Российским генетикам спустя почти 100 лет удалось вывести устойчивый сорт многолетней пшеницы — трититригия
Это уникальная разработка еще советских ученых. Урожай такая пшеница дает до четырех раз за сезон. Еще одну культуру планируют использовать в том числе для лечения болезней Альцгеймера и Паркинсона. Это фиолетовая пшеница с высоким содержанием антиоксидантов.
Трититригия — это принципиально новая сельскохозяйственная культура. Гибрид пшеницы и степного пырея, не путать с обычным садовым сорняком. В отличие от классической пшеницы, трититригия как сорт гораздо выше и при этом более устойчива к разным болезням.
Первый гибрид многолетней пшеницы, способный к размножению, выдающийся советский генетик Николай Цицин получил еще в 1927 году. Но зарегистрировать новый сорт, то есть гарантировать сохранение всех свойств у семян, удалось только современным селекционерам почти 100 лет спустя — в 2020-м.
Ольга Щуклина, исполняющая обязанности заведующего отделом отдаленной гибридизации Главного Ботанического сада РАН им. Н. В. Цицина: «Вот я могу взять любой лист трититригии и другой культуры. И мы видим, что у нее лист зеленый, более чистый».
И это, как оказалось, не все преимущества новой культуры. 14 дополнительных хромосом (а это гены дикорастущих злаков) подарили целый сноп полезных свойств.
Ольга Щуклина: «Одно из свойств, которое трититригия получила от дикого злака пырея, — это способность к бесконечному отрастанию. В хороших условиях, конечно же. В наших широтах мы получаем с трититригии три укоса. Культурные злаки, которые мы выращиваем на зерно, такими свойствами не обладают. То есть после укоса они высыхают либо дают небольшой прирост».
А это значит, что в три раза увеличивается кормовая масса для скота. Человеку этот злак тоже пригодится — уже в виде хлеба.
Но почему при всех преимуществах трититригии зерно сомнения все еще прорастает гораздо лучше? И в магазинах по-прежнему хлеб только из классической пшеницы.
Ольга Щуклина: «Потому что это все очень сложно и очень длительно. Это не классическая селекция, когда 2 сорта скрещивают и через 5–6 лет можно получить новый сорт».
Несмотря на эти трудности, российская селекция, по словам специалистов, сейчас «колосится», то есть переживает настоящий бум. В Ставропольском крае, например, зарегистрировали уже более 200 новых сортов сельскохозяйственных культур.
Вера Чумакова, заведующая отделом селекции и первичного семеноводства кормовых и лекарственных трав ФГБНУ «Северо-Кавказский ФНАЦ»: «Конечно, они сыграют большую роль в современных условиях, когда стоят вопросы импортозамещения».
Так что и в полях не обошлось без геополитики.
Елена Батагова, руководитель селекционно-семеноводческого центра ФГБНУ «Северо-Кавказский ФНАЦ»: «Теперь нужно понимать, что нужны свои семена. Поэтому нужно это все дело сейчас возрождать. И оно сейчас возрождается, поверьте, возрождается большими темпами, но поскольку частично что-то было утрачено, больше затрат нужно будет сделать».
Получается, у производителей резко вырос спрос на зерновые и кормовые культуры. А у генетиков, соответственно, на исследования их подвидов. Гордость Омского аграрного университета — фиолетовая пшеница.
Владимир Шаманин, профессор Омского государственного аграрного университета: «Над фиолетовой пшеницей мы работаем последние 10 лет. Фиолетовая пшеница — это зерно с повышенным содержанием антиоксидантов, антоцианов, которые обладают полезным свойством».
Причем эти свойства — уже научно доказанный факт. В Сибирском отделении РАН в рамках эксперимента мышей на диете из фиолетовой пшеницы генетикам удалось вылечить от болезней Альцгеймера и Паркинсона. Оказалось, что тот самый фиолетовый пигмент антоциан помог грызунам восстановить функции мозга. Теперь нужен следующий шаг — исследования с участием людей. Ученые заверяют, что хлеб из фиолетовой пшеницы почти ничем не отличается от обычного.
А в Нижегородской области увлеклись коноплей. Технической, разумеется. Андрей Кузин обнаружил, что масло из семян технической конопли, несмотря на отсутствие каннабиноидов, — отличное сырье для самых разных продуктов, ассортимента которых хватит на отдельный небольшой магазин.
Андрей Кузин, директор компании по производству технической конопли: «Основные наши продукты — это линейка масел, это ядра и протеин конопли. Дополнительные позиции — это мука, семена, шоколад, урбечи. И правильно вы сказали о том, что продукт универсальный. Конопля не вызывает аллергии, ее очень любят дети».
Это, конечно, очень узкий сегмент селекции. В целом же, аграрии всей страны сейчас нацелены на всестороннее укрепление продовольственной безопасности и понимают, что в этом плане без биотехнологий — никуда. Тем более если по распоряжению правительства уже к концу десятилетия три четверти всех семян на российских полях должны быть именно отечественного производства.