Развитие селекции и семеноводства в России

Национальный союз селекционеров и семеноводов выносит на обсуждение комплексный план.

Рабочая юридическая группа Национального союза селекционеров и семеноводов на основе предложений членов Союза подготовила проект Комплексного плана развития селекции и семеноводства в России, предлагая практические меры по его реализации.

Представлена рабочая версия, обновленная с учетом пожеланий,  высказанных членами НССиС на расширенном заседании Совета Союза в рамках Всероссийского дня поля в Ленинградской области.

Вы можете высылать свои предложения  по электронной почте .

По результатам совместной работы планируется сформулировать и утвердить официальную позицию НССиС по ключевым вопросам развития селекции и семеноводства в РФ с целью ее дальнейшего продвижения в соответствующих органах законодательной и исполнительной власти, после утверждения на Межведомственном координационном совете по развитию селекции, семеноводства и биотехнологий сельскохозяйственных растений.

Проект включает предложения, направленные на совершенствование:

государственно-частного партнерства в сфере селекции сельскохозяйственных растений;

— межведомственного взаимодействия на федеральном и на региональном уровнях;

— способов поддержки конкурентоспособных отечественных селекционных достижений и развития маркетинга;

— способов государственной поддержки отрасли и модернизации образовательной системы.

Предлагаемые меры направлены на развитие селекционно-семеноводческих центров любых форм собственности.

Для прогнозирования и анализа рынка изложены способы сбора и получения объективной статистической информации.

ПРОЕКТ

КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН
РАЗВИТИЯ СЕЛЕКЦИИ И СЕМЕНОВОДСТВА В РОССИИ
И ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕРЫ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ

Москва, 17.07.2019.

В целях повышения эффективности социально-экономической деятельности организаций всех форм собственности в области селекции и семеноводства, обеспечения конкурентоспособности отечественной селекции, прозрачной и честной конкуренции в сфере семеноводства, наращивания объемов и качества семян и производимой из них продукции Национальный союз селекционеров и семеноводов предлагает к рассмотрению Комплексный план развития селекции и семеноводства в России.

На сегодняшний день необходимо признать, что отечественная селекция находится в состоянии глубокого кризиса, за исключением отдельных селекционных программ, и требует немедленных эффективных мер для выхода из критической ситуации.

О кризисе в селекции свидетельствуют не только быстрорастущая доля площадей, занятых под производство иностранных сортов и гибридов (что нельзя объяснить одним лишь маркетингом – производители сознательно и аргументированно предпочитают более эффективную селекцию), но и отсутствие в отрасли частных селекционных компаний, созданных не на генетике и научно-кадровой базе обедневших государственных НИИ, а с нуля.

Данная ситуация сложилась из-за:

— отсутствия эффективной системы нормативно-правового регулирования оборота семян и процесса сбора лицензионных платежей, позволившей бы селекции самостоятельно генерировать денежные ресурсы;

— неэффективного расходования бюджетных средств;

— научно-технологической отсталости российской селекции и недоступности мировых генетических ресурсов;

— отсутствия эффективных мер защиты авторских прав и прав патентообладателей;

— отсутствия связей между селекцией и конечным потребителем продукции (маркетинга); как следствие – неправильная постановка целей перед селекционерами или полное отсутствие таковых целей.

Эти основные факторы привели к подрыву кадрового потенциала, низкому уровню зарплат в отрасли, техническому и технологическому отставанию от иностранных селекционных центров.

Целью настоящего Плана стало создание условий для появления и/или развития селекционных центров всех форм собственности и выпуска ими конкурентоспособных сортов и гибридов по всем производимым в РФ сельхозкультурам.

Целью селекции, в условиях мирового рынка, частью которого выступает и Россия, является удовлетворение запросов этого рынка, как отечественного, так и международного (если речь идет об экспорте семян). Таким образом, успешная селекция всегда рыночно ориентирована и развивается в тех направлениях, по которым существует активный платежеспособный спрос на продукцию (здесь и далее не ведем речь о государственных научных программах фундаментальных исследований, хотя и они направлены на обеспечение конкурентного преимущества).

