Для парламентских слушаний на тему: «Приоритетные направления законодательного обеспечения развития агропромышленного комплекса»
К сожалению, зачастую решения в АПК принимаются некомпетентно, с многочисленными нарушениями системного, экономического, научного подхода, вредные для с/х РФ, потери составляют более $50 млрд в год. Приведу некоторые примеры:
1. Введенный Постановлением Правительства РФ № 72 от 27.01.2024 г. http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202401300018?index=1 полный запрет ввоза в РФ семян неГМО-сои высококачественных высокоурожайных сортов, созданных под агроклиматические, почвенные условия и обеспеченность пресной водой регионов РФ, несмотря на то, что в Государственном реестре селекционных достижений, допущенных к использованию (далее Госреестр РФ) всего 257 современных сортов неГМО-сои: российских – 115 сортов (45%), импортных (более качественных) – 142 сорта (55%).
Потери соевой отрасли от отсутствия сортов зарубежной селекции составят более 150 млрд р. в год.
Из-за нулевых квот на ввоз в РФ семян сои зарубежной селекции, иностранные селекционеры уйдут с российского рынка. Необходимо фактически с нуля производить «чистку» Госреестра РФ, который является позором Минсельхоза РФ и российского АПК: ведется с 30-х годов(?!) 20-го века, в нем ~ от 60% (по всем культурам) до 90% (например, по картофелю) недостоверной информации, например: заявлены сорта уже несуществующих организаций (в частности, сорта сои «Юг 40» Биробиджанской с/х опытной станции, ликвидированной в 2005 г. и мн. др.); или устаревшие сорта (сорт ржи озимой «Тулунская Зеленозерная» 1931 г., сорт пшеницы мягкой яровой «Саратовская 29» 1957 г., сорт пшеницы мягкой озимой «Безостая 1» 1959 г. и мн. др.).
2. В настоящее время организация работы Экспертной комиссии (далее ЭК) ФГБУ «Госсорткомиссии» (далее ГСК) не позволяет принимать объективные решения, направленные на обеспечение российского АПК современными высокоэффективными сортами. Решения о не включении сортов Госреестр РФ фактически принимаются ГСК заранее, до проведения Заседания ЭК. Члены ЭК голосуют при полном отсутствии информации о рекомендуемых к отклонению сортах (при этом большинство членов компетентны в своей узкой области и не могут знать все аспекты отдельных с/х культур).
На Заседании ЭК в оперативном режиме, когда на каждый сорт выделяется менее 1 минуты, невозможно учесть ключевые факторы по отдельным сортам.
Оценка показателей сортов, голосование по сортам, работа счетной комиссии, подготовка Протоколов – проводятся вручную. В итоге многочисленные ошибки в решениях ЭК по отклонению качественных сортов, на подготовку Протоколов тратятся десятки дней и более (при автоматизации эту работу можно провести за несколько минут).
Потери от невключения в Госреестр РФ передовых сортов только по зерновым и масличным с/х культурам составляют более 500 млрд р. в год.
Необходимо разработать цифровую систему принятия объективных решений по сортам, без человеческого фактора.
По результатам цифровизации сельхозпроизводители, селекционеры, семеноводы должны в автоматическом режиме получать информацию по сортам, с учетом своих региональных агроклиматических, почвенных условий, обеспеченности пресной водой, применения орошения, внедрения интенсивных технологий и т.д.:
- выборка и ранжирование сортов по урожайности и качественным параметрам (возможность выбора приоритетных показателей);
- выборка сортов по оригинаторам (например, разделение на российских и зарубежных);
- и т.д.
3. В настоящее время для районирования и внесения в Госреестр РФ новых сортов ГСК использует всего 12 почвенно-климатических регионов, что имеет очень большую погрешность, которая приводит к низкой урожайности и гибели растений, например от весенних заморозков. В частности, Новосибирская область, Алтайский край, Тюменская область и 6 других субъектов РФ, имея серьезно различающиеся агроклиматические и почвенные условия, – входят в один Западно-Сибирский регион допуска. А многие сорта сои районированы в нескольких регионах допуска, например, в Центрально-Черноземном и Дальневосточном регионах допуска, в которых абсолютно разные агроклиматические и почвенные условия.
Необходимо создать цифровые Карты агроклиматических и почвенных условий 300 мезо-экологических ниш сельхозземель (с перспективой дальнейшей дифференциации на 5000 микро-экологических ниш), что позволяет повысить валовые сборы в 2 – 2,5 раза.
