,2 до 3,2 тыс. га.
«Непрофильные инвесторы пришли в нашу отрасль с иностранными проектами, их реализовывали иностранные компании и, конечно, гарантией получения результата было использование иностранных семян. Поэтому на сегодняшний день порядка 1,2 тыс. га — это теплицы, где полностью выращиваются гибриды иностранной селекции», — рассказал Ситников.
Он добавил, что профильный комитет ведет работу над законом о семеноводстве, направленным на законодательное сопровождение селекции на территории РФ.
«Необходимо приземление селекции и семеноводства сельскохозяйственных культур на российской территории. Понимание того, что одномоментно это сделать ни в коем случае нельзя: поставит под угрозу как продовольственные запасы страны, так и экономическую деятельность сельхозкомпаний. Компенсация в подаче доходов превысит предполагаемую. Но тем не менее мы должны пройти этот путь, поэтому мы движемся в этом направлении. Сегодня обсуждение говорит о том, что этот путь действительно единственно возможный», — заключил Ситников.