Селекция в России должна стать экономически обоснованным и прибыльным видом деятельности – только при этом условии возможно развитие как государственных, так и частных отечественных селекционных центров.

Залогом успешности селекции являются свободная рыночная конкуренция сортов, действующая система сбора лицензионных платежей и гарантия прав патентообладателей.

Семеноводство как связующее звено между селекцией и товарным производством в России развивается преимущественно из товарного производства благодаря наличию стартового капитала и более высокой прибыльности реализации семян. Однако быстро сократить технологическое отставание этой отрасли невозможно без государственной поддержки создания и модернизации промышленных мощностей. В целом можно сказать, что отрасль семеноводства в России создана и успешно функционирует, но нуждается в кадровых ресурсах, технической модернизации, а также в устранении с рынка семян неустановленного происхождения (ст. 1444 ГК РФ), т.е. в нормативно-правовом регулировании и господдержке. Большинство сельхозтоваропроизводителей вынуждены готовить семена для собственного посева самостоятельно, что нередко отрицательно сказывается на качестве посевного материала. Технологическое отставание отрасли семеноводства и увеличение производства высококачественного товарного зерна можно решить в том числе за счет внедрения промышленного семеноводства, которое позволит резко увеличить качество высеваемых в стране семян и получение в результате этого более высоких урожаев. С государственной поддержкой развитие промышленного семеноводства, то есть рост специализации и создание семеноводческих центров позволит в кратчайшие сроки достичь новых высоких показателей.

В связи с вышеизложенным представленный комплексный План включает два основных направления:

  1. Создание и/или изменение нормативно-правовой базы, которая способствовала бы формированию условий для создания новых селекционно-семеноводческих центров, поддержки и эффективного развития существующих;

  2. Изменение направления и масштабов государственной финансовой поддержки отрасли селекции и семеноводства.

При этом следует признать, что успешно конкурировать на рынке семян можно только при сопоставимых (возможно, значительно меньших, но сопоставимых) с транснациональными компаниями объемах затрат на НИОКР. Безусловно, речь не идет о необходимости государственной поддержки в десятки миллиардов долларов, но нельзя не требовать более эффективного использования существующего уровня господдержки и целевого финансирования поэтапного решения конкретных задач, стоящих перед отечественной селекцией.

I НАПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИИ

Нормативно-правовое регулирование

Ниже приведены меры, единовременная реализация поможет решить комплекс проблем отрасли. Все они взаимосвязаны и перечислены не в порядке приоритета, а исходя из логической взаимосвязи.

    1. Ограничение так называемой «фермерской льготы», указанной в п. 4 статьи 1422 ГК РФ, освобождения от уплаты лицензионных платежей за использование растительного материала, полученного в хозяйстве, в течение двух лет в качестве семян при использовании полученных репродукций для собственных нужд.

    1. Создание прозрачной системы оборота семян.

Обязательное соблюдение норм ст. 1444 ГК РФ.

1-й вариант – это обязательная сертификация, исключительно Россельхозцентром, всех партий семян, как для реализации, так и для собственного использования, за исключением произведенных ЛПХ, а также обязательная маркировка партий семян.

2-й вариант – объединение всех источников информации об обороте семян на базе ФГИС «Семеноводство» (ФТС, РСХЦ, Росстат, РСХН – по принципу распределённых баз данных). Гармонизация всех выдаваемых органами документов с требованиями ФГИС «Семеноводство» и безусловное соблюдение ч. 2 ст. 1444 ГК РФ.

1.3. Гармонизация нормативно-правового регулирования отрасли селекции и семеноводства, ревизия существующей нормативной документации.