4. При снижении НДС с 20% до 10% на семена подсолнечника и кукурузы игнорируются более маржинальные и востребованные в РФ и Мире с/х культуры: соя (пищевые соевые продукты питания: молоко, тофу и мн. др., незаменимые добавки: изоляты для мясной промышленности, лецитины для фармацевтики (например, эффективные органические фармацевтические препараты: “Хелгунбуллочжон – Королевский очиститель крови” (КНДР) – растворяет тромбы в крови без побочных действий, в т.ч. в сосудах головного мозга и мн. мн. др. (из 100 кг сои получают 36 г. препарата), всем известный “Эссенциале форте Н” для восстановления работы печени (75% сои)), пшеница, горох, рапс и др. Снижение НДС до 10% даст серьезный экономический эффект для различных видов предприятий (не только семеноводческих хозяйств, но и трейдеров, которым они реализуют семена): мы провели сравнительный индивидуальный анализ сортов с/х культур с подсолнечником и кукурузой по параметрам полезности, влиянию на плодородие почв, производству и эффективности (статистика, экономические обоснования). Он доказывает, что подход, когда НДС на семена подсолнечника и кукурузы 10%, а на неГМО-сою 20%, – абсолютно ошибочен, противоречит научным и экономическим данным.
5. 04.09.2019 г. Президент РФ В.В. Путин предвидел: «Рынок для экспорта российской сои и продуктов переработки колоссальный, только у одного Китая потребность 80 миллионов тонн, если не под 100. У КНР проблемы, в связи со сложностями с американскими партнерами, возникает дефицит, поэтому они с удовольствием купят всё» http://www.kremlin.ru/events/president/news/61443.
Запрет ввоза в РФ семян неГМО-сои создает угрозу срыва выполнения подписанного 05.06.2019 г. в Кремле при участии Президента РФ В.В. Путина и Председателя КНР Си Цзиньпина десятилетнего Межгосударственного «Плана по углублению сотрудничества между Россией и Китаем в области сои» (подписали от РФ: Министр с/х РФ Патрушев Д.Н. (Зампредседателя Правительства РФ с 14.05.2024 г.), Министр экономразвития РФ Орешкин М.С. (с 22.01.2020 г. помощник Президента РФ)); от КНР: Министр коммерции КНР Чжун Шань, Министр с/х и сельских дел КНР Хань Чанфу) (далее План); исполнители со стороны РФ – Российский Соевый Союз (РСС) и со стороны КНР – Китайская торгово-промышленная палата по импорту и экспорту продуктов питания (CFNA) http://www.kremlin.ru/supplement/5411, а также подписанного 21.03.2023 г. в рамках государственного визита в РФ Председателя КНР Си Цзиньпина и его встречи с Президентом РФ В.В. Путиным пятилетнего Меморандума об углублении инвестиционного сотрудничества между субъектами РФ и провинциями КНР в области соевой промышленности (7 пункт из 14(!)) (далее Меморандум): если План и Меморандум будут сорваны по вине российской стороны, то Россия недополучит $50 млрд в год, а дружественные добрососедские российско-китайские отношения, для развития которых Президент РФ В.В. Путин лично так много сделал, серьезно пострадают.
НеГМО-соя – единственная с/х культура, по которой российско-китайские отношения регламентируются на высшем уровне.
Карта агроклиматических и почвенных условий России (красная линия отмечает возможности для выращивания неГМО-, органической сои и с/х культуры в севообороте – 257 млн га, в т.ч. около 134 млн га – черноземы: оптимальные условия (отмечены красными кругами)).
При этом Россия, даже произведя в 2023 г. рекордные 6,8 млн тонн сои, находится по этому показателю на 7 месте в Мире, на порядки отставая от Бразилии – 163 млн тонн и США – 123 млн тонн!
Перспектива прорывного роста производства неГМО-сои в РФ научно обоснована, с учетом опыта увеличения объемов выращивания сои других стран, значительно уступающих РФ по наличию с/х земель (383 млн га), например, в Бразилии при 275 млн га, производство сои 163 млн тонн в 2023 г.– за 10 лет с 2013 по 2023 гг. рост на 77 млн тонн!
Но какой был смысл подписывать План, если его выполнение уже 5 лет тормозится российской стороной.