Ужесточение ответственности за нарушение законодательства в сфере оборота семян и в сфере защиты авторских и интеллектуальных прав в области селекции. Систематизация работы Россельхознадзора в сфере оборота семян. Иные меры нормативно-правового регулирования.

1.3.1. Ревизия нормативных правовых актов в сфере селекции и семеноводства в рамках реализации Послания Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 20 февраля 2019 года, приведение в соответствие друг другу и устранение противоречий между нормативно-правовыми актами в указанной отрасли.

1.3.2. Учёт судебной практики и реализация в суде механизмов защиты прав авторов сортов (гибридов) и иных правообладателей.

1.3.3. Ужесточение ответственности за нарушение авторских/интеллектуальных прав в сфере селекции.

1.3.4. Ужесточение ответственности в сфере оборота семян – внесение изменений в статьи КоАПП 10.12, 10.13, 10.14, предусматривающих десятикратное увеличение ответственности для должностных и юридических лиц или кратное стоимости реализованной партии (в 2-3 раза).

1.3.5. Систематизация контроля за соблюдением законодательства в области оборота семян со стороны РСХН.

1.3.6. Отмена возможности определения оригинатором числа поколений элиты (так называемой «пересертификации»). Данная мера позволит значительно увеличить спрос на оригинальные семена, что в свою очередь приведет к росту финансовых поступлений у организаций, занимающихся селекцией и первичным семеноводством и позволит институтам финансировать ту научную деятельность, которая испытает сейчас дефицит средств. Кроме этого, возрастет спрос на высококвалифицированных специалистов в области первичного семеноводства, что приведет к созданию или расширению соответствующих кафедр в профильных вузах. Для этого необходимо признать утратившим силу абз. 2 статьи 7 Федерального закона от 17.12.1997 № 149-ФЗ «О семеноводстве».

1.3.7. Разработка Российской академией наук актуального нормативного определения понятия ГМО с разделением на внутривидовое генетическое редактирование и трансгенное генетическое редактирование (Постановление Правительства от 22.04.2019 №479).

1.3.8. Внедрение новейших методов определения ГМО, оснащение подведомственных Россельхознадзору лабораторий необходимым оборудованием и обучение персонала (перечень лабораторий, нагрузку на каждую из расчета репрезентативности выборки совокупности проверяемых объектов должен определить Россельхознадзор).

1.3.9. Законодательное определение понятия «селекционно-семеноводческий центр», подразумевающее не комплекс строительных объектов, а в первую очередь селекционный процесс. Введение новых понятий – «селекционный центр» и «семеноводческий центр» – для более эффективного расходования бюджетных средств.

1.4. Решение кадрового вопроса – создание не менее 5 кафедр селекции (с учебными программами по генетическому редактированию, МОС и т.п.) при ведущих аграрных вузах, полностью укомплектованных необходимым оборудованием для проведения генетического анализа и ГМО-диагностики, с общим количеством ежегодных бюджетных мест не менее 50 и обязательной стажировкой в иностранных селекционных центрах, с последующей отработкой в российском селекционном центре по специальности не менее 5 лет; увеличение заработных плат и улучшение жилищных условий селекционеров в государственных НИИ.

1.5. Совершенствование деятельности Государственной комиссии по охране и испытанию селекционных достижений.

1.6. Обеспечение доступа отечественным селекционерам к генетическим коллекциям России и мира.

II НАПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИИ

Государственная финансовая поддержка

В целом существующая организационная система государственной поддержки селекции и семеноводства принципиально позволяет решить стоящие перед отраслью задачи. Однако необходимо, во-первых, увеличить финансирование, во-вторых – внести коррективы в направления и формы реализации этой поддержки.

Необходимо отметить, что государственная финансовая поддержка в данной сфере должна относиться только к российским предприятиям всех форм собственности, а также к иностранным компаниям с локализацией селекции/производства по направлению поддержки не менее 70% с учетом всех аффилированных лиц, в т.ч. работающих по данному направлению за пределами РФ.

Рекомендуемые в настоящем Плане ставки субсидирования (возмещения затрат) обсуждаемы и не носят категоричного характера, однако указывают на тот уровень, который приведет к реальному стимулированию направления поддержки, а не распылению средств.

Бюджетные ассигнования в настоящее время проводятся по двум основным направлениям:

1) общая отраслевая поддержка (несвязная погектарная поддержка, 20% возмещения понесенных затрат на создание селекционно-семеноводческих центров и т. д.);

2) целевая проектная поддержка (в рамках грантов/ФНТП).

  1. Изменение мер государственной общей отраслевой поддержки.

Основная задача мер – направленность на стимулирование совокупного спроса на семена, оборудование для хранения и подработки семян, селекционную технику и оборудование, что позволит спровоцировать рост предложения (производства). Таким образом, меры поддержки в сфере селекции и семеноводства должны быть направлены по 3 основным векторам:

Поддержка селекционных и селекционно-семеноводческих центров

— Субсидирование приобретения селекционными и селекционно-семеноводческими центрами специальной малогабаритной сельскохозяйственной техники (50% субсидий для импортной техники, 80% субсидий для российской техники), приборов для лаборатории (50% субсидий для импортных, 80% субсидий для российских), оборудования для теплиц селекционного назначения и фитотронов (100% возмещения на приобретение оборудования для фитотронных установок).

— Приобретение для 10-20 ведущих российских государственных селекционных центров полного комплекта селекционной малогабаритной техники и лабораторного оборудования (из расчета 70-100 млн руб. на каждый), а также обеспечение их необходимым количеством надлежащего земельного фонда для нужд селекции и первичного семеноводства.

Поддержка семеноводческих центров

— Субсидирование строительства и модернизации семенных заводов (мощностей по хранению, подработке и обработке семян) – 50% от суммы понесенных затрат для всех проектов, 70% для случаев, если доля российского оборудования в общей сумме затрат составила не менее 50%. Также необходима возможность получения льготного кредитования (2-5% годовых) на строительство и модернизацию семенных заводов.

Поддержка сельхозтоваропроизводителей

Субсидирование приобретения семян – до 50% для категории ОС, до 30% для категории ЭС, для создания устойчивой системы промышленного семеноводства необходима также государственная поддержка в части возмещения части затрат на покупку репродукционных семян категорий РС-1 и РС-2 в размере от 10 до 20% от общей их стоимости, вне рамок «единой субсидии» и вне зависимости от источников финансирования субъектом хозяйствования приобретения семян. Указанная поддержка не должна распространяться на семена, произведенные за пределами РФ. Субсидирование приобретения репродукционных семян необходимо вводить поэтапно, с «пилотными» регионами для доказательства значительной степени влияния роста качества посевного материала на результаты производства.

  1. Корректировка ФНТП развития сельского хозяйства на период 2017-2025 гг.

ФНТП, на наш взгляд, является эффективным инструментом государственной поддержки, и ее появление говорит о положительном сдвиге в сфере взаимодействия государственного и частного секторов, а также о понимании необходимости ориентации государственных институтов и мер поддержки на рынок.

Но в настоящее время ФНТП не решает стоящих перед отраслью задач, по нескольким причинам:

2.1. Сроки реализации Программы не позволяют создать принципиально новый и/или инновационный продукт, а тем более коммерциализировать его в хоть сколько значительном масштабе.

2.2. Привлечение внебюджетных источников (средств инвесторов) в обозначенном объеме невозможно в виду рискованности бизнес-проектов из-за высокой финансовой нагрузки и отсутствия гарантий со стороны государственных научных организаций о получении требуемого результата реализации КНТП; необходимо рассмотреть возможность изменения пропорции государственного и частного участия в финансировании в зависимости от конкретных подпрограмм и КНТП и четкого распределения ответственности (заранее определенной) за невыполнение целевых показателей.