При текущих темпах роста производства неГМО-сои в РФ План и Меморандум неосуществимы без поставок в Россию высококачественных сортов неГМО-сои зарубежной селекции, созданных специально под агроклиматические и почвенные условия регионов РФ. Россия, поставив в 2023 г. в КНР 1,2 млн тонн неГМО-сои по $504 за тонну ($605 млн), отстала от «Запланированного расписания» китайской стороны на 11 млн. тонн и потеряла $5,5 млрд. Китай заинтересован в импорте из РФ высококачественной пищевой неГМО-сои (белок более 40%, масло более 20%), за которую на Даляньской товарной бирже (КНР) готовы платить более $600 за тонну (60 000 р./тонна). Но сейчас Россия поставляет в КНР дешевую фуражную неГМО-сою, что при вывозной пошлине на сою 20% делает ее экспорт в КНР нерентабельным.
Обращаю внимание, что План и Меморандум невозможно выполнить за счет китайских сортов неГМО-сои. В Китае опыт выращивания неГМО-сои 5000 лет! В настоящее время основной базой по производству неГМО-сои является Провинция Хэйлунцзян: на ее долю приходится более 40% от общей площади посевов этой культуры в стране. Агроклиматические и почвенные условия в Хэйлунцзян (теплый влажный континентальный климат, сумма активных температур до 2300 °С, среднегодовое количество осадков 550 мм; обширные участки чернозема) отличаются от регионов РФ, поэтому современные высококачественные сорта неГМО-сои китайской селекции (только у Хэйлунцзянской академии сельскохозяйственных наук более 300 передовых сортов; показатели сортов: урожайность 55 ц/га, содержание белка более 45%!!!) – не могут эффективно применяться в российских условиях, учитывая, что лидером производства неГМО-сои в РФ является Центральный ФО, опередивший Дальневосточный ФО. В регионах Дальнего Востока из-за отсутствия севооборота (соя сеется по сое) – истощение почв, возможности роста объемов практически исчерпаны, низкое фуражное качество, не удовлетворяющее китайских партнеров. Поэтому в Госреестре РФ всего 2 сорта неГМО- сои китайской селекции (районированы только по Дальневосточному региону допуска).
6. Ситуация в АПК ухудшается с каждым днем:
- по оценке Росстата в январе-апреле 2024 года доля убыточных среди средних (годовой доход от 800 млн р. до 2 млрд р.) и крупных (более 2 млрд р.) сельхозорганизаций достигла 20,1%, в результате снижения рентабельности из-за падения цен реализации зерна, роста затрат на производство, нехватки кадров. https://agrotrend.ru/news/46035-dolya-ubytochnyh-selhozorganizatsiy-rastyot/ По данным РСС с учетом микропредприятий (годовой доход до 120 млн р.) и малых (от 120 до 800 млн р.) предприятий АПК доля разорившихся хозяйств составляет более 30% - суммарные потери из-за убытков и разорения сельхозорганизаций более 250 млрд р.;
- падение объемов урожая из-за природных аномалий (заморозки и последующая засуха) – только возвратные заморозки уже привели к гибели более 1 млн га посевов с/х культур, включая сою – потери, вызванные заморозками, более 50 млрд р. в 2024 г.; заморозки и засуха могут лишить юг России трети урожая: например, в Воронежской области (в 2023 г. занимала 4-тое место в РФ по объемам производства сои 440 тыс. тонн) площадь культур, поврежденных заморозками достигает 442 тыс. га и на 373 тыс. га (15,6% от общей посевной площади области) составлены акты гибели https://agrotrend.ru/news/46544-zamorozki-i-zasuha-mogut-lishit-yug-rossii-treti-urozhaya/; в Приморском крае (в 2023 г. был на 6 месте среди регионов РФ по объемам производства сои – 369,32 тыс. тонн, и на 3 месте по посевным площадям сои – 294,7 тыс. га) приостановили посевную кампанию по сое из-за переувлажнения почвы (сельхозтехника не может зайти в поля): посеяно всего 97,6 тыс. га сои (план выполнен всего на 33% https://tass.ru/ekonomika/21065833;