2.3. Индикаторы выполнения подпрограмм ФНТП являются количественными, необоснованными и в целом наследуют типичные ошибки административно-бюрократической системы.

2.4. Необходимо доработать критерии отбора участников проекта – с целью устранения попыток недобросовестного освоения бюджетных средств.

2.5. Заказчиками КНТП должны выступать конечные потребители созданного в результате продукта, то есть частный сектор. Таким образом, важно отметить, что определять то, что нужно получить в ходе реализации КНТП (характеристики, качественные свойства, в т.ч. ориентир на конкретные иностранные стандарты), должны те, кому предстоит выполнить коммерциализацию результатов КНТП (на своей платформе или на рынке); таким образом, и целевые показатели (индикаторы) подпрограмм ФНТП должны в целом согласовываться с заказчиками.

2.6. Заказчик должен иметь право контролировать ход выполнения КНТП и обоснованно отказаться от приемки результатов КНТП в случае их несоответствия целевым параметрам.

2.7. Недостаточность финансирования и отсутствие гарантий финансирования со стороны государства. За годы реализации ФНТП (2017-2025) предусмотрено расходование 26 млрд рублей, или 3,25 млрд руб. в год по всем направлениям развития российской селекции – этих сумм недостаточно даже для покрытия оборотных затрат, при этом из 26 млрд госфинансирования ФНТП 11 млрд направлено на подпрограмму «Картофель». Для сравнения: бюджет департамента R&D одной лишь компании Bayer составляет около 3 млрд долларов в год, а государственная часть ФНТП в годовом долларовом выражении – примерно 50 млн долларов, или в 60 раз меньше. При таких обстоятельствах невозможно вести речь о справедливой конкуренции.

Кроме того, при отсутствии своевременного предусмотренного КНТП финансирования государством другие участники КНТП не должны быть обязаны за свой счет продолжать работу в рамках КНТП. Должна действовать жесткая платежная дисциплина со стороны государства, без этого существует риск срыва реализации КНТП и подпрограмм в целом.

2.8. Отсутствие практической возможности реализации отдельных подпрограмм и КНТП из-за дефицита требуемых кадровых ресурсов в государственных научных учреждениях, которые выступают исполнителями КНТП. Необходимо рассмотреть вопрос о возможности участия в качестве соисполнителя частных российских селекционных компаний.

2.9. Установление необоснованных требований к участникам программ по срокам расходования финансирования. Участники программ должны иметь возможность самостоятельно решать, в какие сроки выделенные средства должны быть израсходованы.

2.10. Возможность получения заказчиком доли в праве собственности на полученный в рамках КНТП результат, и/или регламентирование прав использования данной интеллектуальной собственности.

Предлагается внесение соответствующих изменений в ФНТП, решение кадрового вопроса, а также возможное делегирование ответственности за исполнение ФНТП на ряд ведомств.

  1. Специальные меры повышения международной конкурентоспособности отрасли

3.1. Одной из возможных мер быстрого повышения конкурентоспособности отечественной селекции может стать разработка механизма софинансирования государством приобретения российскими крупными частными компаниями, занятыми в отрасли АПК, частных европейских селекционных центров (по примеру сделки SyngentaChemChina), в первую очередь по направлению кукуруза, ячмень/яровая пшеница, сахарная свекла, соя.

3.2. Государственная маркетинговая и экспортная поддержка существующих сегодня конкурентоспособных селекционных достижений (компенсация затрат на регистрацию отечественных сортов за пределами РФ, затрат на организацию и проведение выставок и дней поля).

3.3. Во исполнение Постановления Правительства РФ от 22.04.2019 № 479 «Об утверждении Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019-2027 годы» сформировать предложения для решения задач ускоренного развития технологий генетического редактирования и мер предупреждения чрезвычайных ситуаций биологического характера и контроля в этой области.