- введение ЕС заградительных пошлин на российскую продукцию АПК (пшеница, масличные культуры (включая сою) и производные товары, корма) с 01.07.2024 г.: при этом с начала украинского конфликта в 2022 г. импорт российского зерна в ЕС значительно превышал средний показатель за пять лет (экспорт из РФ зерновых, масличных и их производных в ЕС в 2023 г. достиг рекордных 4 млн тонн, а крупнейшими импортерами стали Италия, Латвия и Испания); потери АПК РФ от заградительных пошлин ЕС составят более 1,3 млрд евро в год при большом дефиците финансовых средств в России; очевидно, что это сделано для того, чтобы освободить нишу на рынке ЕС для поставок украинской с/х продукции вместо российской. Этот вывод подтверждается Постпредством России при ЕС: "Повышение пошлин подается евробюрократией как поддержка европейских фермеров. Однако для местных аграриев ничего не изменится, ведь истинный замысел, похоже, состоит в том, чтобы за счёт запретительных тарифов на отечественное зерно «расчистить место» под импорт украинского. По большому счёту, Брюссель этого и не скрывает – одновременно с запретом на ввоз российских и белорусских сельхозтоваров ЕС продлил ещё на один год меры по либерализации торговли с Украиной. Так что не импорт отечественной агропродукции, а именно украинские поставки будут дестабилизировать есовский рынок" https://russiaeu.ru/ru/novosti/kommentariy-postpredstva-rossii-pri-es-informagentstvu-ria-novosti-v-svyazi-s-povysheniem;
7. Стратегически важно для решения задачи, поставленной Президентом РФ В.В. Путиным в Указе № 309 от 07.05.2024 г. «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» (далее Указ Президента РФ) http://www.kremlin.ru/events/president/news/73986: увеличение к 2030 г. экспорта продукции АПК не менее чем в полтора раза по сравнению с уровнем 2021 г., необходимо оперативно внедрить современный профессиональный подход к обучению сельхозатташе на базе МГИМО (программа профпереподготовки «Атташе по вопросам сельского хозяйства» на кафедре «Международные аграрные рынки и внешнеэкономическая деятельность в агропромышленном комплексе»). Каждый сельхозатташе, помимо языка, должен знать аграрный глоссарий, специфику страны, в которой он защищает интересы российского экспорта: какие российские с/х культуры в ней востребованы, владеть информацией по особенностям этих с/х культур, уметь связать планы с/х производства в РФ с потребностями зарубежных стран с учетом интересов государства и российских с/х производителей и др. Оптимально использовать для обучения сельхозатташе постоянно обновляемые дистанционные образовательные курсы РСС повышения квалификации и профпереподготовки (приравнивается ко второму высшему образованию): Минсельхозом РФ присвоен статус «Всероссийских» (Протокол № 47 от 12.11.2014 г. (!)), соответствуют регламентам Минсельхоза РФ, Россельхознадзора, Госсорткомиссии, Рособрнадзора), включающие материалы по российской неГМО-сои – самой востребованной экспортной с/х культуре импортерами КНР, Индии (190 млн голодающих), Ближнего Востока и Африки, а также пшенице, кукурузе, рапсу, ячменю, подсолнечнику и др. – самые современные практические знания (аналитика, статданные, факты, аргументы, схемы, диаграммы, графики, таблицы).
После окончания обучения сельхозатташе на курсах (варианты форм обучения: очная, очно-дистанционная, дистанционная), на аутсорсинге предоставление им актуальной информации (в связи с политическими, экономическими изменениями и т.д.), прогнозов развития ситуации и рекомендаций по работе;
8. Предлагаю присвоить российской неГМО-сое статус – белковой культуры, т.к. в сое 40% белка (в т.ч. все 9 незаменимых аминокислот – это абсолютный рекорд среди всех продуктов питания), который дается человеку с пищей, и определяет ее самую высокую ценность и маржинальность, а масла всего 20%. Поэтому ее нельзя относить к масличным, техническим и др. типам растений;
9. С анализом перечисленных проблем российского АПК и экономическиобоснованными предложениями по их решению, РСС обращался в Минсельхоз РФ более 40 раз – в ответ мы получали только формальные отписки. Получается, что Министерство устраивает сложившаяся ситуация, когда потери АПК составляют более $50 млрд в год (больше, чем идет на экспорт), хозяйства терпят убытки и разоряются, российское сельское хозяйство не развивается, а главный международный партнер Китай при таком подходе скоро может отказаться от бесперспективного сотрудничества с АПК РФ .
Президент Российского Соевого Союза. Исполнитель от РФ «Плана по углублению сотрудничества между Россией и Китаем в области сои» (5 + 5 лет). Заместитель руководителя Научного совета Китайско-российского научно-исследовательского института сельского хозяйства будущего по вопросам эффективного развития с/х территорий, производства и переработки неГМО-, и органической сои и других с/х культур в севообороте, д-р экон. наук, профессор Александр Валентинович Санакин.